В бывших промышленных помещениях фабрики «Красное знамя» открывают выставку современного польского искусства. Проект «Церемониал» посвящён темам жертвенности и смерти, с которыми, по мнению кураторов, неразрывно связано польское национальное самосознание. В последние годы культ смерти, в том числе как инструмент политического манипулирования, сильнее набирает обороты — этому способствовали и трагедия разбившегося президентского самолёта, и смерть Папы Иоанна Павла II, тоже поляка. Места их памяти до сих пор усеяны горящими свечами, цифровое изображение которых — [*] — и стало логотипом выставки.

Мариуш Таркавян, Ceremonial's. Изображение № 1.Мариуш Таркавян, Ceremonial's

Свои работы, так или иначе связанные со смертью и ритуалами прощания, выставили 16 современных польских художников. Среди участников — и видный деятель польского авангарда Гжегож Ковальский, и молодой художник Мариуш Таркавян, автор репортажных иллюстраций, похожих на наброски художников из зала суда, и Мауриц Гомулицкий, работающий в стилистике поп-арта, и даже автор кинотрилогии «Три цвета» режиссёр Кшиштоф Кеслёвский с малоизвестной документальной короткометражкой «Припев» о бюрократии и коррупции в похоронном деле.

 

На «Красном знамени» покажут современное польское искусство. Изображение № 6.
Катерина Шадковска

Куратор выставки 

 

Культ смерти в Польше — старое явление, но сейчас речь идёт о манипулировании властей населением через религию, через культовые моменты. Смерть здесь скорее выступает как аллегория. Польский мессианизм перекликается и с Россией — взять, например, культ юродивых. Раскол церкви в России, ситуация с Pussy Riot — всё это очень наглядно. 

У нас нет хедлайнеров и титульных работ. Но я бы выделила Алеку Полис (Александру Полисевич), это польская художница, феминистка, очень плодовитая. Её работы всегда очень мощные и острые, иногда даже неполиткорректные. На нашей выставке представлен её видеотриптих, посвящённый смерти Папы Римского и трагедии под Смоленском — два основных события, вокруг которых разворачивается кампания манипуляции. Другой молодой художник, Михал Фрыдрих, сделал проект скульптуры, которая должна бы стоять в центре Варшавы — но её никогда туда не поставят. Он слепил в один большой шар все народные памятники.

 

 

ЦК «Красное знамя»

Большая Разночинная, 24
28 сентября — 12 октября
Вход свободный