В ММОМА на Гоголевском бульваре открылась гостиница: в двух корпусах появились односпальные и двуспальные номера, а также бойлерная и молельная комната. В номерах грибы говорят о коммунизме, транслируется фильм о драматических отношениях между атомами по мотивам «Секса в большом городе», а в колбах цветет разнообразная плесень.

Выставка называется «Опыты нечеловеческого гостеприимства», организовал ее фонд V-A-C в рамках программы «Карт-бланш»: музей предоставил свою площадку для самых разнообразных экспериментов. Судя по соцсетям, выставка оказалась крайне востребованной, но многие зрители оказались в замешательстве.

The Village выяснил у самих художников, что значат их работы и как они дошли до представленных форм искусства.

Алексей Боголепов, Егор Рогалев

инсталляция «Кратер, вортекс, дольдрум, гномон»

В номере зритель видит несколько черно-белых фотографий, найденные документы и странные объекты, на полу стоят небольшие пирамиды из шунгита. В номере звучит негромкая музыка — результат коллаборации художников с музыкантом Натальей Наумовой и ее проектом Ohr, где форма музыкальной композиции неразрывно связана с местом и процессом записи.

Это работа о том, как человек воспринимал бы мир без речи, опираясь на нервную систему и другие органы чувств. По большому счету зритель видит перед собой несколько якобы абстрактных объектов и пытается проникнуть в суть языка вещей, не имея возможности описать увиденное. По замыслу художников, зритель выстраивает с объектами диалог на равных. Звучит очень запутанно, и так все и есть. Более того, это тоже входит в задачу авторов.

Сара Кульман, C.A.R.R.I.E. Видео, графика, 2016–2017. Собственность автора

Сара Кульман

C.A.R.R.I.E.

Видеоработа художницы рассказывает о мире суперсовременных наноматериалов и веществ, а также об отношениях между атомами веществ. Для того чтобы информация об этом мире была доступна человеку, сами материалы предстают героями современной драмы. Чтобы связать человеческий и субатомный миры, художница использует текст несуществующего научно-фантастического романа. Главная героиня этого романа — Кэрри Брэдшоу, известная зрителю по сериалу «Секс в большом городе».

Анастасия Потемкина

инсталляция «Прекрасная утроба»

В номере собрана лаборатория для самозарождения жизни: колбы, земля, песок, древесная стружка и другое оборудование. Художница предлагает проверить на практике идеи натурфилософов древности и разобраться с тем, каким образом происходит процесс (вос)производства «низших форм жизни» и в чем ошибались Фома Аквинский, Аристотель и Блаженный Августин.

Андрей Шенталь

инсталляция «Нисхождение в грибное»

Работа состоит из двух частей: псевдодокументального исследования «Нисхождения в грибное» и фильма «Послание из-под земли». Исследование довольно забавно — на примере интервью и обрывков дневников — рассказывает об исчезновении миколога Мушерона, создавшего прибор, позволяющий общаться с грибами. История в фильме поделена на две части. Первая рассказывается от лица плодовых тел грибницы, а вторая указывает на последние открытия в микологии. Но если мы внимательно все сопоставим, то выйдет метафора о современной политической ситуации. Грибы говорят прямо: будущее за коммунизмом.

Валя Фетисов

Diane

Молельная комната, оборудованная в подвале гостиницы, напоминает все фильмы Дэвида Линча, но больше всего «Твин Пикс»: зритель попадает в пространство с красными шторами и тусклым красным светом. Комната оборудована для общения человека с искусственным интеллектом один на один. С одной стороны, хочется сказать, что это работа о техноэсхатологии, о страхе человека быть уничтоженным великим и могучим искусственным интеллектом, но на самом деле все сложнее. Это работа об интерфейсах. По сути, молельная комната — это интерфейс для потенциальной встречи человека с богом. Из нее развился более сложный интерфейс — храм. Соответственно, зрителю предлагается подумать, какими могут быть условия встречи человека с искусственным интеллектом. И какие новые формы отношений возникнут, если учитывать уже имеющиеся запрограммированные и смоделированные социальные ситуации.

Кирилл Савченков

Phantom Intelligence Podcast


Андрей Паршиков

независимый куратор

Проект «Опыты нечеловеческого гостеприимства» сделал своими героями и соучастниками разные существующие и потенциальные проявления материального и даже потустороннего мира. Это грибы, растения, бактерии, искусственный интеллект, проявления божественного, инопланетяне, современные полимеры, облачные данные и даже снежный человек. И это действительно современный и актуальный проект. С помощью искусства, музыки и лекционной программы кураторы проекта Мария Крамар и Карен Саркисов сделали попытку исследовать очень интересную сферу современной теории, а именно неантропоцентричную картину мира. То есть ту, где человек не главный, как мы все привыкли.

Сама выставка устроена как современный отель. Архитекторы, которыми выступили целых три бюро («Новое», «Космос» и Foam), создали во флигелях ММОМА на Гоголевском очень сложное пространство, поделенное на зоны: ресепшен, библиотека, конференц-зал, бойлерная, молельная и собственно номера, где каждой работе художников отведена отдельная комната. В номерах можно даже лежать на кроватях, пока смотришь работы.

Почему отель (и почему это самая уязвимая часть проекта)? Кураторы решили разыграть здесь ситуацию хозяина и гостя, показывая необходимость человеку быть готовым к вызовам современности и меняющейся картины мира. Помните, во многих фантастических фильмах, когда инопланетяне приземляются, люди выходят их встречать чуть ли не с плакатами «Добро пожаловать», показывая, что они открыты к контакту и не враждебны. Но говоря о нечеловеческом, выражать готовность к его восприятию средствами и символами человеческого гостеприимства, разумеется, крайне самонадеянно.

Как раз важной частью выставки становятся вопросы об этом. Каким образом можно описывать мир вне языковых систем, какие отношения происходят в мире потенциального существования и каким будет неумолимо приближающееся пост(пост)цифровое будущее. Возможно, это не самые насущные вопросы, стоящие перед человеком, когда часы Судного дня показывают 2,5 минуты до полуночи, но уж точно одни из самых интересных.


Помимо выставки, проект состоит из концертов, лекций и кинопоказов. Среди лекторов — физики, философы, писатели-постгуманисты, биологи и художники, которые, по мысли кураторов, должны помочь зрителю ответить на вопросы (в том числе поставленные выставкой) и подготовиться к нечеловеческому гостеприимству. Вход на мероприятия бесплатный по предварительной регистрации. Это часть вполне себе человеческого гостеприимства.

Полное расписание и много другой важной информации о проекте здесь

MMOMA, Гоголевский бульвар, 10/2

Станция метро «Кропоткинская»

Часы работы: Пн.-Вс.: 12:00–20:00, Чт.: 13:00–21:00

Телефон для справок: +7 (495) 231–36–60

Билеты в кассах и на сайте МОММА

Для школьников и студентов вход на проект бесплатный.


Фотографии: обложка, 1, 3, 4, 5, 7 – Егор Рогалев, 2 – Сара Кульман, 6 – Иван Гущин / V-A-C Foundation