Первый фестиваль Blastfest прошел три года назад на «Винзаводе» при участии звезд бритпопа девяностых — группы Supergrass и Бретта Андерсона из Suede. На этот раз Андерсон возглавит фестиваль уже в составе самих Suede, воссоединившихся в этом году, а перед этим на двух сценах выступят разного калибра герои российской и британской инди-музыки последних двух десятилетий. Музыкальный обозреватель The Village Георгий Биргер составил гид по самым интересным концертам фестиваля.

 

Три главных концерта


SUEDE

Иконы стиля бритпопа 90-х 

Каждая группа коренного бритпопа занимала собственную нишу: Oasis — парни из рабочего класса, выросшие на The Who, Blur — остроумные трикстеры, Pulp — самоироничные выпускники арт-школы, помешанные на пубертатных переживаниях, ну а Suede — надломленные стиляги в духе глэм-рока 70-х, склонные к мелодраматичному заламыванию рук и взгляду с поволокой. Oasis и Blur удалось занять те места, где ценности с годами почти не меняются, а вот Suede повезло куда меньше — они связались с модой. Теперь, как и про любой другой сезонный аксессуар, про Suede приходится все объяснять — да, тогда правда так одевались и это правда выглядело шикарно; да, Бретт Андерсон правда являлся образцом красоты и стиля, и да, когда они пели «Here they come, the beautiful ones», они имели в виду себя и своих поклонников.

В 2001 году, когда группа выпустила последний альбом «A New Morning», уже было понятно, что время вышло — критики запись разгромили, группа скоро распалась, в нулевых до них никому не было дела и каждый выживал как мог. Теперь же все чаще звучат ностальгические разговоры о 90-х, а значит, самое время для реюниона. Так становятся заметны очевидные преимущества Suede — то, что за нулевые их стиль никак не преобразился, теперь дает им возможность показать публике настоящие 90-е, какими они были. Эти эпичные, переполненные пафосом гимны абсолютной любви звучат слегка наивно и пошло, но все равно впечатляюще. Пропустившим позапрошлое десятилетие при прослушивании старых записей Suede приходится задаваться вопросом «к чему этот истеричный фальцет, вихляние бедрами и расстегнутые рубашки?», но есть и другой момент. Тот двадцатилетний, кто сможет сегодня правильно поймать волну ностальгии и взвыть про любовь, замесив пронзительный гитарный звук с чем-то посовременнее (как сами Suede когда-то адаптировали наследие Боуи), тот и победит. Но для начала ему надо будет поучиться у профессионалов, а публике — подготовиться и, как говорят в рекламных кругах, изучить референсы.

 

S.C.U.M.

Неожиданный ответ на неочевидный вопрос:
что будет, если смешать The Hororrs и Simple Minds


 

На недавно вышедшем дебютном альбоме S.C.U.M. «Аgain Into Eyes» звучит размазанный гитарными фидбэками электропоп, а состав группы наводит на мысли о том, какой же тесный Лондон, даже теснее Москвы. Басист — брат басиста The Horrors, клавишник — сын участника почитаемой инди-группы девяностых Add N to (X), вокалист — жених известной журналистки и модели Пичес Гелдоф, которая в свою очередь приходится дочерью актеру и музыканту Бобу Гелдофу, исполнявшему главную роль в фильме «Стена» группы Pink Floyd. Тем не менее в состав фестиваля группа попала не по блату, а потому что они отлично вписываются в роль хедлайнеров малой сцены. S.C.U.M. как раз из тех молодых, которые понимают, как сегодня должна звучать музыка прошлого. С оглядкой на современников вроде The Horrors и The Big Pink они переигрывают на новый лад ранние альбомы Simple Minds и других групп, существовавших на грани новой волны и стадионного рока. Конечно, главной или самой актуальной командой английского андеграунда S.C.U.M. не назовешь, но их альбом был достаточно заметным, чтобы получить хорошие отзывы критиков из BBC и умеренные рецензии на Pitchfork. А еще играть группа будет на малой сцене как раз в тот момент, когда на главной будут выступать «Би-2».

 

TESLA BOY

Самая известная молодая независимая группа Москвы


За последние два года за Tesla Boy закрепилось звание главной хипстерской группы России, в чем уверены все, кроме самой группы и самих хипстеров. Поддерживает сложившийся образ и тот факт, что в голосовании сайта Look At Me музыканты дважды получали звание группы года, а также недоброжелатели, рисовавшие шутливые афиши о выступлении команды на митинге на Болотной. Все это — результат большого успеха, практически уникального и непривычного для независимой группы в российском шоу-бизнесе. На самом же деле группа просто играет яркий и романтичный синтипоп образца 80-х с аутентичной подачей и современным чувство стиля — лишь в последнем и заключается их «хипстерность». Пару недель назад вышла двенадцатая компиляция знакового французского электронно-танцевального лейбла Kitsune, в которую вошел новый трек Tesla Boy; по слухам, и второй альбом команды выйдет там же. Но более ценны они до сих пор не столько записями, сколько энергичными живыми выступлениями, на которых можно наблюдать почти невероятную для нашей независимой группы картину — толпу экзальтированных поклонниц в первых рядах.

 

ТАКЖЕ НА ФЕСТИВАЛЕ

Гид по музыкальному фестивалю Blastfest 2011. Изображение № 1.

 

BLAST 

Ветераны жанра-оксюморона — российского бритпопа. За пятнадцать лет существования выпустили семь альбомов с громким поп-роком и выступали на разогреве перед многими героями британской музыки, заезжавшими в Москву: Blur, Deep Purple, Долорес О’Риордан и др.

 

Гид по музыкальному фестивалю Blastfest 2011. Изображение № 2.

 

БИ-2 

Одни из самых известных представителей последней волны русского рока, нахлынувшей в конце 90-х вместе с «Нашим радио», MTV и саундтреком к фильму «Брат 2». Нынче всячески моднятся и постоянно оглядываются на молодую британскую гитарную сцену. О наблюдениях раньше рассказывали в программе «Биология» на радио Maximum, а теперь запустили собственную радиостанцию «Субстанция». И, естественно, пытаются использовать современный английский саунд в собственных песнях.

 

Гид по музыкальному фестивалю Blastfest 2011. Изображение № 3.

 

KRAKATOA (UK)

Совсем юная английская команда, попавшая в состав фестиваля по рекомендации самих Suede. Играют типичный громкий и легкомысленный рок британского пошиба по заветам The Clash и Arctic Monkeys, а выглядят как картинка в энциклопедии по запросу «типичная рок-группа с окраин Лондона».

 

Гид по музыкальному фестивалю Blastfest 2011. Изображение № 4.

 

TWIGGYS

Культовая московская группа, пытавшаяся в конце 90-х адаптировать бритпоп на русский, замешав глэм-рок и поп-рок с отсылками к советской эстраде и с русскоязычными текстами. В этом году тоже решили совершить реюнион, а значит, снова можно будет услышать со сцены строчки вроде «Улыбку прекрасной сноубордистки не записать на жесткие диски».

 

Гид по музыкальному фестивалю Blastfest 2011. Изображение № 5.

 

ITAMAR (UK)

Пример того, как наследие бритпопа передается новым поколениям самих британцев — молодая группа из Лондона, вдохновляющаяся Blur, Shed Seven и прочими жизнерадостными образцами поп-рока 90-х. Крайне обаятельные и совсем еще начинающие — дебютный альбом выйдет только в следующем году.


Клуб Milk
Сергея Макеева, 9
18 декабря, воскресенье, 18:00
Билеты — от 1500 руб.
Страница события на Look At Me