Уличные маркеты — это не только шанс для маленьких шоу-румов или кафе показать себя большому количеству людей, но и возможность для простых людей продать свои вещи, которые по тем или иным причинам лишь занимают место в шкафу и на полках.

Самый большой, прошедший несколько дней назад на «Стрелке» «Ламбада-маркет», с каждым разом собирает всё больше участников и наконец обзавёлся Instagram. Следующую «Ламбаду» стоит ожидать 6 cентября на Покровском бульваре. Другой известный маркет, правда, более камерного масштаба, «Ле Пикник», пройдёт во дворе клуба Powerhouse уже 2 августа, и, если поторопиться, ещё можно попробовать оставить заявку на участие. Периодически уличные маркеты организовываются стихийно, как, например, «Ослепительно дёшево», прошедший этим летом в кафе и мотоклубе «Энтузиаст». Следить за ними и договариваться насчёт участия удобнее всего через соцсети — чаще всего организаторы просят прислать фотографии вещей и их описание. А как оформлять стенд, за сколько продавать вещи и другие правила участия в маркетах — в нашем гиде и советах профессионалов.

 

 

Оценить собственный гардероб
и предполагаемую выручку

Прежде всего следует адекватно оценить ненужные и не подошедшие вещи в собственном гардеробе и постараться прикинуть, способна ли продажа хотя бы половины из них окупить стоимость аренды места. Если у вас набралось десять футболок Acne, от которых вы планируете избавиться по цене в 300 рублей (потому что cами когда-то покупали их на распродаже за 500), и одна кожаная куртка Helmut Lang, которую вы хотите продать тысяч за двадцать, вы рискуете и в плюсе, скорее всего, не останетесь. Всегда имеет смысл позвать друзей и знакомых, с которыми можно разделить стоимость аренды и стенд.

Помимо этого, стоит заранее назначить цену каждой вещи, вырезать бумажные ценники, которые можно будет прикрепить на вешалки, и решить, сколько вы готовы скинуть, если вас попросят. Это существенно облегчит общение с покупателями и избавит от необходимости в сотый раз повторять стоимость каждого предмета.

 

 

Подготовить и привести
в порядок вещи

Все вещи, которые вы собираетесь выставить на ярмарке, должны пройти строгий отбор — ещё на этапе отправки фотографий организаторам. Возможно, потребуется помощь независимого эксперта — друга или подруги, которые способны рассмотреть вещи с точки зрения потенциального покупателя. Не стоит брать одежду и обувь с заметными дефектами (только если это не туфли Manolo Blahnik с еле видимой царапиной на каблуке, с которыми вы собираетесь расстаться за тысячу рублей) и очевидными следами носки. Скорее всего, свитер с катышками шерсти на боках не произведёт приятного впечатления. Насчёт грязных пятен, надеемся, и так всё понятно.

Как продать ненужную одежду и хорошо провести время. Изображение № 1.

Вся одежда перед продажей должна побывать в химчистке или хотя бы в стиральной машине, вещи из мнущихся материалов следует отгладить, обувь помыть и дополнить запасными шнурками и набойками. Также следует заранее продумать упаковку. Лучше всего запастись бумажными или пластиковыми пакетами из расчёта один пакет на одну вещь — так покупателю не придётся носить купленное у вас платье подмышкой весь день.

В случае с дорогими вещами имеет смысл выставлять их на продажу в фирменной упаковке и с ценниками, если таковые сохранились. Во-первых, это станет хотя бы каким-то подтверждением подлинности вещи, а во-вторых, даст возможность сравнить первоначальную цену с той, за которую вещь продаёте вы. Покупать туфли за 5 тысяч рублей, зная, что их первоначальная стоимость — 20 тысяч, намного проще чисто психологически. Если этикетки, упаковки и ценники безвозвратно утеряны, следует вспомнить историю каждой вещи.

