В прокат выходит долгожданное продолжение одного из главных фильмов 90-х «На игле» — о тех же парнях из неблагополучного Эдинбурга, промышляющих мелкими криминальными схемами. Прошло 20 лет с тех пор, как Марк Рентон бросил своих корешей и с лозунгом «Choose Life» и большой сумкой денег удрал в светлое будущее. The Village разбирается, насколько «Т2: Трейнспоттинг» связан с первым фильмом и почему Дэнни Бойл и команда не предали честный и остроумный фильм о молодежи 90-х.

Текст

Алиса Таёжная

Ирвин Уэлш

«Т2: Трейнспоттинг», как и первая часть, снимался с непосредственным участием автора. Когда-то торчок, шотландец из неблагополучного района Ирвин Уэлш, недалеко ушедший от своих героев, сейчас живет в Америке на прибыль от депрессивных и полуавтобиографичных историй — «На игле» был его прорывом в литературный мир и одним из главных бестселлеров о поколении Х. С литературным сиквелом «На игле» — романом «Порно» — новый фильм распоряжается достаточно свободно, но Уэлш все равно приезжал на съемки.

Сам автор идеи называет кино беспрецедентно амбициозным для британского фильма, «европейским „Крестным отцом“», намекая, что в этом случае изготовление сиквела стало делом чести для огромной команды, а не способом заработать быстрые деньги. В целом Уэлшу скорее повезло с экранизациями: по его фильмам вышли «Кислотный дом» и «Экстази», описывающие наркотические забеги писателя и его приятелей в молодости. К сожалению, пока никто не поставил феноменальные «Кошмары аиста Марабу», но зато повезло его роману Filth, переведенному на русский язык как «Дерьмо»: история о коррумпированном шотландском копе с Джеймсом МакЭвоем стала одним из самых смешных и удачных британских фильмов последнего десятилетия.

Трейлер Filth (в российском прокате — «Грязь»)

Эдинбург

По мнению Уэлша и Бойла, любовь к родине совсем не отменяет критического взгляда на нее и тем более иронию. Раздавленный безработицей и вечериночный для молодого поколения Эдинбург был в центре повествования «На игле». Залипание на электрички, скользкие мостовые и бетонные спальники, где встретить гопника куда вероятнее, чем увидеть дерево, получили вечную жизнь в экранизации середины 90-х.

Во второй части главный герой, возвратившийся в родной город после долгого перерыва, не может скрыть недоумения от декоративных перемен. Центр переполнен магазинами мировых брендов, по улицам носятся быстрые трамваи, а по приезде в город каждого встречают работницы туристического офиса в комично коротких шотландках. «Добро пожаловать в Эдинбург!» — «А вы откуда?» — «А мы из Словении!» Режиссер с улыбкой комментирует стремление любого мало-мальски важного города монетизировать туристический потенциал: отполированный центр города с удобной навигацией для случайных приезжих никак не отменяет излома абсолютного большинства шотландцев, живущих в депрессии еще со времен выхода «На игле».

Где снимали «На игле»

Ностальгия

Сценарист «Т2: Трейнспоттинг» Джон Ходж рассказывает в интервью, как трудно было воссоздать смысловой и эстетический мир главных героев, который так запомнился нам в первом фильме. И дело даже не в том, что каких-то зданий уже нет, а Шотландия визуально выглядит совсем иначе: большинство героев и стилевых ориентиров мировой и британской культуры просто ушли целым поколением. Нет в живых Лу Рида, Дэвида Боуи и Джо Страммера, а на смену наркотической лихорадке приходит быт провинции во времена неолиберализма. Создатели фильма говорят о ностальгии с дистанцией — по выражению одного из героев, нет ничего более огорчающего, чем «быть туристом в собственной юности».

«Т2: Трейнспоттинг», играя на ностальгических чувствах, при этом является самоценным фильмом о том, как яркие воспоминания заменяют многим из нас динамику настоящего момента. Этот фильм — лекарство от ретромании и идеализации времени и эпохи: без звукового ряда с Игги Попом и «Born Slippy» комната молодости выглядит всего лишь как брошенная детская.

«Хреново быть шотландцем!». Сцена из фильма «На игле»

Оригинальный актерский состав

Единственный способ снять продолжение «На игле» — позвать на главные роли весь актерский состав: без этого не было бы сиквела. Снимать продолжение раньше никому из участников не хотелось: Уэлш и Бойл волновались, что у актеров и зрителей еще не возникла дистанция к героям и эпохе. Продолжение «На игле» посреди ностальгической моды на 90-е — укол критики и трезвости, и каждому из четырех героев было придумано новое остроумное перевоплощение. Марк Рентон (Юэн МакГрегор), проживший в Амстердаме много лет, возвращается к старым друзьям с бизнес-проектом, потому что его европейская жизнь не то чтобы задалась. Спад (Юэн Бремнер) — самая трагичная фигура фильма, джанки и без пяти минут самоубийца, продолжает жить на лезвии, и даже оставленная давным-давно подачка от друга никак не изменила его жизненный сценарий. Псих Саймон (Джонни Ли Миллер) промышляет шантажом вместе с болгарской нелегалкой, продолжает нюхать кокаин и изредка наливает пиво в баре. А психопатичный Бегби (Роберт Карлайл) сбегает из тюрьмы, но встречает насмешку на лице подросшего сына, который не хочет грабить квартиры в компании отца. Из всей компании удачнее всего карьера сложилась у МакГрегора (его фильмография — целиком голливудская), но среди многих его фильмов особого внимания стоит «Молодой Адам» — не самый известный триллер с Тильдой Суинтон, где Юэн играет компульсивного писателя с темным прошлым.

