В Мраморном открывается выставка современного немецкого художника Кристиана Шютца, который воплощает в своих картинах музыку и продолжает идею синтеза искусств, высказанную многими художниками и композиторами на протяжении последних веков. 

Шютц учился в Берлине на графического дизайнера, с годами посвятил себя кибернетике, а впоследствии, вдохновившись творчеством Баха и современной минималистичной электроникой, стал медиахудожником. В своих работах, созданных в основном с помощью компьютерной графики, он пытается пересказать музыку языком современных изобразительных средств. Такие определяющие категории музыки, как темп, ритм и паузы, в картинах Шютца переводятся в абстрактные образы.

Выставка Кристиана Шютца открылась в Мраморном дворце. Изображение № 1.

 Русский музей выставит работы Шютца из трёх циклов — «Руины», «Чакона» и «Странник. Эпос». В них немецкий художник исследует природу знака, его возникновение и восприятие зрителем. На экспозиции представят работы, в которых автор попытался совместить древнеисландские рунические письмена, уже признанные живописные шедевры и образы знаменитых представителей европейской культуры Возрождения и Нового времени.

В России подобными экспериментами в 20-е годы начали заниматься Михаил Матюшин и Казимир Малевич. Вместе они пытались разработать таблицу живописных эквивалентов звука. Художники проводили огромное количество опытов, в ходе которых выяснялось, что при определённом звучании синий цвет экрана становился то небесно-голубым, то тёмно-фиолетовым. Результаты многочисленных проб они преобразовали в таблицы. Некоторые из них, вывезенные Малевичем в 1927 году в Германию, находятся в музее Стеделек в Амстердаме.

Выставка Кристиана Шютца открылась в Мраморном дворце. Изображение № 4.
Александр Боровский

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея

 

«Мы показываем Шютца как типичного представителя компьютерного искусства. Он опирается на хорошую школу и на довольно старую русско-немецкую идею поиска аналогии между живописным образом и звуком. Твёрдой научной базы у этой идеи нет, но зато можно вспомнить очень много деятелей, посвятивших свою научную и творческую деятельность этому: и Скрябин, и Матюшин. Мне представляется, что Шютц — это такой человек с компьютерами, современный учёный, но в то же самое время и систематик образца XIX века, который измеряет явления природы, и иногда ему на голову падают яблоки и бьют его по голове. Он и природовед, и музыковед одновременно, в нём находит отражение идея Гёте о совмещении всех искусств. Сам себя он называет „цифровик“, у него сложный инструментарий, психика, отстранённый взгляд. Особенно интересно это направление смотрится рядом с тоже недавно открывшейся выставкой Максима Кантора, искусство которого социальное, гневное, реагирующее на злобу дня».

 

Выставка Кристиана Шютца

Мраморный дворец
Миллионная ул., 5/1
28 июня — 23 июля
Вход: 100 рублей
Событие на сайте музея