26 января в ЦСИ «Заря» открылась выставка арт-группировки «ЗИП», которая получила в 2017 году премию Кандинского за лучший проект. Во Владивостоке краснодарские художники построили тотальную инсталляцию «Хрустальный тигр». Теперь, с 27 января по 11 марта, в комнатах из фанеры можно сыграть в подпольном казино, стать хикки и примерить на себя татуировки. Арт-обозреватель «The Village Владивосток» объясняет, в чем идея нового мира посреди залов «Зари».

Фотографии

Елена Белова

Кто такая арт-группировка «ЗИП»

«ЗИП» — одна из важнейших арт-групп в России. С их подачи меценаты создали Краснодарский институт современного искусства (КИСИ) и ЦСИ «Типография». Художники одинаково хорошо владеют карандашами и шуруповертами: в работе используют природные материалы, графику и реди-мейд (предметы быта, которые стали частью арт-проекта).

В процессе подготовки

Название «ЗИП» — это аббревиатура завода измерительных приборов в Краснодаре, где художники с 2009 года снимали мастерскую. Во Владивосток из четырех участников приехали Степан Субботин, Василий Субботин и Евгений Римкевич. Куратор проекта «Хрустальный тигр» — Елена Ищенко, основатель портала aroundart.org и главный куратор ЦСИ «Типография».

Узнать «ЗИПов» можно по подчеркнуто неотшлифованным работам — например, фанера часто прокрашена не полностью. Фирменный прием — всё крепить на шурупы. Цветовая гамма тяготеет к красному и синему, рисунки отсылают к наивному искусству. Любимый символ — дельфин. Их работы — это сколоченная из досок утопия, новый дивный мир с продуманными деталями. Туда можно войти, прикоснуться к прекрасному, передвинуть прекрасное, лежать на прекрасном. Иными словами, тотальная инсталляция.

Владивосток как изоляция

Перед приездом художники изучали незнакомый Владивосток по приморским медиа и Википедии. Они отказались от стандартных символов — моря, чаек, близости с Азией и правого руля. Дистанционное исследование натолкнуло их на тему изоляции, тюрьмы и закрытого сообщества со своей символикой.

«ЗИПы» решили, что владивостокцы соотносят свой город и с его обособленной, закрытой историей. Пересыльные лагеря и Осип Мандельштам, статус ЗАТО с 1952 по 1992 годы, подпольная жизнь Миллионки и так далее. Что оказалось спорным выбором: пришедшие на вернисаж зрители удивились, что открытый ныне город-порт (а с 2015 года — «Свободный порт Владивосток») ассоциируется с затворничеством.

На входе в инсталляцию
Подпольное казино
Подпольное казино
Кабинет тату-мастера
Комната хикки
Инсталляция на вернисаже

Пир реди-мейда в четырех комнатах

«Хрустальный тигр», позаимствовавший название у местного казино Tigre de Cristal — это четыре комнаты, собранные из фанеры, реек, тепличной пленки и сеток. Со входа зритель попадает в пространство, похожее на привокзальный туалет. Здесь начинается пир реди-мейда: вся сантехника и даже двери туалетов принадлежали швейной фабрике «Заря».

Авторы объясняют, что уборная — это место, куда человек сбегает от шумихи побыть одному, и переходная зона, через которую пробираются в тайную комнату (как в «Гарри Поттере»). Пробираться надо во второе помещение — «подпольное» казино с оклеенным красной пленкой столом, с зеркалом и фотообоями с китайского рынка. Тут можно поиграть компанией в нарисованные «ЗИПами» карты.

Третий пункт ─ кабинет татуировщика. Для него художники придумали многослойный интерактив: заранее сделали во Владивостоке мастер-класс, где дети придумывали рисунки-переводилки. В день открытия «Хрустального тигра» в «кабинете» засел тату-мастер и набивал детские картинки вместе с эскизами «ЗИПов». Такой ход подчеркнул встроенность творчества Владивостока в тело инсталляции (как и след инсталляции на телах горожан).

Четвертый пункт, завершающий историю о закрытых системах, — комната хикикомори, где предлагают полежать на раскладушке или поиграть в компьютер. Из нее зритель выходит наружу и видит всю инсталляцию со стороны, понимая, что этот мир сотворен из досок и шурупов. «Демиурги» сделали всё намеренно небрежно: швы между листами фанеры заделаны шпатлевкой, на раковине туалета осталась годичная пыль, обои пузырятся.

Карты «Хрустального тигра»
Тату-мастер на вернисаже
Рисунки-татуировки, сделанные детьми

Бог в мелочах и новый мир

Но «бог в мелочах» и «дьявол в деталях»: если всматриваться в предметы «Хрустального тигра», можно понять, с какой тщательностью он создавался. К примеру, эскизы к игральным картам нарисованы вручную: шариковая ручка, акварель, карандаш. Каждая карта — маленькая картина. «ЗИПы» выдумали новые масти: креветок, тигра, хрусталя и создали свою мифологию внутри колоды. В ней они обозначили казино, владивостокскую систему знаков и вынужденное заточение.

За две недели художники создали в зале ЦСИ «Заря» совсем другой мир. Они пользовались стамеской и молотком, но смастерили не столько осязаемый предмет, сколько совершенно новое чувство от знакомого зала.

Те, кто ходил на выставки «Материализация» или «Северные рассказы», — всегда попадали в один и тот же короб со светлыми фальшстенами: менялись только экспонаты. С «ЗИПами» он стал неузнаваем. Можно не согласиться с выбранной темой изоляции, но эту линию художники уверенно провели через всю громаду выставки. За две недели с нуля они возвели тотальную инсталляцию, и сделали это вдумчиво, в собственной манере. Не предъявляя морскому городу любимых дельфинов.

Художники «ЗИП» работали во Владивостоке в рамках совместного проекта с московским баром Untitled. В ЦСИ «Заря» сейчас проходят арт-вечеринки, мастер-классы, лекции и арт-ужины — на них нужно регистрироваться отдельно, хэштег событий в соцсетях #untitledtiger.