В ЦСИ «Заря» открылась выставка «К Востоку прилагается Запад или к дивану прилагается хвост» арт-тандема московских художников Олега Елисеева и Евгения Куковерова. Дуэт называется «ЕлиКука» — по первым слогам их фамилий. С 24 сентября по 12 ноября они устраивают веселую кутерьму, предлагая трогать и переставлять экспонаты своей выставки в рамках Владивостокской биеннале визуальных искусств. Арт-обозреватель «The Village Владивосток» объясняет, почему стоит идти на «ЕлиКуку».

Фотографии

Ксения Рябова

Хулиганская выставка и бардак на «Заре»

Олег Елисеев и Евгений Куковеров устроили в ЦСИ «Заря» занимательный бардак: уже со входа зрители гремят цепями, верховодят холстами и продвигают искусство, в прямом смысле слова. Чтобы продвигать его было удобно, художники развесили экспонаты — коляску, мишень, метлу и нарисованную ногу — на веревках. Дергаешь шнур, и «искусство» ползет по стене. С каждым заходящим гостем композиция меняется, выставка шевелится, голова всё больше закипает.

Сопроводительный текст ничем не помогает: «Мы не требуем от зрителя понимания, эту выставку лучше НЕ ПОНЯТЬ!» — веселятся кураторы. А художники добивают пришедшего, предлагая намазать спинки каменных тюленей массажным маслом.

Дав выставке название «К Востоку прилагается Запад или к дивану прилагается хвост», хулиганы арт-сцены крепко приложили зрителя головой об абсурдный юмор. И если первые эмоции от просмотра звучат примерно как: «Что? Примитивно нарисованная чайка и стул с наполнителем для кошачьего туалета? Обклеенные цветным скотчем тапки? Вы издеваетесь?», то спустя десять минут вопрос трансформируется в: «Вы издеваетесь над пафосом в искусстве?».

Потому что холст с тюленем в ракушке подозрительно напоминает «Рождение Венеры» Ботичелли, пенопластовый мужик в центре зала — статую Давида авторства Микеланджело, а намазывать музейные предметы жиром ввел в моду еще немецкий концептуалист Йозеф Бойс в 60-х годах 20-го века.

Нюхать, трогать, переставлять, гладить и залезать

«ЕлиКука» играет не только с классикой, но и с трендом на интерактивность. Правда, тут разговор не о «свайпах» по экрану, а о ярких, развивающих играх: «собери цветную пирамидку», «пройди сквозь макаронные занавески», «поваляйся на ковре и погладь камушек». Беспечность, абсурд и анти-рацио столь вездесущи, что грех не вспомнить планету воганов из «Автостопом по галактике», где любая попытка подумать серьезную мысль пресекается ударом автоматической лопаткой по лбу. Размышлять незачем: нюхать, трогать, переставлять, гладить, залезать — вот что нужно делать на выставке «ЕлиКуки». И в мире победивших технологий эта тактильность страшно подкупает.

В музыке Елисеев и Куковеров тоже против излишней зауми. Их группа I.H.N.А.B.T.B. («I had not a breakfast today, bitch!») еще в 2010 году выпустила клип на песню «Больно умный!», где фраза повторяется столько раз, что слово «больно» звучит однозначно. Так и ходишь по выставке в малом зале «Зари» счастливо-глупый, рассматриваешь примитивную графику ярких цветов и знакомый каждому приморцу «реди-мейд» вроде японской туалетной бумаги. И ощущаешь себя ребенком в детском развлекательном центре. Только здесь игра основана на любви к искусству, его цитировании и философском дискурсе.

Немного обидно, что с контекстом Владивостока художники поработали вскользь: зная их потенциал, ожидаешь от выставки большей насыщенности. Всё же чайки и «Доширак» — штампы. Но где-то на этой мысли тебя по лбу бьет воображаемая воганская лопатка, а рука тянется погладить вымазанного в масле, бесконечно трогательного (от слова «трогать») котика.


Алиса Багдонайте
шеф-куратор ЦСИ «Заря»

«ЕлиКука» делают веселые и познавательные высказывания, предполагающие игру со зрителем. Поэтому мы пригласили их «поиграть» в ЦСИ «Заря». Все работы сделаны здесь, во Владивостоке, из местных материалов и вдохновлены приморскими образами: мы видим чайку, амурского тигра, подводную охоту и крабовые палочки.

Если у человека спросить, что такое искусство, то ему на ум, вероятно, придет античность, эпоха Возрождения и какая-нибудь картина в золотой раме. Для жителя Приморья такое представление об искусстве неутешительно, ведь здесь есть явная острая нехватка первого и второго, да и золотых рам маловато. Гораздо выгоднее, если мы хотим быть «на ты» с искусством, жить настоящим и современным, гармонизируя его с прошлым.

Этот запрос и воплотили на выставке «ЕлиКука». Зрителю представлены экспонаты, отсылающие к величайшим достижениям классического искусства. Например, реплики статуи Давида или колонны ионического ордера, воплощенные на особый манер «ЕлиКука» в интерактивном, игровом измерении. Картина для них — это не что-то пыльное на стене: в этот пейзаж можно буквально зайти, а вся выставка то ползет, то торчит, то просится на ручки.

Однако, перед вами не просто игра, а осмысление нашего места в художественном мире. И надо признать, что в мире, где большинство шедевров смотрят на обычного человека свысока, приятно вдруг оказаться на короткой ноге с непосредственной веселостью искусства.



Кто такие «ЕлиКука»

Группа «ЕлиКука» — Олег Елисеев и Евгений Куковеров — заявила о себе на художественной сцене России в 2007 году. На первой персональной выставке художники иронично обыгрывали идею фетишизации предметов современного искусства. В стеклянных аквариумах с растительным маслом они выставляли шпроты, аналогично «Акуле» Демиана Херста. Также на выставке были представлены искусственные усы на черном бархате в золотых рамах и «жирные камни» на черном квадратном рушнике. После этого художники реализовали ряд персональных проектов в Москве, Париже, Вене, участвовали в групповых выставках в России и за рубежом.