Текст

алиса таёжная

В прокат выходит «Лайф» — байопик Антона Корбейна о легендарной съёмке Джеймса Дина для главного американского журнала Life авторства Денниса Стока. По просьбе The Village Алиса Таёжная разбирается, чем вдохновлялись создатели и из чего собран один из лучших биографических фильмов о кинозвезде. 

 

 

«Лайф»

РЕЖИССЁР: Антон Корбейн

В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Дэйн Дехаан,
Роберт Паттинсон, Питер Лукас,
Лорен Галлахер

сценарий: Люк Дейвис

оператор: Шарлотт Брюс Кристенсен

 Журнал Life

Американский еженедельник Life, ставший главным зеркалом реальности в Штатах после Великой депрессии, не торопился подписывать фотоисторию Стока о восходящей кинозвезде. В тот момент Джеймс Дин был известен в основном по телесериалам, на экраны вышел только один фильм с его участием «К востоку от рая» Элиа Казана, и редакторы ведущего фотожурнала Америки никак не могли предсказать популярность одного среди тысяч молодых исполнителей. Тогда Деннис Сток предложил Life личную историю актёра на пути к успеху. Тот возвращается на родную ферму, в простую семью, ходит по пробам, не возлагая больших надежд, — и Life быстро согласился. Пару лет назад большой архив Life был оцифрован для Google: именно там можно посмотреть главные документальные съёмки американских фотографов за целое столетие, от 80-х годов XIX века до 70-х годов XX века.

НАВЕРХ

 

 Антон Корбейн

Режиссёр Антон Корбейн сам начинал как фотограф: именно история Денниса Стока на ответственном задании привлекла его внимание в этом сценарии. До опытов в кино Корбейн провёл десятилетия в музыкальных турах c U2 и Depeche Mode, снимал клипы для Nirvana и фотопортреты Фрэнка Заппы и Тома Уэйтса. Назовите рок-звезду — и она, скорее всего, будет в его портфолио. Корбейн до сих пор продолжает делать фотографии, «Лайф» — всего лишь его четвёртый по счёту фильм. Кинокарьеру он начинал с фильма «Контроль» о солисте Joy Division Яне Кёртисе, снятом также на основе фотографий, которые Корбейн делал на заре популярности группы. 

НАВЕРХ

 Джеймс Дин

Гей-икона Голливуда, бунтарь без причины, бедовый и отчаянный парень в белой футболке и джинсах, в жизни был человеком хмурым и не всегда простым в общении. Снявшись всего в трёх полнометражных фильмах у отличных режиссёров (Элиа Казан, Николас Рэй и Джордж Стивенс), он разбился во время гонок в любимом порше, не дожив до 25 лет. Джеймс Дин открывался немногим: одним из таких людей как раз был Деннис Сток, отправившийся на две недели в поездку с Дином — в Нью-Йорк, Калифорнию и родную для актёра Индиану. Джеймс вырос на ферме среди коров, свиней, овец и грязной тяжёлой работы. После путешествия домой со Стоком Дин уже не возвращался к своей семье. А в ночь перед смертью за рулём предложил Деннису покататься вместе — тот отказался, не подозревая, чем всё закончится для Дина.

НАВЕРХ

 

 Деннис Сток

Документальный фотограф отличался тяжёлым характером (в Life его прозвали Dennis the Menace — Деннис Угроза — за манеру общаться с заказчиками), но проявил себя очень рано. Сразу после армии он выиграл конкурс молодых фотографов журнала Life и уже через три года стал работать с ним постоянно. До Джеймса Дина Сток снимал фотоисторию о набиравшей стремительную популярность Одри Хепбёрн, а после — сконцентрировался на джазовой сцене, захватывая в объектив Луи Армстронга, Майлса Дэвиса и Чарли Паркера. В 60-е и 70-е Деннис Сток был везде, где бурлила молодёжная культура, — в экспериментальных духовных школах и на музыкальных фестивалях, на киноплощадках блокбастеров и в бродвейском закулисье. Один из почётных членов агентства Маgnum, он снимал до конца жизни, позже переключившись на тревел- и уличную фотографию. 

НАВЕРХ

 Дэйн Дехаан

Дэйн Дехаан снимается достаточно давно, но роль, ставшая для него прорывом, была сыграна пару лет назад. В фильме «Убей своих любимых» о сообществе битников Дехаан сыграл Люсьена Карра c улыбкой Дэвида Боуи — скандального, хитрого, тщеславного и талантливого юношу, вокруг которого объединились Берроуз, Керуак и Гинзберг. Позже Люсьен станет успешным редактором и одним из главных хранителей наследия своих друзей.

НАВЕРХ

 

 Роберт Паттинсон

Паттинсон выбрался из клише, в которые его заковала вампирская сага «Сумерки», и уже несколько лет снимается в отличных фильмах. Если вы смотрели «Космополис» и «Звёздную карту» Кроненберга, обратите внимание на «Детство лидера» — фильм о детстве несуществующего деспота с узнаваемыми фашистскими чертами. Паттинсон играет в нём друга семьи, связь с которым становится фатальной для всех участников происходящего.

НАВЕРХ

 Байопик

Байопиков — фильмов о жизни выдающихся людей — снято сотни, но пересматривать хочется единицы. Известная личность часто ослепляет режиссёров, и за воссозданием фактов не видно захватывающей истории и серьёзной работы постановщиков. Среди самых интересных — невероятные «Большие огненные шары» о музыканте Джерри Ли Льюисе, «Дурная слава» о Трумене Капоте и сломавшем его романе «Хладнокровное убийство» и «Я стреляла в Энди Уорхола» о жизни и отчаянии радикальной феминистки Валери Соланас.

НАВЕРХ

 

 Голливуд 50-х

«Лайф» касается жизни в Голливуде начала 50-х годов: продюсеры, изо всех сил пытающиеся пропихнуть звёзд на первые страницы с помощью сплетен и выдуманных романов, режиссёры, снимающие фильмы под колоссальным давлением, и актёры в ожидании той самой роли годами. Чтобы лучше понять «Лайф» и фильмы, в которых играл Джеймс Дин, стоит потратить несколько вечеров на лучшие картины первой половины 50-х. «В порту» Элиа Казана с Марлоном Брандо, «Окно во двор» Хичкока, «Звезда родилась» с Джуди Гарланд и «Искатели» Джона Форда — вот что показывали в кино, пока Джеймс Дин карабкался на вершину.

НАВЕРХ

 Фотограф и его дело

Байопики о фотографах снимаются редко — совсем не близким к реальной истории, но вдохновляющим и диким получился разве что «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус». В случае с фотографами интереснее всего смотреть документальное кино, благо его много. Среди самых стоящих: «В поисках Вивиан Майер» об американской няне, снимавшей улицы в Нью-Йорке для себя и посмертно ставшей легендой документальной фотографии; «Образы революции» о документальной фотографии Сьюзен Мейселас после путча в Никарагуа или «Рождённые в борделях» — о снимавших свою жизнь детях проституток в Калькутте.

НАВЕРХ

 

 Шарлотт Брюс Кристенсен

Датская оператор Шарлотт Брюс Кристенсен, снявшая «Лайф», отвечала за визуальный ряд в трёх поздних фильмах Томаса Винтенберга. Лучший из них — «Охота» о травле мужчины соседями после его обвинения в педофилии. Это важное, захватывающее и очень красивое кино о презумпции невиновности и остракизме в благополучном обществе.

НАВЕРХ

ФОТОГРАФИИ: кадры из фильма «Лайф»