The Village уже писал про эксперимент Gettaxi, где водителям из числа нацменьшинств изменили имена на более понятные: Дамир стал Даниилом, а Ерджаник — Евгением. Вскоре стало известно, что в приложении City Mobil появилась функция «вызвать водителя-славянина». Представитель таксопарка заверил The Village, что это просто «технический сбой»: «Мы хотим клиентам угодить. Немало случаев было, когда звонят и говорят: „Хотим водителя до 27 лет или парня с приятной внешностью, или кавказской, или славянской“. Мы отвечаем, что это пожелание учтём при выборе водителя. В опции должен был стоять просто „выбор водителя“, это мы тестировали на примере „славянина“, и он случайно пошёл в работу. Вообще, много смешных пожеланий клиентов, вы не представляете. Можем подготовить вам для „Ералаша“». Тем не менее в момент написания этого текста опция в приложении всё ещё присутствовала. The Village узнал у юристов, насколько законно предлагать выбрать таксиста по национальности.

   

ДАНИЛ ЛЕВЧЕНКО
управляющий партнёр адвокатской группы «Левченко и партнёры»

Введение в приложениях для вызова такси пункта «вызвать водителя-славянина» дискриминирует работающих в такси водителей по расово-национальному признаку.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Такие пункты не соответствуют указанному выше положению Высшего закона страны и, очевидно, не должны присутствовать в таком виде в программных продуктах, предназначенных для приобретения той или иной услуги.

Можно устанавливать, например, графу владения водителем тем или иным языком общения, поскольку он должен понимать, что ему говорит клиент, стаж вождения или иные объективные профессиональные навыки, но выбор национальности водителя — это, очевидно, незаконно.

   

Антон Толмачёв
управляющий партнёр «ЮрПартнерЪ»

Компания оказывает таксистам платную услугу по поиску и привлечению клиентов, поэтому на всех пользователей этой услуги распространяются нормы конкурентного права. Они устанавливают запрет на любое проявление недобросовестной конкуренции, под которым понимаются действия, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности способами, противоречащими законодательству, обычаям делового оборота, а также требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия компании по добавлению опции «водитель-славянин» могут быть обжалованы другими водителями в антимонопольный орган, однако для этого таксист должен быть, во-первых, хозяйствующим субъектом (ИП), а во-вторых, доказать причинённый ущерб (либо возможность его причинения) из-за добавления этой опции.

В целом вопрос о том, нарушается ли этим конкуренция, является спорным. Антимонопольному органу необходимо будет установить целый ряд фактов, указывающих на недобросовестную конкуренцию, а также причинно-следственную связь между этими фактами и причинённым ущербом. Возникает вопрос о мотивации руководства компании, принявшего спорное решение. Если оно предполагает, что водители не славяне по умолчанию являются водителями менее профессиональными, чем славяне, то возникает вопрос, зачем в таком случае разделять таксистов по этническому признаку, если можно просто указать их профессиональные качества (например, с помощью внутреннего рейтинга, указания стажа).

Если речь идёт не о навыках водителей, а исключительно о национальной принадлежности, то в этом случае явно прослеживается дискриминация по этническому признаку, запрещённая Конституцией.

Основной тезис закона гласит, что клиент всегда прав и именно спрос формирует предложение, следовательно, спорная опция сформирована именно пожеланиями заказчиков услуг. Представляется очевидным, что клиентский спрос на услуги водителей определённой национальности лежит за пределами законодательного регулирования и основывается на морально-этических установках личности клиента.