В СМИ появилась информация о том, что российские чиновники в качестве ответных санкций для западных стран могут запретить полёты по транссибирским маршрутам: иностранным авиакомпаниям придётся летать в обход, что удорожит полёты и увеличит их продолжительность. Пока на официальном уровне такие санкции не вводятся. Но это сообщение уже сказалось на капитализации европейских и американских перевозчиков. Подешевели акции International Airlines Group, Ryanair, Finnair, Lufthansa, Air France, Delta, American Airlines и других. В целом авиакомпании потеряли 4,5 миллиарда долларов. Эксперт в сфере авиабизнеса рассказал The Village, чего ждать пассажирам, если правительство решится на такие меры.

 

 

Аноним

Эксперт в области авиабизнеса

В газетах появилась информация о том, что Россия может запретить западным компаниям летать по транссибирским маршрутам. Ключевое слово «может»: о том, что это решение принято, пока никто не говорит. Вероятно, его не примут, но, конечно, любой глупости исключать нельзя. И здесь важно знать историю.

До 1970-х годов СССР не разрешал зарубежным авиакомпаниям летать по транссибирским маршрутам, они были вынуждены облетать северным или южным путём. Трансконтинентальные полёты из-за этого дорожали. Но потом ситуация изменилась: CCCР решением уровня Политбюро ЦК КПСС открыл своё пространство для таких полётов, но они стали платными. Причём само советское государство к этому формального отношения не имело и ни в какие отношения с правительствами акул капитализма на этот счёт не вступало. Зарубежные авиакомпании заключали коммерческие соглашения c советским «Аэрофлотом», с его составной частью, занимавшейся международными полётами. В силу правопреемственности эти договоры и доходы по ним достались уже российскому акционерному обществу «Аэрофлот». Это анахронизм, подобного нет нигде в мире. Но для зарубежных авиакомпаний это всё равно выгоднее, чем полный запрет: сокращается время в пути, расход топлива, снижаются затраты на зарплату пилотов, более эффективно используется техника.

Отмена этих соглашений — это не самый простой путь для России, потому что «Аэрофлот» сегодня — прежде всего коммерческая компания, получающая за счёт этого 300−400 миллионов долларов в год. Сами полёты по транссибирским маршрутам приносят дополнительные доходы за аэронавигационное обслуживание.

Иностранным авиакомпаниям придётся летать в обход, а значит тратить больше денег, снижать рентабельность, увеличивать полётное время, нерационально загружать парк. Но если представить себе, что на самом высоком политическом уровне (как когда-то в Политбюро) будет принято решение о запрете, то «Аэрофлот», а не государство будет нести ответственность перед иностранными коммерческими партнёрами. И тогда возможна масштабная воздушная торговая война. Я не верю в подобный сценарий, но его апофеозом может стать и взаимное ограничение полётов, ведь у нас нет свободного неба, и компании летают между странами на принципе паритета, по представителю страны на каждом направлении. И здесь мы должны понимать, что это, по сути, будет означать автоматическое опускание железного занавеса. А также введение выездных виз для граждан России. При этом мы должны трезво оценивать масштабы своей «авиационной мощи» и соответствующих ей потерь: одна компания Ryanair перевозит по Европе пассажиров больше, чем все российские авиакомпании вместе взятые. Но я думаю, что такого апокалиптического развития событий не будет.

Сегодня уже говорят, что запретят не транссибирские полёты, а те, на которые выдаются разовые разрешения — чартерные и грузовые. Это рынок другой. Их не так много, но они есть. Хотя и здесь будут потери с нашей стороны, например у крупного грузового перевозчика авиакомпании «Волга-Днепр».