«Ключ от города» — серия путеводителей по городам-государствам, которые живут по своим законам, гордятся собственными героями, празднуют и одеваются в траур невпопад с остальным миром. Три материала посвящены Монако — городу миллионеров, Макао — китайской копии Порту и Мелилье — эксклаву Испании в Марокко, построенному учеником Гауди. Спецпроект подготовлен при поддержке градостроительной компании «А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ».

Трудно поверить, что сегодня в какой-то стране мира передовицы газет и главные страницы новостных сайтов судачат о гостях благотворительных приёмов, умиляются будничным событиям из жизни княжеского семейства и шумят по поводу последних результатов местного футбольного клуба. Но тем не менее такая страна существует — это княжество Монако. Крошечный город-государство принято считать синонимом роскошной жизни: многие десятилетия состоятельные люди со всего света приезжают в Монако на уик-энд, чтобы проигрывать состояния в казино, разъезжать по Лазурному берегу в кабриолете и запивать блюда мишленовских поваров коллекционным шампанским. 

 

   

Строительный бум

Помимо кинематографичных пейзажей и идеального климата с 300 солнечных дней в году, в Монако бизнесменов привлекает специфическая система налогообложения. Граждане здесь не платят подоходный налог, а налоги на деятельность иностранных компаний и предпринимателей-резидентов город-государство взимает по льготному тарифу. Именно из-за этого в начале XX века, почти сразу после обретения Монако независимости, сюда хлынули финансисты, банкиры и промышленники со всеми своими капиталами.


Население страны стало прибывать на глазах, а вместе с ним росли и доходы княжества. Однако нет неба без тучки. Монако неспроста называют карликовым государством — его площадь составляет всего два квадратных километра (вполовину меньше, чем нью-йоркский Центральный парк). Нетрудно догадаться, что после наплыва желающих стать подданными Монако земли, пригодной для строительства, становилось всё меньше. Так в Монако начался настоящий строительный бум — тут и там стали вырастать многоэтажные жилые и офисные дома из стекла и бетона.

Доходность от строительства небоскрёбов в Монако составляет 100 процентов, поэтому стройка в княжестве не прекращается ни на один день. Жилая площадь здесь, несмотря на самые высокие цены в мире (один квадратный метр в среднем стоит 17 тысяч евро!), пользуется в прямом смысле сумасшедшей популярностью. Квартиры в новостройках Монако считаются выгодным вложением денег и никогда не простаивают в ожидании покупателя. Однако очень часто в купленных апартаментах никто не живёт годами — в этом смысле Монако можно назвать страной пустых домов.

 

   

Кто живёт в микрогороде

Благодаря привлечению иностранных капиталов и активному строительству Монако является одной из самых густонаселённых стран планеты — в княжестве живёт почти 36 тысяч человек. Около половины из них — французы, четверть — коренное население Монако, монегаски, а остальные жители представляют 125 разных национальностей. Несмотря на то что русские здесь не многочисленны, в Монако часто звучат российские имена. В 2000-х жители Рублёвки, а точнее, их жены, устраивали в княжестве бесчисленные балы и вечеринки, инвестор Дмитрий Рыболовлев в 2011 году купил футбольный клуб «Монако», а яхта Абрамовича с завидным постоянством не помещается в маленькую гавань княжества.

 

   

Казино Монте-Карло

Сегодня город-государство поделён на десять небольших районов, и в планах у местных властей построить на осушенных морских территориях 11-й. Но вся социальная жизнь в Монако по большему счёту крутится вокруг двух зданий: дворца в старом городе, где живёт князь Монако с супругой, и знаменитого казино, которое находится в районе Монте-Карло.

Именно казино в своё время принесло княжеству его известность и богатство. В середине XIX века антрепренёр Франсуа Бланк открыл на скалистых утёсах Монако игорный дом, вокруг которого быстро вырос город Монте-Карло с его садами, пляжами, гостиницами, морским портом и железной дорогой. Так как во многих других странах мира карточные игры и рулетка были запрещены, а Лас-Вегаса в его сегодняшнем виде вообще не существовало, казино в Монако быстро стало любимым местом отдыха многих всемирно известных богачей. Приезжая сюда, они оставляли шестизначные суммы в отелях, ресторанах и казино — доходы от игорного бизнеса приумножали государственный бюджет Монако.

