В последние десятилетия арт-резиденции стали трендом, на который выделяют деньги десятки организаций на всех континентах. Что характерно, они появляются не только в столицах мира, но и в менее известных населённых пунктах. The Village побывал на дискуссии, посвящённой переосмыслению городов с помощью искусства, и узнал, каким образом резиденции и художественные проекты влияют на среду.

 

Резиденции как решение
проблемы территорий

Помимо чисто художественных целей, нынешняя волна резиденций в крупных городах нацелена в первую очередь на оживление культурного ландшафта. Создание арт-резиденции — это один из простых способов превращения спального района в место, куда будут добираться люди, интересующиеся искусством. Художник может творить где угодно, а его работы в сером контексте и мегаполиса, и мелкого населённого пункта смогут повлиять на новую концепцию района, который решится на подобный эксперимент. Например, под резиденции можно отдавать полузаброшенные здания, чтобы привлечь к неосвоенным территориям внимание инвесторов. Художники будут работать над незнакомым для них, а потому лишённым форматов микромиром. Такое переосмысление может положительно сказаться и на имидже территории, и на самосознании её жителей.


 

Хайди Вогельс, AiR Platform NL, Нидерланды: «Резиденции — это места в городе, обеспечивающие приток гостей. Но не для туристических поездок или для того, чтобы побеспокоить людей, а из чистого любопытства. Они приезжают в город и связывают его с собой, Исследуют, везут полученные знания, передают их в местные арт-резиденции. И география уже ничего не значит. Потому что главное — не расстояние, а взаимодействие. Арт-резиденция — это в первую очередь концепция, а не какая-то конкретная площадка с мастерской и спальней, в которой художник должен жить и творить. И, по сути, любое пространство может стать площадкой для экспериментов. В Амстердаме было много полностью заброшенных районов, в которых потом, в результате работы художников, появились сады, новые истории, знания. Там расцвела жизнь. В России одним из ярких примеров развития арт-пространства является парк „Никола-Ленивец“, известный прежде всего благодаря фестивалю ландшафтных объектов „Архстояние“. Кураторы проекта говорят, что они не только запускают резидентуру, основной интерес — исследование возможностей этих глобальных площадей».


 

Инна Прилежаева, парк «Никола-Ленивец», Калужская область, Россия: «История нашей арт-резиденции по сути началась ещё 20 лет назад, когда появились люди, уехавшие из города и искавшие, где можно было бы жить и работать в диалоге с собой и природой. Они начали взаимодействовать с местными жителями. А территория, где всё это располагается, была разрушена. Каждый выживал как мог, большинство местных уехали. Остались только люди, находившиеся в сильной депрессии. И художники начали проводить различные акции. Всё началось с 1 000 снеговиков, которых в день Великого стояния на Угре местным мужикам предложили соорудить. А потом ситуация начала постепенно исправляться.
Мы теперь фиксируем социальные и экономические изменения. Каждая семья теперь имеет по автомобилю, отправляет детей учиться в университеты Москвы. У них есть маленькие бизнесы по созданию условий для жизни. Люди сами стали чувствовать себя художниками. Они выезжают на международные форумы, у них другое ощущение себя, у них появилась ответственность за это место».