Селективная парфюмерия вот уже несколько лет остается популярной у покупателей, несмотря на то что цена на нишевые ароматы, как правило, значительно выше стоимости духов и туалетной воды из ассортимента крупных косметических ретейлеров. The Village решил разобраться, почему нишевые парфюмы стоят дороже и как вообще формируется цена на этом рынке. О законах ценообразования и самом процессе создания аромата нам рассказала Мария Борисова, сооснователь и кутюрье первого российского бренда селективной парфюмерии Selection Excellence.

Мария Борисова

сооснователь и кутюрье Selection Excellence

В первую очередь важно помнить, что себестоимость селективных духов ручного производства априори выше, чем у продукта крупного производителя. Связано это с использованием качественных ингредиентов, большинство из которых — натуральные масла. Количество выпускаемых ароматов ограниченно, и поэтому закупка ингредиентов осуществляется в небольшом количестве. А как известно, чем меньше объем закупок, тем выше себестоимость.

Идея аромата

Процесс создания духов начинается с того, что кутюрье придумывает саму идею аромата. Это исключительно творческий, во многом непредсказуемый процесс. Лучшие запахи рождаются случайно — во время путешествий, в преддверии знаменательного события или просто когда приходит вдохновение. На этом этапе важно определиться, какой аромат должен получиться, после чего начать работу над составом.

Разработка формулы

Здесь в работу вступает парфюмер. В нашем случае я объясняю свою идею на бумаге или по телефону, поскольку производство находится в Бельгии и с парфюмерами мы общаемся чаще удаленно. Очень важно донести, насколько свежим и глубоким должен получиться аромат, какие ноты в нем будут доминировать. Бывает такое, что нужных ингредиентов у парфюмера нет, и тогда процесс несколько затягивается.

В целом за закупку компонентов отвечает парфюмер, поскольку он специалист своего дела и знает, где купить качественные масла по выгодной цене. После согласования примерной формулы аромата он приступает к разработке образцов. Обычно готовятся два-три семпла, в каждом из которых использованы одни и те же масла в разных пропорциях. Важно опробовать несколько версий, потому что из-за доминирования того или иного ингредиента аромат может получиться более сладким/горьким/терпким и так далее. После того как семплы готовы, парфюмер высылает их на согласование.

На этапе создания аромата основные затраты это:

— работа парфюмера

— ингредиенты для семплов

Согласование и доработка

Следующий этап — дегустация парфюмерных композиций. Если с ароматом сразу не случится определенной химии, то приходится достаточно долго его носить и распробовать. Задача кутюрье — понять, чего не хватает для того, чтобы духи стали идеальными, такими, как задумывались изначально. Например, может потребоваться сделать аромат немного свежее. Все комментарии отправляют парфюмеру, который готовит новые семплы. Этот процесс длится до тех пор, пока аромат не будет полностью удовлетворять всем требованиям.

Процесс создания духов занимает в среднем три месяца — от разработки запаха до запуска на полку, однако всегда лучше потратить больше времени на действительно выдающийся парфюм, чем пускать в продажу недоделанный продукт.

Упаковка

Здесь многое зависит от того, разрабатывается ли для духов уникальная упаковка, используются ли готовые образцы. Например, наши флаконы делают не по специальному заказу, они выбраны из каталога австрийских партнеров. Это простые формы с намеком на некоторую лабораторность, которые не отвлекают покупателя от содержания, а также снижают себестоимость духов.

К выбору производителя флаконов нужно подходить очень серьезно. Самое важное — качество стекла, потому что именно оно сохраняет аромат. Пластик допускается для производства пробников, но нужно помнить, что у таких духов срок годности значительно меньше.

Следующий шаг — этикетка. Можно разрабатывать различающиеся этикетки для разных ароматов, что будет дороже, или сэкономить, сделав типовые варианты для всей продукции марки. Мы пошли вторым путем: если аромат рядовой, из нашей линейки, то ему присваивается номер, который складывается исходя из формулы духов. Раньше нумерация шла из головы, но сейчас более сложные ароматы имеют нумерацию ближе к 100, а более простые и свежие — до 40.

Крышки мы заказываем отдельно, поскольку они производятся специально для нас из натурального дерева. Когда мы только начинали, то использовали золотые пластиковые крышки, но со временем, имея возможность потратиться на эстетику, перешли на деревянные, чтобы подчеркнуть натуральность продукта. Также у каждого аромата есть своя книжечка, где описан его состав: верхние, основные и нижние ноты и средняя стойкость.

Запуск в продажу

Обычно мы делаем 100 пробных флаконов нового аромата, чтобы понять, как он придется по вкусу нашим клиентам. За две-три недели мы понимаем, насколько он востребован, и, если есть такая необходимость, заказываем новую партию. Вообще, это не очень хорошая практика, когда духи простаивают на складе, поэтому мы стараемся делать все в небольших количествах, но лучшего качества.

Поскольку мы везем основу для нашего парфюма из-за рубежа, то большие средства уходят на транспортировку и таможенные пошлины. Эта статья расходов занимает значительную часть у большинства производителей. После того как все готово, нам остается надеть крышки на флаконы, повязать книжечку на ленточку, и аромат попадает на полку.

Также определенные суммы уходят на аренду помещения и зарплату штатным сотрудникам.

Реклама и продвижение

Крупные корпорации тратят миллионы на маркетинг и рекламу, но нужно понимать, что не у каждого бренда есть такая возможность. Многие бренды селективной парфюмерии пользуются сарафанным радио, распространяя информацию о себе через друзей, знакомых и покупателей.

Таким образом, цена духов, как правило, складывается из:

— работы парфюмера;

— ингредиентов для создания аромата;

— производства флакона, крышки, этикетки и прочего;

— аренды офиса и магазина;

— налогов и таможенных пошлин.


Обложка: lpictures - stock.adobe.com