На этой неделе в прокат выходит умная и тонкая комедия «Капитан Фантастик» об отце, который растит шестерых любимых детей вдали от цивилизации, с Вигго Мортенсеном в роли мудрого патриарха. По просьбе The Village Алиса Таёжная разбирается, из чего состоит независимый американский фильм, на который стоит пойти каждому, кто помнит себя ребёнком.

«Капитан Фантастик»

Captain Fantastic


Режиссёр: Мэтт Росс

В ролях: Вигго Мортенсен, Джордж МакКэй, Аннализ Бассо, Николас Хэмилтон, Саманта Ислер

Отцы и дети

Проблема «сломанной» (или «дисфункциональной» от английского dysfunctional) семьи — одна из центральных в современной американской драме, берёт ли она комедийный поворот («Маленькая мисс Счастье» или «Семейка Тененбаум») или оборачивается глубокой и непоправимой драмой («Марго на свадьбе» или «Девственницы-самоубийцы»). «Капитан Фантастик» работает на два фронта: в нём есть несколько сильных трагичных моментов и десятки забавных мелочей вроде празднования дня рождения Ноама Хомского вместо традиционного Рождества или коллективная охота на оленя.

Отцы и дети в американской комедии — это не всегда конфликт поколений (инертные старшие против юных бунтарей), а балансирование между ценностями, которые чаще всего становится источником противоречий, и сочетание десятка самых разных характеров — от властной тётушки до дедушки, давно не приходящего в сознание. Угодить всем невозможно, говорить своим голосом всё труднее. Именно об этом несколько отличных семейных драм последнего времени, среди которых — «Рэйчел выходит замуж» с Энн Хэтэуэй и «Небраска» Александра Пейна.

Утопия

Утопия, в которой живут дети главного героя Бена Кэша (абсурдное имя, учитывая, что никакими богатствами он не обладает), — мир без гаджетов, информационного шума, кредитной политики и сахарной диеты: в общем, всего вредного, о чём трубят документалки про здоровый образ жизни тела и духа. Все шестеро детей учатся на дому, обсуждая «Братьев Карамазовых» и «Лолиту», играя в фолк-группе на разных инструментах и разбираясь в листьях лучше, чем в логотипах мировых брендов. Отец заботится о том, чтобы его подопечные с раннего детства знали, что на самом деле важно: семья, внутренний стержень, доброта, широкий кругозор и любовь к природе.

Один из самых проникновенных фильмов о побеге в глушь подальше от давления семьи и окружения — «В диких условиях» с Эмилем Хиршем в главной роли, снятый по реальным событиям. Ещё один независимый фильм, который стоит увидеть, — детективная история об экотеррористах, которые живут в подполье в лесу и разрабатывают план шантажа вредителей окружающей среды, — захватывающая «Группировка „Восток“» с Брит Марлинг в главной роли.

Вигго Мортенсен

Вигго Мортенсен снимается в кино с середины 80-х, но его карьеру по-настоящему перезапустили два события — участие в трилогии «Властелин колец» Питера Джексона и знакомство с Дэвидом Кроненбергом, который снимал его в роли бывшего убийцы, подставного русского мафиози и Зигмунда Фрейда. Из обширной фильмографии Мортенсена, в которой есть и роли во второсортных детективах, и главная роль в «В дороге» Джона Хиллкоута по Кормаку Маккарти, стоит обратить внимание на две неочевидные ленты.
В «Индейце-беглеце» он играет ветерана Вьетнама с преступным прошлым, который борется с порядками брата, а в триллере «Отражающая кожа» становится одним из жителей заброшенного городка, где происходят по-настоящему страшные вещи. Оба фильма родом из начала 90-х, и на них стоит потратить время.

Драмеди

Драмеди — другое название жанра комедийной драмы, или трагикомедии. Именно незаметным переходом смешной истории в печальное русло характерны наши самые любимые фильмы на все времена — от «Выпускника» и «Джерри Магуайера» до «Сломанных цветов» и «Серьёзного человека». Такие независимые драмеди, как «Капитан Фантастик», заслуживают особого внимания. Одна из самых популярных картин в этом жанре в прошлом году — «Я, Эрл и умирающая девушка» о молодом парне, которого заставили из сострадания подружиться с симпатичной одноклассницей со смертельным диагнозом.

Хайброу против лоуброу

Воспитательный подход отца семейства в «Капитане Фантастик» построен вокруг противопоставлений: дети в курсе достижений квантовой физики, но остаются в шоке после прохождения компьютерной игры. Для них есть высокая культура с «Моби Диком» и теорией относительности (хайброу), а есть супергерои из комиксов (лоуброу), с которыми лучше не связываться, если не хочешь поглупеть раз и навсегда. Дети поставят родительский эскапизм под вопрос, увидев, как устроены жизни сверстников и что из себя представляет культура потребления среднего класса.

Последние исследования доказывают, что отец семейства не совсем прав, разделяя культуры на высокую и низкую, а кроме того, не учитывает, что общение со сверстниками нужно в том числе и затем, чтобы не сделать предложение на первом свидании.

Роуд-муви

По очень печальному поводу семья Капитана Фантастик отправляется в путешествие через всю Америку: автобус по имени Стив повезёт их по родственникам и давно оставленным знакомым. Жанр роуд-муви — кино в дороге — расцвёл в Штатах, так как местная культура не предполагает развития общественного транспорта, а 16-летнему ребёнку на день рождения чаще всего вручают старую родительскую машину после обязательного школьного экзамена на права. Водить в США можно раньше, чем употреблять алкоголь и жениться, и неудивительно, что именно нации автомобилистов, для которых машина — не просто способ передвижения, а настоящий дом на колёсах, мы обязаны лучшими фильмами в жанре кино о путешествиях.

Если вечная классика в духе «Бонни и Клайда», «Пустошей», «Исчезающей точки» и «Моего личного штата Айдахо» засмотрена до невозможности, включите замечательные роуд-муви начала 70-х — «Пять лёгких пьес» с Джеком Николсоном или «Двухполосное шоссе» Монте Хеллмана с контркультурным керуаковским духом.

Оператор Стефан Фонтен

Стефан Фонтен, ответственный за отличный визуальный ряд в «Капитане Фантастик», в первую очередь известен операторской работой в одиаровском «Пророке» (вспомните сцену со сбитым оленем), его же «Ржавчине и кости» и последнем фильме Пола Верховена «Она» с Изабель Юппер. Из других работ Фонтена — беспроигрышный «Моё сердце биться перестало» о пианисте-гангстере и сумрачная «Новая жизнь» чудесного француза Филиппа Гранрийе.

Капитализм

В середине «Капитана Фантастик» очевидно, с чем по-настоящему борется отец семейства: его главный враг — глобальный капитализм с культом быстрых и ненужных приобретений, инфантильные дети, завёрнутые в кредиты родителей, ипотеки, отнимающие лучшие годы жизни на тусклой работе, и унылая норма стандартов среднего класса. Романтизированная драмеди Мэтта Росса лишь слегка обозначает противоречия XXI века, с которыми рано или поздно столкнётся каждый из нас. Наиболее выпукло и оглушительно их отразил в одном из своих документальных фильмов самый популярный и массовый американский документалист Майкл Мур. «Капитализм: История любви» — формально рассказ о том, что стоит за разрушительным кризисом 2008 года, на деле же — попытка понять, что не так с современной экономикой, в которой простому человеку остаётся всё меньше места.


фотографии: обложка, 1, 2 – Capella Film