Сегодня стало известно, что правительство наделило Роскомнадзор ещё одним полномочием. Теперь ведомство сможет получать информацию о передаче и доставке сообщений между интернет-пользователями. При этом сервисы должны будут хранить информацию о пользовательской активности в течение полугода. Под новое положение попадают соцсети, почтовые сервисы, блоги и форумы. Текст сообщений при этом будет от ведомства скрыт. The Village узнал, как нововведение может отразиться на деятельности сайтов и каких постановлений правительства можно ждать в будущем. 

   

Саркис Дарбинян

адвокат

Подзаконный акт, подписанный сегодня Медведевым, является продолжением политики по контролю за Рунетом. Он принят в рамках федерального закона №97-ФЗ
(об организаторах распространения информации и блогерах) и наделяет регулятора новыми полномочиями.

Конечно, ничего хорошего указанное постановление правительства для бизнеса и владельцев сервисов не несёт. На IT-бизнес теперь ложится дополнительная обязанность предоставлять по требованию Роскомнадзора целую кипу документов, содержащих техническую информацию о сервисах, используемом ПО, способах шифрования. Кроме того, бизнес должен будет предоставлять внутренние приказы компаний о порядке хранения информации и перечне лиц, ответственных за хранение. Как должны выглядеть эти документы, пока непонятно, потому что на сегодняшний день не существует никаких утверждённых форм указанных документов. Однако думаю, стоит ожидать в ближайшее время ещё один подзаконный акт, который установит формы и требования к таким документам.

Принятие подобного акта вряд ли позволяет нам говорить о либерализации бизнеса для онлайн-сервисов, работающих в российском сегменте интернета. Надо понимать, что в случае непредоставления документов по требованию надзорного ведомства либо в случае невыполнения требования о шестимесячном хранении логов Роскомнадзор может принять решение об ограничении доступа к сайтам, что по сути означает полную изоляцию таких ресурсов.

Сам по себе документ не дает регулятору возможности читать содержание чатов пользователей, ведь 23-я статья основного закона страны всё ещё защищает право граждан на тайну переписки. Если ведомство не получает содержание переписки, то возникает вопрос: зачем регулятору вообще нужны сведения о фактах отправки и получения сообщений? Всё просто. Установив между заинтересованными пользователями факт соединения с помощью электронных сервисов, полиция, ФСБ и другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ОРД), могут обратиться в суд и потребовать уже конкретного ограничения конституционных прав граждан и выдачи постановления суда на выемку содержания электронной переписки. Как правило, судьи не особо вникают в вопросы обоснованности таких запросов и с лёгкостью санкционируют подобные требования от органов ОРД.

Однако даже такая новаторская возможность для проведения оперативно-розыскных мероприятий нивелируется сегодняшним развитием криптографических средств общения. Полагаю, что это только подтолкнёт разработчиков на очередное развитие защищённых мессенджеров и создаст новую волну пользовательского спроса на криптографию. 

   

Михаил Салкин

руководитель Московского правозащитного центра

Это крайне странное полномочие Роскомнадзора. Оно обязывает Роскомнадзор контролировать, чтобы социальные сети сохраняли журнал действий пользователя социальной сети. То есть фиксируют факты отправки, получения и прочтения сообщений, факты репостов и лайков, размещения информации, которую пользователь определил публичной. Кроме того, Роскомнадзор обязан контролировать, как социальные сети взаимодействуют с правоохранительными органами, и штрафовать за непредоставление сведений в установленном порядке.

Правоохранителям будет легче в рамках доследственной проверки устанавливать факт общения тех или иных лиц через социальные сети для расследования дел педофильного характера, а также связанных с распространением наркотиков. Это будет происходить оперативней, чем при получении судебного разрешения на чтение переписки.

Однако данные полномочия Роскомнадзора фактически нарушают конституционный принцип на свободу переписки. Так, к тайне почтовой переписки относится не только содержимое бумажного конверта, но и факт его пересылки. По новому правилу Роскомнадзор и правоохранители фактически получают достовернейшую информацию о всех социальных связях гражданина и устанавливают круг его общения. Данные полномочия, на мой взгляд, чрезмерно и необоснованно позволяют государству проникать в тайну частной жизни граждан. 

Для сайтов нововведение означает необходимость увеличить затраты на создание системы журналирования. Возможно, что следующий ведомственный акт установит обязательное применение специальных систем шифрования, которые позволят сотрудникам спецслужб удалённо получать данные из этого журнала.