Через два дня, 18 ноября, в Екатеринбурге откроется первый Музей наивного искусства. Он занял двухэтажную усадьбу лесничего Кудрина по улице Розы Люксембург, 18. Первые посетители смогут посмотреть на наив начиная с 18:00, когда начнут открываться все площадки «Вечера музеев». The Village побывал в усадьбе перед самым открытием и рассказывает, что ждет горожан внутри.

Фотографии

Сергей Потеряев

Андрей Бобрихин

куратор выставки «Ангелы и другие жители Земли»

«Наивное искусство — это искусство непрофессиональных художников. Как правило, они начинают заниматься творчеством на склоне лет, чтобы реконструировать личную историю и решить психологические проблемы. Они рисуют не для того, чтобы встроиться в академическую иерархию, а чтобы общаться с окружающими и своей внутренней памятью. Есть формальные признаки: яркие цвета, отсутствие светотеневой моделировки и линейной композиции, простые бытовые сюжеты. У многих художников точка зрительского взгляда приподнята — так художник обозревает свое прошлое с высоты».

Музей наивного искусства

Адрес

ул. Розы Люксембург, 18

Количество залов

11

Площадь

420 квадратных метров

Время работы

вт–чт 11:00–20:00, пт–вс 11:00–19:00, пн — выходной

Стоимость билетов

150 рублей, льготный — 50 рублей


Усадьба Кудрина

Усадьба лесного инспектора Кудрина считается памятником архитектуры XIX века. В ней находились коммерческие организации и одно время даже работала студия, где записывала альбом группа «Чайф». В середине 2015 года двухэтажный особняк передали Музею изобразительного искусства. За два года здание реконструировали, сделали ремонт внутри, провели отопление, поменяли окна.

Сейчас у музея есть два выставочных этажа с 11-ю залами. Сотрудники жалуются, что жилую усадьбу сложно превращать в музей: мешают ограничения законодательства и сделанный на скорую руку проект реконструкции. Вышло так, что под картинами оказались батареи, которые приходится отключать ради сохранения произведений искусства, а на месте, куда следовало бы повесить экспонаты, проходят трубы отопления. Кроме того, на объемном лестничном пролете, где тоже можно было бы разместить картины, пока нет дополнительного освещения — только аварийное.

«Картины на стенах — это еще не музей. Музей — это особый дизайн, атмосфера, условия. Пока мы сделали все, чтобы можно было принимать посетителей. Если учитывать, что Музей наивного искусства в Москве — это три небольших выставочных зала, то наш музей станет одним из крупнейших музеев наивного искусства в России», — говорит Андрей Бобрихин, заведующий отделом наивного искусства ЕМИИ.

Коллекция наива

Идея создать музей наивного искусства появилась, когда в 2015 году мэр Екатеринбурга передал Музею ИЗО свою полуторатысячную коллекцию. Картины Ройзман собирал в течение 25 лет и отдал музею бесплатно. Тогда в ЕМИИ прошла большая выставка наива и начался разговор о создании филиала.

70 % коллекции — это картины художников из Свердловской области: Красноуфимска, Туринской Слободы, Алапаевска, Артемовского, Екатеринбурга. Несколько работ привезли из Перми и Вологды. На первой выставке не покажут шедевров классического наива: куратор будет выставлять их в течение экспозиционного года. Особенно в новом музее ждут выставок о расстреле императорской семьи, советском детстве, марийской деревне, жизни евреев.

Ангелы и другие жители Земли

Музей откроется выставкой «Ангелы и другие жители Земли», где покажут около 150 произведений Нины Варфоломеевой, Альберта Коровкина, Алексея Языкова, Вадима Колбасова, семьи Трофимовых. Там можно будет увидеть разнообразные техники: и скульптуру, и акварели, и живопись на дощечках, и аппликации, и гравюры. Все залы монографичны, то есть в каждом показано творчество одного художника.

Выставка откроется народной иконой и натюрмортами. Стоит обратить внимание на работы Альберта Коровкина, который делал колбы и пробирки для лабораторий, а в свободное время выдувал из стекла петухов и коней. Картины Вадима Колбасова расскажут о молчаливом обаянии домашних вещей: половиков, ковриков, стульев, ножниц.

«У меня есть гипотеза. По своей судьбе наивные художники живут так, будто их в темечко поцеловал ангел. Они простые, добрые, безыскусные, ранимые. Они не волшебники, но они чистые. На выставке я хочу сказать о том, что ангелы ходят рядом с нами», — объясняет куратор.