 

 

Выбрать подходящий вариант транспортировки

Помимо подготовки самих вещей, вам нужно заранее решить, каким образом вы будете добираться на ярмарку. Если предметов не так уж много и они некрупные, можно просто сложить всё в рюкзак и пакеты наподобие икеевских. Но если у вас много обуви или мнущейся одежды, то стоит заказать такси или договориться с человеком, который сможет довезти вас до места назначения на машине. Ещё один вариант — сложить все тяжёлые вещи в чемодан. Пути отступления тоже лучше продумать заранее. Скорее всего, после долгого дня на ярмарке сил на то, чтобы добраться до дома, будет не так уж много. К тому же стоит приготовиться к тому, что часть вещей, скорее всего, останется нераспроданной, так что их придётся везти обратно.

 

 

Позаботиться о мелочах

Стоит понимать, что маркет, на котором вы — продавец, будет существенно отличаться от тех, где вы были посетителем. Скорее всего, у вас не будет времени, чтобы пройтись по рядам и посмотреть других участников. На фуд-корт тоже придётся выделить ограниченное время. Имеет смысл запастись минеральной водой и фруктами, которыми вы сможете перекусить, не отходя от своего стенда. Заранее стоит подумать об одежде: не факт, что ваш стенд будет находиться в тени — на этот случай лучше взять с собой соломенную шляпу, кепку или панаму. Самое главное — обувь должна быть удобной и лучше не новой.

Как бы парадоксально это ни звучало, нужно быть готовым враз стать очень общительным. Многих потенциальных покупателей, помимо стоимости вещи, может интересовать её первоначальная цена, название марки, место, где вещь была куплена, и другие подробности. Скорее всего, всё это вам придётся рассказать не один десяток раз за день.

Зачастую даже на крупных ярмарках и маркетах нет возможности расплачиваться карточкой, поэтому стоит заранее подумать о размене. Далеко не каждый покупатель готов найти нужную сумму без сдачи — на этот случай следует запастись сотенными и пятисотенными купюрами. Другой вариант — назначать круглые цены: вы не телемагазин, чтобы ставить цену в 1 999 рублей в надежде на психологический эффект. Мошенничество — не такая уж редкость для крупных ярмарок, поэтому постарайтесь быть внимательными, когда берёте деньги, хоть в такой суматохе это и проблематично.

 

 

Спланировать день и продумать
оформление стенда

Организаторы просят участников не приходить позже определённого времени и не уходить раньше. Лучше прийти заранее: будет достаточно времени, чтобы оформить собственный стенд, развесить вещи и осмотреться. Лучше сразу выяснить, где находится туалет, комната отдыха для участников, где развернётся фуд-корт и стенды с напитками: когда на маркет придут первые посетители, времени на это у вас уже не будет.

Как продать ненужную одежду и хорошо провести время. Изображение № 4.

Оформление стенда играет едва ли не большую роль, чем сами вещи, которые будут выставлены на продажу. На фоне множества плотно забитых закутков с одеждой, обувью, аксессуарами и косметикой, которые сливаются в один, ваш должен быть по крайней мере приятным. Наибольшее внимание способны привлечь яркие плакаты, набранное крупным шрифтом название или самые симпатичные вещи, размещённые на переднем плане. Особо следует подумать о расположении того, что вы будете продавать. Обувь можно выставлять прямо на коробки из-под неё, мнущиеся вещи — на рейлы, трикотаж и мелкие аксессуары лучше всего раскладывать на плоскости, например на небольшом столике или деревянных палетах. Сослужит службу и небольшой ковёр — на него можно положить пластинки, обувь или небольшие аксессуары.

 

 

Рассказать о себе и узнать о других

Скорее всего, о крупной ярмарке и так знает половина города, но не факт, что ваши друзья в курсе вашего участия в ней. Имеет смысл анонсировать это на собственной странице в соцсетях. Вполне возможно, что именно ваши друзья и знакомые станут первыми покупателями или, наоборот, захотят присоединиться к вам и избавиться от собственных ненужных вещей (так получится сэкономить на аренде места). Друзей же можно попросить подменить вас за прилавком, если вы захотите перекусить или немного отдохнуть.

