После Второй мировой войны побежденная Италия нуждалась в новом искусстве, которое не просто отражало бы сложившуюся действительность, но и отчасти оправдывало ее. Именно так зародился итальянский неореализм, с его натурными съемками, резкой документальностью и демократичностью. Границы между бедностью и богатством, жителями центра и окраин были стерты, художников интересовали только люди и их судьбы.

Новое течение появилось сначала в литературе и кинематографе (Росселлини, Висконти, Антониони, Феллини), а затем и в фотографии (Кроченци, Боргезана, Ферри, Джакомелли). Фотографы-хроникеры того периода пытались показать страну такой, какой она стала после падения фашизма — бедной, но гордой. Злободневность неореализма была велика в первое послевоенное пятилетие. Но страна возрождалась, война забывалась, и сострадание босякам становилось неактуальным.

 

Фотовыставка Джады Риппа о глобализации в ММСИ
Современные художники иллюстрируют сон про ослика

Рамки неореализма жестко ограничены двадцатилетием с 1945 по 1965 год. Тем не менее работы Антониони, Феллини в кинематографе и Джакомелли в фотографии явились новым витком неореализма, уже экзистенциального, который зазвучал поэтичнее и от проблем внешних обратился к проблемам внутренним.

Выставка «Неореализм и фотография в Италии, 19451965» включает работы сорока авторов, предоставленные Центром исследования и архивирования фотографии Италии, и по большей части показанные в России впервые. Основу экспозиции составляют знаменитые фоторассказы Луиджи Кроченци и Марио Джакомелли, а также работы Фриульской группы новой фотографии.