За последние несколько лет в России появилось много молодых и успешных локальных марок. При этом выучиться на дизайнера одежды в Москве по-прежнему можно буквально в нескольких вузах. Британская высшая школа дизайна едва ли не единственная из них, предлагающая европейскую систему подготовки: здесь, кроме теории и практических навыков, предлагаются стажировки в западных модных домах и знания в сфере продвижения собственной марки.

The Village поговорил с шестью студентами БВШД, прошедшими трёхлетнюю программу Fashion BA по специальности «дизайн одежды», и узнал, на каких европейских дизайнеров они ориентируются, чему научились за три года и в каком направлении планируют двигаться после окончания института.

Катерина Штепа

«Схемы гравитационной силы чёрных дыр дали начало построению лекал» — молодые дизайнеры о новой моде. Изображение № 1.

 Моя выпускная коллекция — это новый взгляд на московский конструктивизм, попытка показать людям город под другим углом. Современный мегаполис — это сложные сочетания геометрических фигур и пространств, иногда подавляющие своей монументальностью. Для реализации задумки я использовала текстуры, повторяющие ритм окон в кубических домах, в сочетании с абстрактным принтом на органзе.

На создание выпускной работы ушёл год. Всего в ней восемь образов. Одной из главных идей было создать коллекцию-трансформер, в которой любая вещь сочеталась бы со всеми остальными. После показа я рассчитываю разместить свою коллекцию в московских шоу-румах.

Параллельно я занимаюсь современным искусством, работаю художником. В будущем хотелось бы сочетать абстрактное современное искусство и моду. Также в планах заниматься продвижением своих произведений, возможно не ограничиваясь только модой. Дизайн — он же, как жизнь, многогранен.

Анна Цыкунова

«Схемы гравитационной силы чёрных дыр дали начало построению лекал» — молодые дизайнеры о новой моде. Изображение № 2.

 Больще всего в дизайне одежды меня привлекло то, что это всеохватывающий процесс, требующий таланта, логических навыков и фантазии в различных сферах. В создании одежды ты не ограничен каким-то одним родом занятий — отрисовкой эскизов, например, а постоянно пробуешь себя в новой роли: сейчас ты исследователь трендов и экспериментатор, потом — аналитик, креативный конструктор, технический исполнитель, художник, графический дизайнер, но самое главное — неугомонный изобретатель. Для того чтобы поступить на курс, пришлось пожертвовать многим — изменить привычный образ мышления, посвятить каждую минуту развитию творческого потенциала, изучить основы тайм-менеджмента, научиться последовательно организовывать мыслительный процесс в скетчбуках, побороть страх перед критикой и переступить через огромное количество сомнений.

Из всех существующих модных направлений мне ближе всего философия «антифэшна»: Vivienne Westwood, Rick Owens, Yohji Yamamoto, Comme des Garçons. Очень ценно и чувство юмора в моде, которое удачно демонстрируют Jeremy Scott, Ashish и Manish Arora. 

Моя выпускная коллекции посвящена проблеме незаконного копирования и производства поддельной продукции китайскими фабриками. На выбор темы повлияла моя недавняя поездка в «мировую столицу подделок», которая находится в Китае. Меня заинтересовал их подход: копия в китайской культуре воспринимается как учебный материал, необходимый для создания инновационного продукта. Основываясь на этой концепции, я решила сравнить процесс «быстрого» производства с отдельной формой искусства. Поэтому моя коллекция построена на контрасте ручной работы и конвейерного производства, замещения одного другим. Он даёт ощущение фейковости, который выражается в гиперболизации форм, «ошибочном» расположении некоторых деталей одежды и замене натуральных материалов синтетическими.

Сейчас я работаю дизайнером в одном московском бренде, параллельно продолжаю заниматься собственной коллекцией, которая будет представлена на Mercedes Benz Fashion Week. На её основе проектирую коммерческую линию. В дальнейшем надеюсь стать самостоятельным дизайнером и развивать свою марку.

Анна Головина

«Схемы гравитационной силы чёрных дыр дали начало построению лекал» — молодые дизайнеры о новой моде. Изображение № 4.

 Дизайнером одежды я хотела быть лет с семи. До сих пор помню незабываемые впечатления от посещения показа в тогда ещё существовавшем Доме мод в центре Новосибирска. Как и многие дизайнеры, в детстве я шила куклам, потом себе, подругам. Так сложились обстоятельства, что первое своё образование я получила в сфере, далёкой от дизайна и творчества. В какой-то момент я поняла, что мечта детства не даёт мне покоя. На тот момент я уже занималась индивидуальным пошивом в свободное от работы время, но не хватало знаний и идей, очень хотелось научиться мыслить и работать на уровне европейских дизайнеров. Так я узнала о Британке и вот уже заканчиваю последний год программы Fashion BA.