Трейлер «Молодого Адама»

Дэнни Бойл

В фильмографии Дэнни Бойла есть все — и оскаровский слезовыжимательный хит о жизни в стране третьего мира, и зомби-апокалипсис, и саспенс о застрявшем в скале Джеймсе Франко. Его всеядность может для кого-то выглядеть как беспринципность, но истории о наглых ребятах в поисках куска счастья все же доминируют среди его мотивов. Для всех, кто хочет пропитаться ранними 90-ми и скучает по юному МакГрегору и умной криминальной истории, снятой на несколько ролей, дебют Бойла «Неглубокая могила» показан к просмотру. Это свежий и сейчас, компактный и напряженный фильм о криминальных соседях, где никто не в курсе об истинных мотивах другого, что очень роднит «Могилу» с обеими частями «На игле». У денежной лихорадки обеих частей «Трейнспоттинга» есть еще один неочевидный близнец в фильмографии Бойла — якобы детская история о мальчиках и миллионе фунтов, упавшем с неба. «Миллионы» — фильм из середины нулевых, сказка и фантазия, но и очень жесткая сатира об осознании бедности, воплощении желаний и меркантильных мотивах, которые не обходят даже невинных. Два брата после смерти матери получают состояние — и выясняют на собственном опыте, насколько радость зависит (или нет) от огромного мешка денег. Один из самых недетских фильмов с маленькими актерами и точно незаслуженно пропущенный опыт Бойла в сатире и социальном кино.

Трейлер «Миллионов»

Удачный сиквел

Идеи о продолжении «На игле» заставили зрителей повспоминать удачные и провальные сиквелы в истории кино и разобраться, что отличает вдумчивый сиквел от спекуляции на любимых героях. Оставив за скобками супергеройские фильмы, франшизы и фантастику, мы понимаем, что отличных сиквелов в драме было очень немного: это вечный «Крестный отец — 2», дающий новое измерение первой части, продолжение сюжета о детском взрослении в «Истории игрушек — 2» и «Перед закатом» Ричарда Линклейтера, столкнувший расставшихся влюбленных в Париже спустя десять лет.

Трейлер фильма «Перед закатом»

Мелкие мошенники

Как и первая часть «На игле», продолжение касается мелких мошеннических схем, в которые включены главные герои. Саймон зарабатывает шантажом местных бизнесменов и политиков, вступив в сговор с восточноевропейской проституткой (Анжела Недялкова). Бегби собирается промышлять грабежом, несмотря на тюремные сроки. Но главная бизнес-идея, которая должна перевернуть жизнь четверых, — это проект превращения затрапезного бара около автомобильной свалки в бордель под вывеской гостеприимного клуба. Его концепцию герои питчат на встрече с местным самоуправлением, ожидая финансирования от Евросоюза (дело происходит еще до Brexit). В фильме много подобных уморительных моментов, но финал расставляет все по своим местам: мошенничество ради куража и наркотиков уступило дорогу аферам для выживания. И, конечно, «На игле» идеально рифмуется с двумя другими отличными британскими фильмами о преступлениях без наказания — первыми двумя работами Гая Ричи, отголосках брутальных и диких 90-х в Британии.

Сцена из фильма Гая Ричи «Большой куш»

Кризис маскулинности

«Жизнь может быть ужасной, когда тебе 20 с чем-то и еще есть надежда. И жизнь может быть окей, когда тебе больше 50 и надежды уже нет», — рассказывает сценарист «Трейнспоттинга» Джон Ходж, которому пришлось перепридумывать героев в изменившихся обстоятельствах. Его сиквел — во многом о том, как выглядят бунтарство и маргинальность, когда мятежные мальчики становятся старше и превращаются в мужчин. Их ждет или карьера рецидивистов, или мелкие аферы с эксплуатацией беспомощных, или группы поддержки в попытках вырваться из заколдованного круга. Герои «Т2» застряли в прошлом не просто так: их бунтарскому поведению во взрослом возрасте не придумано применение. Да и любое их движение в рамках пацанской модели покажется инфантильным по сравнению с выбором героинь-женщин (они как раз выглядят куда прагматичнее, собраннее и упрямее). 20-летний опасный парень — это вечеринка, а вот 45-летний бандит — человек, которого хочется обойти стороной. Еще страшнее понять, что ты только им и можешь быть и единственные люди, которым не плевать на тебя, — те, кого ты кинул 20 лет назад.

Сцена из «Т2»

Хмурый британский юмор

«Т2: Трейнспоттинг» — смешной фильм, работающий с британским контекстом и фирменным местным чувством юмора, где горечь, сарказм и нежность перемешаны между собой. В продолжение можно подряд отсматривать фильмы Саймона Пегга и Эдгара Райта (или, например, уморительный мини-сериал Spaced), роуд-муви «Путешествие» Майкла Уинтерботтома о поездке по Англии заклятых друзей (Стив Куган и Роб Брайдон), черные комедии Бена Уитли («Список смертников», «Раз! Два! Три! Умри!»), а еще фильмы Мартина и Джона Макдонахов. По меланхоличному настроению с сиквелом на «На игле» совпадают «Мужской стриптиз» о мужчинах в беде после закрытия градообразующего сталелитейного завода и «Кролик и бык» — независимая грустная комедия о депрессии, дружбе и разговорах с самим собой.

Сцена из «Мужского стриптиза»


Обложка: Sony Pictures