Выбор мебели — один из самых важных шагов при создании интерьера любого пространства. Обычно он ограничен, с одной стороны, магазином «Шатура», с другой — IKEA, а с третьей — комиссионными и винтажными магазинами, где поиск подходящего варианта требует немало времени и усилий. Выходом может стать заказ мебели в специализированных студиях. The Village рассказывает о мастерских, где работают с самым русским материалом — деревом.

 

 

Александр Каныгин

Петербургский дизайнер Александр Каныгин не сразу пришёл к своей профессии: он учился на реставратора, затем — на архитектора, некоторое время работал в разных дизайн-студиях Санкт-Петербурга. Каныгин объясняет, что только предметный дизайн дал ему необходимую творческую свободу.

Дерево — любимый материал дизайнера. Подбирая доски и брусья на базах пиломатериалов, он старается найти самые необычные и красивые экземпляры с сучками, трещинами и другими индивидуальными особенностями. Красота древесины соседствует в работах Каныгина с абстрактными формами. Пример — одна из самых известных вещей дизайнера — деревянная маска, схематично изображающая голову медведя, которую надлежит вешать на стену. Маска стала прототипом для светильника, который имеет ту же форму, но сделан из полупрозрачного пластика. Продолжает тему и серия журнальных столов-табуретов в виде животных.

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 1.

В этом году Каныгин представил свои работы на Миланской неделе дизайна в рамках проекта Izba Project, который объединил восемь независимых российских дизайнеров. Помимо предметов обстановки по дизайну Каныгина, в выставке проекта участвовала его разборная игрушка «Горыныч» и необычный аксессуар — накладная борода из разных видов шпона.

   

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 4.

Александр Каныгин 

Дерево — уникальный материал, имеющий массу преимуществ практически при полном отсутствии недостатков. Предметный дизайн увлёк меня ещё в детстве, когда я делал игрушки и разные странные предметы из дерева, но более серьёзно я начал заниматься этим с 2010 года, когда у меня появилась собственная мастерская.

Работаю я один. Какие-то идеи рождаются и сразу воплощаются в жизнь, какие-то вынашиваются долгое время, а какие-то ждут своей очереди. Всё зависит от массы факторов при производстве, личных приоритетов и жизненных обстоятельств. Я берусь и за заказы со стороны, но только если проект мне нравится или есть возможность сделать так, чтобы им было интересно заниматься.

   

 

 

Studio 12

Studio 12 год назад основал Павел Размахнин — некоторое время он работал в мебельной промышленности вместе с отцом в Иркутске. Потом он переехал в Петербург с будущей женой Катериной и вместе с ней открыл мастерскую. Коллектив в мастерской небольшой, но за это время в ней успело поработать много творческих людей, среди которых — фотограф, музыкант из Бельгии, мастер чайных церемоний, татуировщик, реставратор и работник «Мосигры».

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 5.

Сейчас мастерская всё больще работает с петербургскими барами и кафе, параллельно занимаясь частными заказами. Так, Studio 12 делала стулья для бара Mishka и клуба «Цоколь», столы и подоконники для бара «Пингвин», мозаичные двери для бара «812». По словам Павла, работать с владельцами заведений приятнее, так как они точно знают, чего хотят, всегда пунктуальны в сроках и оплате и чаще выбирают хорошее дерево.

   

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 8.

Павел Размахин

основатель Studio 12

Дерево — это лучший материал. Экологичный и практичный. Все материалы мы выбираем сами, ищем поставщиков в интернете и проверяем качество. Начинали работать, конечно, с сосны, потом полюбили бук за прочность, после оценили свойства дуба и влюбились в текстуру вяза. Ещё нравится тик, но это совсем не бюджетное дерево, и, конечно же, почти все виды ореха. Считаем, что на хорошем дереве экономить не стоит. Категорически не любим мебель IKEA – слишком уж она недолговечная, правда, минималистичный дизайн неплох. 

Каждым нашим проектом мы гордимся в той или иной степени. Но лучшие ещё впереди. У нас нет определённой чёткой направленности, можем взяться почти за любой интересующий нас заказ и всегда открыты для экспериментов.

