ЦВЗ «Манеж» в Петербурге совместно с парижской галереей Charraudeau открыл уличную выставку «Жан Пруве. Конструктор». У западного фасада музея, в сквере на улице Якубовича, установили оригинальный дом-конструктор французского архитектора и дизайнера Жана Прувe. The Village рассказывает о творческом пути французского архитектурного классика и объясняет, почему его невзрачная с виду постройка, напоминающая дачную бытовку, является чудом инженерной мысли.

Фотографии

Виктор Юльев

«Жан Пруве. Конструктор»

Когда

5 сентября — 1 октября

Где

ЦВЗ «Манеж», площадь у западного фасада музея (угол ул. Якубовича и Почтамтского пер.)

Стоимость

бесплатно


Модернист

Архитектор и дизайнер Жан Пруве — классик европейского функционализма, автор целого ряда заметных архитектурных проектов, конструктор и дизайнер мебели. Выходец из творческой семьи (его отец был известным мастером художественной росписи стекла, работавшим в модном в начале ХХ века стиле ар-нуво), Пруве изначально планировал стать инженером, но из-за финансовых проблем в семье был отдан на учебу в мастерскую художественной ковки. В 1923 году открыл скромную мастерскую по изготовлению люстр и кованных изделий в родном Нанси, но вскоре увлекся модернистскими идеями, занялся изготовлением мебели, а спустя несколько лет организовал в Париже архитектурное ателье. Работая в нем, Пруве конструировал функциональную металлическую мебель и фурнитуру, в том числе по заказу авангардистов — Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан и Роберта Маллет-Стивенсона, а также участвовал в проектировании зданий. Одним из самых показательных его проектов того времени стал «Народный дом» в Клиши — первое во Франции сборное сооружение с металлическим каркасом и легкими мобильными перегородками, которое объединяло в себе сразу несколько функций: общественную зону, кинотеатр и офисы профсоюзов.

Тиражная мебель

Пруве стал одним из первых дизайнеров, наладивших тиражный выпуск своей продукции. В 1934 году первая разработанная им коллекция была запущена в фабричное производство, а в 1936-м выпущен специальный каталог стандартных моделей мебели для школ, больниц и офисов.

Следующий значительный шаг вперед Пруве совершил уже после Второй мировой войны, когда в 1947 году решил расширить производство и перенес фабрику из Нанси в Максвиль, объединил дизайнерскую студию и производство и начал внедрять передовые приемы управления: поощрял участие рядовых работников в усовершенствовании конструкций, занимался оптимизацией рабочего процесса и непрерывно модернизировал станки. Эффект был впечатляющим: его поставленные на поток простые, надежные предметы мебели из алюминия, стали и дерева, были доступны даже не очень богатым покупателям, а по качеству не уступали сделанным вручную.

Некоторые из них можно увидеть на выставке: спроектированный в начале 30-х стул Standart c характерными металлическими ножками конической формы из стального листа, разработанное двумя десятилетиями спустя кресло Fauteuil Direction, обеденный стол EM Table 1950 года и письменный стол Compas Direction 1953 года. Речь, правда, идет не об аутентичных вещах, а об их современных репликах, производством которых по эксклюзивной лицензии сейчас занимается швейцарский мебельный гигант Vitra. Прежде чем повторно запустить модели Пруве в производство, дизайнеры компании немного обновили и расширили цветовую гамму предметов, но при этом полностью сохранили их конструкцию и форму.

Дома-конструкторы

Первые прототипы быстровозводимого жилья Пруве начал конструировать еще в конце Второй мировой войны, следуя указаниям французского министра по вопросам реконструкции. Первые сборно-разборные павильоны были задуманы как место временного проживания людей, чьи дома были разрушены во время бомбардировок. Тогда в рамках контракта в Максивилле, пригороде Нанси, появляется около трехсот таких построек. Именно на них Пруве отработал свои главные идеи, которые в дальнейшем использовал для создания более основательных моделей домов-конструкторов, предназначенных для мирной жизни.

Пруве считал, что дома нужно не строить, а проектировать, словно автомобили — в неустроенной послевоенной Европе эта идея казалась равно утопичной и притягательной. Основным принципом его домов была собираемость: на возведение постройки требовалось всего несколько часов, легкие конструкции, весом не более 100 килограммов и не превышавшие четырех метров в длину, могли поднять два человека, для работы не требовались ни строительный кран, ни особая подготовка, а детали можно было легко перевозить в простом фургоне. Еще одной важной особенностью таких домов было то, что все элементы производили на фабриках, что не только удешевляло производство, но и позволяло в случае необходимости в короткие сроки произвести ремонт — поврежденные детали легко заменялись на новые.

Дома в нескольких вариациях — одну из которых, «Модель 6х9», и показывает «Манеж» — некоторое время действительно производили и устанавливали во Франции, однако по уровню комфорта они уступали традиционным зданиям, так что французы довольно быстро предпочли им многоэтажки. В начале 50-х правительство Франции привлекло Пруве к разработке «тропических домов» для французских африканских колоний. Но и этот проект был быстро закрыт: конструкторы Пруве оказались гораздо дороже построек из местных материалов. Впрочем три дома-прототипа  все-таки успели возвести в Нигере и Конго. Один из них в 2007 году установил своеобразный рекорд: тогда дом из алюминия был продан на аукционе Christie’s почти за пять миллионов долларов.

Современность

Дома Пруве так и не смогли перейти из области перспективных разработок и футуристических проектов в повседневную реальность, однако не исчезли бесследно. Сочетание человечности, простоты и плохо поддающейся описанию сиротливой поэзии его построек вдохновляли не одно поколение урбанистов. Похожие проекты в разное время предлагали многие художники и архитекторы: здесь можно вспомнить и знаменитый Futuro House 1968 года, разработанный Матти Сууроненом, и временные дома японского архитектора Сигэру Бана, и надувной концертный зал, созданный Анишем Капуром в 2013 году. С некоторых пор разработкой простых в эксплуатации сборных жилищ занялись и крупные мебельные компании: японская сеть магазинов MUJI уже несколько лет продает типовые трехэтажные дома, занимающие всего 30 квадратных метров, а компания IKEA совместно с ООН два года назад создала новый тип временного жилища для беженцев, которое умещается в нескольких картонных коробках.