Прежде всего стоит помнить, что любое подобное мероприятие — это хороший повод провести день на свежем воздухе, завести новые знакомства и встретить старых друзей. Не стоит рассчитывать, что на заработанные деньги вы уедете отдыхать. Это просто отличная возможность избавиться от большей части ненужных и не подошедших вещей за один день и подзаработать, но никакого правила по продаже на грандиозную сумму просто не существует.

 

Как продать ненужную одежду и хорошо провести время. Изображение № 7.

Елена Камай

основатель «Ламбада-маркет»

На прошедшей ярмарке людей, которые продавали свои личные вещи, было немного — всего десять. Это примерно пять процентов от общего количества участников. Такое соотношение объясняется тем, что зачастую мы недовольны качеством тех вещей, фотографии которых нам присылают на почту для согласования. Мы стараемся брать людей либо с интересным винтажем, либо с вещами известных марок. У человека может быть в подборке и Weekday, и Topshop, но всё же лучше, когда бренды немного подороже и не такие популярные. Участие стоит 2 тысячи рублей.

Вещи дешевле 3 тысяч рублей продаются на «Ламбаде» хорошо, на что-то большее люди тратить зачастую боятся. Хотя бывали случаи, когда продавалось что-то и очень дорогое. Я сама выставляла платье Kenzo за 10 тысяч рублей, но его, к сожалению, не купили.

 

Торговаться можно и нужно — в этом своя забава,
трюк каждого маркета

 

Очень многое зависит от общения и способности общаться. Если уж вы решили поучаствовать, не надо бояться разговаривать с покупателями, нужно уметь правильно подсказать и рассказать, чем та или иная вещь хороша. Торговаться на маркете можно и нужно — в этом своя забава, трюк каждого маркета. Можно назначить цену немного дороже и сбавлять её в процессе.

На встрече с участниками мы объясняем, как примерно должно выглядеть место для продажи, но никаких особых правил нет. Рейл, маленький столик, цветы или печенье — минимум, который способен создать правильное впечатление.

 

Как продать ненужную одежду и хорошо провести время. Изображение № 8.

Екатерина Лебедева

участница маркетов

Мы с друзьями всегда выходим в большой плюс, и ощущение пустого шкафа после очень вдохновляет. Здесь действуют обычные ретейл-законы: покупают всё, если это хорошо выглядит, хорошо видно и имеет хорошего продавца. Нужно быть искренним, не пытаться впарить, а вести диалог с покупателем, легко и не агрессивно поощряя покупку. Нужно именно продавать. Не любишь продавать — маркеты не твоя история.

Дорогие вещи тут тоже вполне могут продаться. В условиях маркета не всем легко решиться на дорогую покупку (сложности с примеркой, возвратом, шум-гам вокруг), поэтому если вы хотите продать дорогую вещь, то лучше сосредоточиться на этом покупателе и сделать его пребывание в корнере максимально комфортным. Поболтать, проводить до примерочной, обсудить плюсы и минусы — поддержать психологически.

Обычно долгая проработка стенда не требуется, потому что маркеты пресыщены светом, звуком, народом. Мы стараемся сделать всё минималистски — удобный подход к рейлам, стул для примерки обуви, зеркало и закрытая примерочная. Минимум объектов, но всё суперфункционально.

Как продать ненужную одежду и хорошо провести время. Изображение № 9.

Иногда мы ставим цветочки или конфетки, а также для красоты (но в первую очередь для удобства) используем старое торговое оборудование из магазинов. Оно и выполняет функцию декора.

Очень удобно заранее сделать ценники, прикрепить их и подготовить вешалки для каждой вещи. Можно даже отгладить и аккуратно сложить в кофр, чтобы с утра, по приходе на площадку, только вынуть и развесить вещи. Также нужно позаботиться об удобном рейле. Стоит соотнести количество вещей, вешалок и продумать, сколько нужно рейлов, не забыть взять инструменты для их сборки.