   

 

 

Студия Тимофея Журавлёва

Созданием мебели и предметов интерьера Тимофей Журавлёв начал заниматься около десяти лет назад, разработав дизайн-проект для кафе «Идеальная чашка». Сейчас у него есть постоянная команда, работающая над организацией и ведением проектов, пиаром и производством. 

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 9.

Проекты предметов часто рождаются у Тимофея случайно. Серию мебели QUBIO он придумал, когда решил сделать что-то из остающихся без дела обрезков. Из них Тимофей стал собирать коробки, который при стыковке их друг с другом образовали многофункциональную систему хранения. Один из самых известных проектов студии — это Trees Collection, серия стеллажей, сделанных из фанеры и повторяющих форму деревьев. Она легла в основу масштабной буккроссинговой акции «Книжные деревья». Сейчас студия занимается в основном общественными интерьерами, но постепенно расширяет и сферу деятельности: появляются светильники и решения для жилых пространств. 

   

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 12.

Тимофей Журавлёв

основатель студии

Один из самых любимых проектов — кафе «Укроп», в основу которого легла особенно близкая мне идея экологичности. В нём я реализовал много необычных идей. К примеру, изготовил всю мебель, вырезав её лазером из фанеры. На этом проекте я очень глубоко изучил технологии производства, посмотрел разные материалы, особенно сорта фанеры, опробовал различные виды красок и лаков. Узнал, чем отличаются одни лазерные станки от других. Я даже ездил на лесопилку и просматривал срезы стволов различных сортов дерева. Всё это было весьма увлекательно.

Наверное поэтому проект получился таким живым. Особенное внимание было уделено тактильности. Динамика городской жизни столь редко даёт шанс выбраться на природу — посетитель как бы получает такую возможность. Эти столы имеют встроенные ёмкости, которые наполнены природными элементами различной тематики. Они содержат множество сыпучих наполнителей. Их приятно касаться, перебирать в пальцах. Выбирая стол, гость выбирает и ощущение того места, куда он хочет отправиться. К примеру, стол «Залив» шуршит галькой и кусочками сухого тростника, «Пляж» наполнен морскими ракушками, «Сосна» — россыпью ароматных шишек. Этот проект, наверное, любимый ещё и потому, что там мне, как дизайнеру, предоставили полную свободу. Нельзя не испытывать радость, когда ты занимаешься именно тем, чем хочешь, и видишь реальный результат.

   

 

 

Verstak

Мастерской Verstak появилась в 2007 году и в начале своего существования занималась в основном частными заказами и заказами от КГИОП — изготовлением лестниц, дверей, п​аркета и кабинетов. Сейчас ей управляют Павел Брик и его отец Игорь Анатольевич — они сотрудничают с несколькими профессиональными столярами с большим стажем. Их задействуют, когда поступают большие заказы. Небольшие Павел выполняет сам вместе с напарником. 

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 13.

На сегодняшний день самый крупный заказчик студии — биеннале современного искусства Manifesta 10, для которой Verstak делал выставочное оборудование (оно сейчас стоит в Эрмитаже). Больше всего в студии любят работать с молодыми петербургскими дизайнерами — Rhizome Group и Любовью Лукониной, Plan-S23, Владимиром Алексеевым. 

   

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 16.

Павел Брик

Когда я начал этим заниматься, основной мотивацией для меня был тот факт, что в Петербурге очень мало профессиональных столяров, с которыми могут работать молодые архитекторы и промышленные дизайнеры. Собственно я понял это по собственному опыту, потому что сам занимался архитектурной практикой и находился и по ту сторону.​ ​

Проекты рождаются, когда ко мне приходит заказчик (будь то дизайнер интерьеров, или промышленный дизайнер, или просто частное лицо) и приносит свою идею. Процесс придумывания протекает по-разному. Иногда дизайнер приносит уже готовый эскиз и мне остаётся только изготовить. Чаще всего я помогаю подобрать материал и прорабатываю все узлы, крепления. Иногда есть только идея на словах, и мы с заказчиком придумывае​м​ всё вместе.

   

 

 

Студия «Дело»

«Дело» — объединение архитекторов, строителей и ремесленников разных направлений. Весной 2013 года «Дело» представляло из себя творческий союз архитекторов Арсения Бродача и Игоря Кокорева, ищущих способы реализации своих идей. За год команда выросла до 20 человек — это столяры, сварщики, электрики, сантехники, швеи и прочие мастера.