Сегодня Монако существует в основном за счёт туризма, строительства и большого количества иностранных компаний-резидентов. Азартные игры приносят Монако гораздо меньше доходов, чем в былые времена, хотя казино, безусловно, имеет огромное символическое значение для страны больших денег.

 

   

Транспортные сети Монако

На дорогу до Монако нужно всего 1,5 евро — именно столько стоит поездка на автобусе из соседней Ниццы. Билет на поезд обойдётся несколько дороже — в 4 евро, зато это отличный повод побывать на вокзале Монако. Железнодорожная станция наравне с княжеским дворцом и музеем океанологии имени Жака Ива Кусто считается одной из главных достопримечательностей княжества — она построена в скале на возвышении, её залы отделаны белым мрамором, а специальное освещение создает эффект золотого свечения. Выйти из вокзала можно в две противоположные стороны — в старый город или к зоне казино.

Монако — маленькая, но многоуровневая страна. Для удобства пешеходов здесь построили семь эскалаторов-лифтов, на которых можно подняться с набережной в старый город. Перемещаться по Монако можно и на автобусе. Внутригородских маршрутов всего три, ходят они по строгому расписанию и довольно редко — примерно раз в полчаса. Туристических же маршрутов в Монако пять. Проездной на день обойдётся в 3,5 евро, за которые можно увидеть все самые интересные места страны.

Конечно, самый удобный способ перемещения в Монако — это автомобиль. Город-государство одинаково известен своими красивыми дорогами и разъезжающими по ним шикарными машинами, причём не только во время автогонки «Формула-1». Впрочем, дороги Монако славятся не только красивыми видами, но и крутыми серпантинами. На одном из них, не справившись с управлением автомобиля, погибла десятая княгиня Монако Грейс Келли: машина, в которой находились княгиня и её дочь, сорвалась с обрыва.

 

   

Грейс Келли

Американская актриса Грейс Келли и князь Монако Ренье III встретились на Каннском фестивале в 1955 году и год обменивались любовными письмами, после чего Ренье отправился в Филадельфию, чтобы просить руки и сердца Грейс у её родителей. Через пару недель в Монако состоялась торжественная церемония бракосочетания, превратившая королеву Голливуда в княгиню Монако.

Жителям княжества не понадобилось много времени, чтобы полюбить Грейс Келли: она всегда прекрасно выглядела, была отлично воспитана и блистала на светских раутах, занималась благотворительностью, а во время её выходов к народу любой мог пожать ей руку. Кроме того, её мировая слава привела ко второй волне популярности Монако, куда богатые люди, наконец, стали приезжать не только ради казино и яхт-клубов.

В сентябре 1982 года Грейс Келли, всегда ездившая с личным водителем, решила сама сесть за руль автомобиля под предлогом серьёзного разговора со своей дочерью Стефанией. Всю дорогу княгиня жаловалась на мигрень, потом воскликнула, что ничего не видит и перепутала тормоз с газом, отправив машину вниз с обрыва. На следующий день после аварии Грейс Келли скончалась. Проститься с княгиней приехали члены королевских фамилий, знаменитые киноактёры и представители иностранных правительств. Улицы Монако были полны скорбящих жителей, и ещё около 100 миллионов зрителей наблюдали за похоронами по телевизору.

Прошло много лет со дня смерти Грейс Келли, но о её самоотверженности и доброте до сих пор помнят и жители Монако, и весь остальной мир. В её честь названа одна из центральных улиц княжества, а могилу княгини в семейном склепе Гримальди ежегодно посещают тысячи туристов.

 

 

АО «А101 Девелопмент» реализует в Новой Москве крупнейший в России градостроительный проект «А101» — объединение разных по архитектурному исполнению жилых районов с общей концепцией идеального места для жизни. 

 

ФОТОГРАФИИ: Rupert Ganzer, Chris Yunker, Trish Hartmann