Процесс создания коллекции занял весь год и делился на несколько этапов: развитие идеи, исследование на тему концепции, создание текстур, тестирование и отшив пробных образцов, создание финальных изделий. В моей коллекции всего восемь луков. Концепция основана на создании образа новой независимой женщины, для которой всё ещё важно сохранить свою внутреннюю женственность и хрупкость. Я использую мужские элементы, такие как свободный крой, военные атрибуты, камуфляжный принт, и насыщаю их женственностью при помощи пастельных оттенков, сочетания со струящимися тканями и кружевами. В коллекцию также вошли вязаные платья, комбинезон свободного кроя, юбка и брюки с архитектурными карманами, топы и платья из сетки. Центральным элементом коллекции стала шуба из плетёного меха с камуфляжным принтом.

Параллельно с дизайном одежды я занимаюсь созданием аксессуаров: цветных кожаных сумок с резными деталями. Идея появилась после первого года обучения в Британке и стала продолжением одного из учебных проектов. Вообще мне интересен дизайн аксессуаров — не только сумок, но и украшений. Прошлым летом я сделала коллекцию украшений из дерева, сейчас работаю над новой коллекцией из металла. К сожалению, во время учёбы не было возможности развивать это направление в достаточной мере: учёба занимает абсолютно всё время, свободное и несвободное. 

Марина Райнина

«Схемы гравитационной силы чёрных дыр дали начало построению лекал» — молодые дизайнеры о новой моде. Изображение № 6.

 На момент поступления в БВШД я уже успела пройти несколько стажировок в рекламном агентстве, работала фотографом, ездила на гастроли с труппой, в которой танцевала. Когда возникло желание повысить графические навыки, я решила поступить в Британку на графика. Но вскоре перешла на направление Fashion BA. Здесь я могла подтянуть свои знания в рекламе, фотографии и компьютерной графике.

Из российских дизайнеров мне нравятся коллекции Алёны Ахмадуллиной, Даши Гаузер, но меня куда больше вдохновляют работы и успехи наших выпускниц, которые смогли занять своё место на фэшн-рынке. Как бы банально это ни звучало, но я также в восторге от известных дизайнеров вроде Карла Лагерфельда, Александра Ванга, Хуссейна Чалаяна.

В моей коллекции более 15 изделий, собранных в семь образов. Схемы гравитационной силы чёрных дыр дали начало построению лекал. Цветовая гамма была выбрана исходя из таблицы температуры цвета. После показа я хочу организовать серию съёмок и продвигать себя через интернет как дизайнера и арт-директора. Ещё я планирую отшив упрощённой версии коллекции на продажу, но и эксклюзивные изделия с подиума тоже можно будет приобрести.

В дальнейшем я надеюсь уехать за границу, но в любом случае  буду работать в фэшн-индустрии.

Анна Крейденко

«Схемы гравитационной силы чёрных дыр дали начало построению лекал» — молодые дизайнеры о новой моде. Изображение № 9.

 Дизайнером я хотела стать с 7-го класса. Параллельно с общеобразовательной я окончила художественную школу, занималась полиграфией. Потом поступила в Британку. Выбрала БВШД из-за уникального подхода к образовательному процессу. Система британского образования даёт возможность сконцентрироваться полностью на изучаемом предмете, без отвлечения на лишние дисциплины вроде физкультуры. На первом курсе есть возможность попробовать себя на всех факультетах перед выбором специальности — мне ближе всего оказался дизайн одежды.

Моя выпускная коллекция вдохновлена легендами московского метрополитена, которому в этом году исполняется 80 лет. По вечерам я путешествовала по станциям и фотографировала все интересующие меня детали: мрамор, поезда, плитку, мозаику, решётки. А днём искала истории о строительстве метро и его тайных станциях. Так родились текстуры и принты, где, кроме прочего, фигурирует культовая надпись: «Не прислоняться».

Коллекция получилась спортивная, но в то же время с долей роскоши и сексуальности. Так, широкие брюки со светоотражающими кантами сочетаются с лимонным корсетом и мраморным принтом, а под объёмным платьем из сетки виднеется силуэт женского тела в облегающем кожаном топе. Корсеты, брюки, легинсы, куртки, платья и парки — основные предметы, входящие в состав коллекции.

