29 сентября, в пятницу, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств откроется выставка «Ясновидцы грядущего. Русский авангард 1910–1920-х годов из музейных собраний». На двух этажах музея собрали все направления русского авангарда от неопримитивизма до супрематизма, а также афиши, плакаты, футуристические книги и предметы дизайна. Всего в экспозиции участвуют 250 экспонатов из музеев Екатеринбурга, Москвы, Уфы, Перми, Омска, Нижнего Тагила и Нижнего Новгорода. Перед началом выставки ее куратор Ольга Горнунг рассказала The Village о самых главных и знаковых работах «Ясновидцев».

Выставка проходит в рамках городских «Дней авангарда»: в выходные, 30 сентября и 1 октября, горожане смогут подискутировать об авангарде как «пощечине общественному вкусу», побывать на лекции о Маяковском и мастер-классе по фокстроту, а еще увидеть фильм о 80-х. О программе «Дней» мы писали здесь. Авангардная экспозиция в музее будет открыта до 14 января.

Автор: Петр Кончаловский

Название: Портрет художника В. В. Рождественского

Направление: неопримитивизм

Год: 1912

Место хранения: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Петр Кончаловский был профессиональным художником. Он много путешествовал по Европе и сопровождал в поездках своего тестя Василия Сурикова. Этот портрет он написал в Италии, в окрестностях Сиены. Только пять лет назад искусствоведы смогли опознать, кто изображен на полотне. Сопоставив документы и фотографии тех лет, они выяснили что Кончаловский написал портрет своего друга, Василия Рождественского. Главным признаком стали собаки на полотне — все современники писали о невероятной любви Рождественского к животным.

Автор: Александр Родченко

Название: Иллюстрация к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это». Часть 2

Направление: фотомонтаж

Год: 1923

Место хранения: Государственный музей В. В. Маяковского

В 1921 году художники авангарда объявили «смерть искусству» и решили создавать работы не для украшения стен, а для жизни: делать оформление площадей, создавать конструкции для театра, афиши, плакаты и рекламу. Александр Родченко в соавторстве с Владимиром Маяковским делали плакаты, поэт придумывал слоганы, а Родченко рисовал.

Родченко много экспериментировал, писал картины, делал мебель, создавал афиши. Он использовал новую форму для иллюстрирования поэмы — фотоколлажи. Для них он брал как свои фотографии, так и чужие. Практически во всех 11-ти иллюстрациях к поэме «Про это» можно найти изображения музы Маяковского Лили Брик.

Автор: Ольга Розанова

Название: Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой

Направление: неопримитивизм

Год: 1912

Место хранения: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Художница Ольга Розанова была одной из «амазонок русского авангарда». В авангарде, в отличие от других направлений, важную роль играли женщины, они часто были и успешнее мужчин-художников и находились выше их по социальному статусу.

Розанова написала в Москве портрет своей сестры, которая в то время училась на стоматолога. После успеха картины на выставке в Санкт-Петербурге художница писала сестре, что картина висела высоко и зрители залезали на лестницу, чтобы заглянуть в ее «лучистые глаза».

Автор: Михаил Ларионов

Название: Еврейская Венера

Направление: неопримитивизм

Год: 1912

Место хранения: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Автор: Михаил Ларионов

Название: Кацапская Венера

Направление: неопримитивизм

Год: 1912

Место хранения: Нижегородский государственный художественный музей

Впервые в России две Венеры оказались по соседству на одной выставке. У Михаила Ларионова, открывателя неопримитивизма, была серия портретов Венер. В 1912 году он написал негритянскую Венеру, но эта картина пропала.

Ларинов был одним из главных художников русского авангарда, именно он назвал первую выставку русского авангарда в 1910 году «Бубновый валет». До этого момента все художественные выставки имели более красивые и романтичные названия, а Ларионов выбрал жаргонное словосочетание, чтобы эпатировать публику.

Автор: Владимир Маяковский

Название: Рулетка

Направление: футуризм

Год: 1915

Место хранения: Государственный музей В. В. Маяковского

Одна из немногих сохранившихся картин поэта. Маяковский написал ее в классической футуристической манере, использовал коллаж, наклеил фрагменты карт, создал динамическую композицию с острыми углами с геометрическими формами.

Автор: Казимир Малевич

Название: Супрематическая композиция

Направление: супрематизм

Год: 1915

Место хранения: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

В 1915 в Санкт-Петербурге на выставке «Последняя футуристическая выставка картин 0,10» Малевич впервые показал свои 39 супрематических работ, в том числе «Черный квадрат». Как и многие авангардисты, Малевич прошел путь от неопримитивизма, до футуризма и кубофутуризма. А потом на своей выставке он открыл направление супрематизма. Тогда исследователи писали, что благодаря Малевичу Россия перестала быть догоняющей страной и «взлетела на своих собственных крыльях в искусстве».


Фотографии: обложка, 1, 3, 4, 7  — Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2 — Государственный музей В. В. Маяковского, 5 — Нижегородский государственный художественный музей, 6 — Государственный музей В. В. Маяковского