Если несколько участников размещаются на одном стенде, можно договориться о дежурстве: кто-то торгует утром, кто-то днём, кто-то на второй день.
Вообще, вопрос с неокупаемостью зависит от условий участия. Если участие дорогое, имеет смысл позвать подружек и разделить все траты и усилия. Кто-то приезжает с утра и делает монтаж, развешивает вещи, кто-то торгует днём, а кто-то делает демонтаж и развозит рейлы, вешалки. Обычно на маркетах мощная команда организаторов, но стоит их пожалеть и самим позаботиться о возможных нуждах: скотч, отвёртку, ножницы и технические мелочи лучше привезти с собой. Это сэкономит не только силы организаторов, но и собственное время и нервы.

 

Как продать ненужную одежду и хорошо провести время. Изображение № 12.

Ильдар Иксанов

стилист FOTT
и участник маркетов

Моя работа тесно связана с вещами, поэтому за некоторое время у меня скопилось очень много ненужных. Маркеты — отличная возможность освободить свои шкафы и заработать немного денег.

Готовиться к такому мероприятию лучше заранее. Для начала надо отобрать вещи, привести их в надлежащий вид. Затем продумать цены: надо сразу понимать, что за вещи на маркете не дадут тех денег, что вы на них потратили, даже если вещи новые или одевались один раз. На таких мероприятиях больше 4 тысяч рублей за вещь никто не даст. Поэтому надо прощаться с ними с умом. Стоимость аренды тоже очень важный фактор, поэтому лучше всего открывать корнер с другом или друзьями, чтобы поделить стоимость аренды на всех.

Летом очень важно захватить головной убор, средства защиты от солнца (очки, кремы), воду и фрукты. На фуд-корте «Ламбады» было очень много предложений за адекватные деньги, поэтому вопрос с едой был решён.

Я второй раз участвую в «Ламбаде», и оба раза были удачными. Очень приятная атмосфера, прекрасные люди по соседству и хорошая музыка — за это спасибо Саше Липскому.

 

Формируя цены, я думал, за сколько бы сам купил
ту или иную вещь

 

Формируя цены, я думал, за сколько бы сам купил ту или иную вещь. В результате скидка составила 70−80 % от первоначальной стоимости. Поэтому многие покупатели не торговались со мной, понимая, сколько это стоит на самом деле. Были и те, кто не понимал, но их получалось убеждать. Что касается вещей, лучше продаются, конечно, аксессуары и обувь. Как бы странно это ни звучало, но для каждой вещи есть свой покупатель.

 

Как продать ненужную одежду и хорошо провести время. Изображение № 13.

Ксения Кушнаренко

основатель маркета «Ле Пикник»

Со сменой формата «Ле Пикника» — из барахолки в рынок авторских товаров — сменились и участники: 90 % составляют производители. С секондом уже почти никто не участвует. Но если вдруг захочет, с действительно классными вещами, я только за, это добавляет шарма.

У меня как у организатора «Ле Пикника» нет понятия «простые люди»: в какой-то момент я решила сделать для всех единый ценник участия — 5 тысяч рублей: и для авторов, и для тех, кто сам ничего не производит, а просто хочет избавиться от собственных вещей. У каждого свой подход, у меня такой. Я пробовала по-разному, и, мне кажется, это самый простой и честный вариант. Если вещей немного и это мои друзья (именно друзья, а не знакомые-приятели), я поставлю просто так. Либо по бартеру.

По оформлению стенда раньше давала подробнейшие инструкции и пожелания. Сейчас участники стали более самостоятельными, понимающими, опытными — проблем с выкладкой ни у кого нет. Ну плюс тюки сена или соломы — на них по определению всё отлично выглядит, какой продукт ни размести.

О чём нельзя забыть перед подготовкой, так это о сдаче взноса. Я серьёзно. Нет ножек — нет мультиков. Потом — мебель: рейлы, столы. Я всегда чётко информирую, что предоставляю, а что нет.

А по поводу успешности продаж — ну это же лотерея, неужто не понятно? Я раньше очень переживала насчёт негативных откликов, если кто-то не так хорошо продался, как планировал, но потом перестала. Это же совокупность факторов: площадка, трафик, сезон, аудитория, конкретная марка, дело случая, в конце концов. Сегодня продался не очень — в другой раз отлично, или наоборот. Всё в итоге уравновешивается. Опытный участник всё видит и всё знает, как и организатор.

 

Фотографии: Валерий Белобеев