Ещё во время учёбы я начала развивать свой бренд одежды. Всё началось с продажи пары толстовок в школьном магазинчике на выставке. Затем я выпустила партию и продала её в московском шоу-руме. Через пару месяцев я стала участницей проекта «Сеть». В прошлом году состоялся мой первый показ. Как только я выставила фотографии на мировом портале Not Just a Label, ими заинтересовалась британо-марокканская пиар-компания и предложила контракт. Сразу после этого меня пригласили на парижскую Неделю моды принять участие в трейд-шоу Zip Zone Paris. После этого я приняла участие в показе Альянса арт-инженеров на Mercedes Benz Fashion Week Russia, стала финалисткой конкурса «Образы России». В этом году, столкнувшись с трудностями работы с производствами, я решила открыть свой экспериментальный цех.

Саша Феоктистова

«Схемы гравитационной силы чёрных дыр дали начало построению лекал» — молодые дизайнеры о новой моде. Изображение № 12.

 До поступления в БВШД я посещала курсы рисования, живописи и композиции при РГГУ, которые помогли мне определиться с моими дальнейшими интересами и планами. О Британке я узнала лишь за месяц до поступления. Решение было спонтанным, но тем не менее никогда не жалела о нём. Портфолио подготовила за месяц, сдала вступительные экзамены, прошла собеседование и поступила на курс Foundation.

Пожалуй, больше всего мне импонируют работы Walk of Shame, Faustine Steinmetz, Marni, Ximon Lee, Delpozo и Acne Studios. Моя выпускная коллекция основана на личном наблюдении о том, как путешествия способны кардинально преобразить сознание людей, помочь раскрепоститься и расширить рамки собственной свободы. Смена обстановки и погружение в атмосферу отдыха помогает исцелить душевные раны. Коллекция олицетворяет ностальгический архив воспоминаний о собственных изменениях и переменах. В общей сложности работа заняла девять месяцев и включает в себя шесть образов. 

На данном этапе самое главное для меня — это опыт и саморазвитие. Хотелось бы пройти стажировки у российских дизайнеров. Ещё я рассматриваю возможность коллаборации с другими молодыми дизайнерами.  

   

«Схемы гравитационной силы чёрных дыр дали начало построению лекал» — молодые дизайнеры о новой моде. Изображение № 15.

Клэр Лэмпан

куратор курса

Курс Fashion BA появился как ответ на серьёзную потребность российской индустрии моды в образовании европейского уровня. Он нацелен на развитие базовых качеств: креативности, уверенности в себе, индивидуальности. Концепции и дизайнерские проекты студентов часто бросают вызов или провоцируют их же самих. Во время работы над ними студенты выполняют исследования, иногда становятся просто одержимыми, проходят через полную самоотдачу. Всё это — чтобы создать что-то личное, вступающее в конфликт с существующими нормами и подчас радикальное. Каждый выпускник программы должен понимать все аспекты созданной вещи или коллекции — начиная с концепции и заканчивая техникой выполнения — её шитьём. В результате такой профессионал способен создать коллекцию, которая достойна встать в один ряд с образцами современной высокой моды. 

Хотя все студенты в мире похожи, русские более эмоциональны, трудолюбивы и очень амбициозны. Они понимают, что здесь индустрия моды находится в состоянии становления и они должны играть важную роль, — у их коллег из Великобритании такой возможности уже нет. 

Наши выпускники выбирают разные пути. Кто-то остаётся в России, кто-то уезжает. Некоторые студенты быстро становятся частью команд ведущих брендов. Мы побуждаем студентов начинать со стажировки. Это важно, чтобы понять для себя, хочешь ли ты работать на существующий бренд или основать свой собственный. Например, у нас был совместный проект с adidas, в результате которого студентка второго курса выиграла шестимесячную стажировку в adidas Originals в Германии. По истечении срока с ней продлили контракт ещё на шесть месяцев, что, конечно, даёт ей бесценный опыт. Наши студенты стажируются в Giles Deacon, Eudon Choi, Louise Gray, Haider Ackermann, Christian Wijnants и у российских дизайнеров, например в Vika Gazinskaya. Дальше встаёт выбор — работать в России или уезжать из страны. Например, наши выпускницы Алиса Кузембаева и Даша Сельянова (ZDDZ) открыли компании в Лондоне.

   

Фотографии предоставлены героями материала