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 17.

Столярное дело — одно из основных направлений в «Дело». Мастерскую возглавляют Сергей Жердер и Александр Горбачёв, кроме них над производством мебели работает ещё шесть человек. Они работают с разными материалами — от фанеры до драгоценных сортов дерева, выбирая их в зависимости от функции объекта, опираясь на конструктивные и эстетические особенности древесины и их стоимость. Среди реализованных объектов — несколько баров (например The Living Room), гостиниц и хостелов, пара магазинов, для которых были построены столы, стулья, кровати, стеллажи, люстры, барные стойки и различные элементы отделки. 

 

«Именно-дерево»

«Именно-дерево» — это совместный проект Станислава Зверева, владельца небольшого мебельного производства, которое находится в Москве и петербургского дизайнера Ярослава Мисонжникова. В студии работает несколько дизайнеров, коммерческий директор, PR-специалист, на производстве — мастер и его помощник.

 Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 19.

Сейчас в студии можно заказать любое изделие из дерева — от небольшой полки для дома до партии столов для офиса. В мастерской Станислав работает с деревом постоянно, раз в месяц, или по необходимости, выезжает на «охоту» за хорошими образцами. Он любит орех за его цвет и текстуру, дуб за прочность и рисунок, который получается при срезе сердцевинных лучей, из листовых материалов предпочитает мебельный щит и фанеру. Дизайн чаще всего придумывает Ярослав, либо заказчик приходит уже с готовым предложением.

На данный момент в портфолио студии уже есть ряд ярких проектов. В 2012 году стол «Зевака» с латексной подкладкой для сна и ящичком для презервативов, созданный студией для прогрессивных учебных заведений, стал победителем московской выставки SaloneSatellite. Светильник «Угол» был включён в список лучшего на неделе дизайна в Милане по версии журнала Yatzer и стал победителем премии «АрхиWood» в номинации «Предметный дизайн». Одна из последних работ — качалка для детей «Трещотка», которую также показали на Миланской неделе дизайна в рамках проекта Izba.

 

Tsotsov.a

Свою мебельную мастерскую Варвара Цоцова и её отец Юлий открыли полгода назад. Специального образования у них нет: Варвара — лингвист, а Юлий — генеральный директор фирмы строительных материалов. Им всегда нравилось находить старую мебель на блошиных рынках и реставрировать её, затем они начали делать мебель для себя, а позже превратили увлечение в семейный бизнес. 

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 22.

Один из удачных, по мнению Варвары, проектов студии — кафе «Картофель с грибами», над которым они трудились вместе с архитекторами из Rhizome group. Чаще всего студия делает столы и деревянные игрушки. Самый крупный проект — спальня в охотничьем домике с кроватью-лодкой, подвесным столом на цепях и кривой дверью — так и не удалось закончить (заказчик уехал на Украину и не вернулся). 

   

Cделано из дерева: 7 мебельных мастерских в Петербурге. Изображение № 25.

Варвара Цоцова

Дерево — это наша любовь, очень приятный, благородный и долговечный материал, который хранит тепло. Самое интересное — это видеть, как из кривой доски получается гладкий стол. Мы вообще за натуральные материалы — камень, натуральную кожу, керамику, бетон, железо. Уже думаем над тем, что бы включить в нашу работу интерьерные вещи и из этих материалов.

Мы стараемся обрабатывать мебель натуральными восками и маслами. Рынок наполнен пластиком, ДСП, такими материалами, которые не хочется трогать, не то что нести в дом. Дерево покупаем на трёх проверенных складах, но всё равно иногда возникают проблемы. Как ни странно, в нашей стране с таким количеством лесов бывает проблематично найти качественное дерево. Мы покупаем древесину заранее и досушиваем её сами. Больше всего любим дуб и красное дерево. Хотя недавно удивились, когда спилили сирень и оказалось, что внутри дерево фиолетовое. Полюбили и её, но, к сожалению, из неё ничего невозможно сделать. Обычно мебель заказывают уже по чертежам или картинкам. Но мы любим сами придумывать проекты и сейчас идём к тому, чтобы меньше делать на заказ и больше создавать своих предметов на продажу. 

   

Фотографии предоставлены героями материала