В серии материалов «Чистая работа» настоящие профессионалы своего дела комментируют элементы своей формы. Из чего складываются образы всем знакомых профессий, рассказывают их представители. Материалы подготовлены при поддержке новых узких и вместительных стиральных машин LG. Активно используемая рабочая одежда или нежные ткани — технология 6 Motion обеспечит нужный режим стирки для любой вещи.

Профессия стюардессы появилась относительно недавно — в 1930-х годах. Первой стала американка Эллен Черч. Медсестра по образованию, она хотела стать пилотом, но авиакомпания предложила ей новую должность — бортпроводника. Эллен согласилась, собрав затем целую группу медсестер для работы на авиарейсах и тем самым положив начало новой профессии. Первые стюардессы носили форму, близкую к форме военной медсестры.

Время шло, менялся круг обязанностей, а с ним и облик бортпроводниц. Если до Второй мировой стюардессы обслуживали в основном экипаж, то их послевоенные коллеги заботились о пассажирах. Форма должна была украшать девушек — теперь они представляли компанию перед клиентами. 1960-е годы стали «золотым веком» воздушной моды: авиакомпании соревновались в громкости имен приглашенных дизайнеров и красоте своих сотрудниц. Сейчас форма стюардессы вновь вернулась к строгим скромным силуэтам.

 

НАТАЛЬЯ МАСЛОВА
бортпроводник авиакомпании «Трансаэро»

 

 

Форму нам предоставляет компания. В нее входят брюки, пиджак, три блузки, шарф в горох и кардиган. Для эконом-класса — юбка, для бизнес-класса — платье. Еще есть форменные туфли, но их носить не обязательно. В комплект также входят зимнее пальто и весенний плащ. Рубашки приходится стирать после каждого рейса, год — максимальный срок их службы. Пиджак можно стирать через рейс, он выдерживает года два-три.

Внешний вид экипажа жестко контролируется компанией. Можно надеть одно кольцо, классический браслет, скромные серьги. Непременно колготки телесного цвета. Волосы мы собираем в пучок, а если стрижка короткая, они не должны касаться воротника. Еще у нас есть маленькие чемоданы на колесиках, мы называем их «шефскими» — в чемодане обычно лежит светоотражающий жилет, фонарик, штопор, кардиган и документы. Требования к макияжу тоже есть: он должен быть спокойным, нейтральным, но обязательно все по полной программе — от тонального крема до губной помады.

 

 

Маникюр допустим только двух видов: классический французский с белой полосой или светлый перламутровый.

 

Бортпроводники «Трансаэро» должны носить три значка: именной бейдж, логотип с небольшими крыльями, именуемый «птичкой», и юбилейный в честь 20-летия компании.

Если у стюардессы проколоты уши, обязательны серьги в классическом стиле. Дополнительные проколы в мочке или хряще исключены.

 

Ручка должна быть у каждого бортпроводника: ею записывают кодовое слово для входа в кабину пилота, а также расписываются за медосмотр, багаж, питание и оборудование.

Часы должны быть у каждой стюардессы, причем обязательно с секундной стрелкой. Ремешок может быть либо кожаным черного или темно-синего цвета, либо металлическим.

 

По количеству красных клиньев на юбке можно определить, где работает стюардесса: один — в эконом-классе и два — в бизнес-классе.

Туфли — единственный элемент гардероба стюардессы, где допустима некоторая свобода. Можно выбрать любую удобную пару — главное, чтобы туфли были черными и классическими.

 

 

Фотографии: Юрий Чичков