«В доме» (Dans la maison)

 

Режиссёр: Франсуа Озон

В ролях: Эрнст Умхауэр, Фабрис Лукини, Кристин Скотт-Томас, Эмманюэль Сенье

Сюжет

Подросток подсовывает учителю рискованное сочинение, в котором потешается над домашним укладом одноклассника. Профессор и возмущён бестактностью ученика, и восхищён его литературным талантом. Сочинение получает продолжение, и каждая новая серия заводит читателя всё дальше в личное пространство одноклассника и его семейства, с которыми автор проводит уже всё свободное время. Разоблачение неизбежно приведёт к большим проблемам и для ученика, и для учителя, но те уже не могут остановиться.

Что получаем

«В доме» — не история литературного гения (многосерийное сочинение, из-за которого весь сыр-бор, впечатляюще разве что для несовершеннолетнего). Перед нами — авантюрная драма с неожиданными поворотами и постоянным вопросом: «Что здесь реально, а что — выдумка героя?» — небольшая симпатичная головоломка, с которой приятно повозиться под настроение. Персонажи ведут себя с некоторой театральностью (недаром в основу сценария легла пьеса), но поклонников классических работ Озона это смутить не должно. К слову, что и как устроено в его новой работе, режиссёр рассказал нам сам — читайте интервью Франсуа Озона в конце поста.

 

«Операция „Арго“»

 

Режиссёр: Бен Аффлек

В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Джон Гудман,
Алан Аркин, Клеа Дювалл, Керри Бише, Скут Макнейри

Сюжет

1979 год. В результате переворота в Иране в заложниках там оказываются несколько десятков сотрудников американского посольства, всех их обвиняют в шпионаже. Шестерым удаётся сбежать и спрятаться в доме канадского посла в Тегеране, но у них практически нет шансов выбраться из страны или даже из здания без того, чтобы их тут же не поймали и не казнили. ЦРУ разрабатывает план по их спасению — в равной степени колоритный и опасный. Беглым дипломатам предстоит превратиться в поддельную съёмочную группу, приехавшую в Иран искать места для фантастического блокбастера в духе новомодных «Звёздных войн» — чудовищной безвкусицы под названием «Арго». Фильм основан на реальных событиях.

Что получаем

За последние пять лет имя Бена Аффлека в строке «режиссёр» стало знаком качества для ценителей «умного остросюжетного триллера», благодаря всего двум фильмам — «Городу воров» и «Прощай, детка, прощай». Своей третьей картиной Аффлек только закрепляет за собой звание одного из сильнейших режиссёров жанра. «Операция „Арго“» — практически безупречный триллер, захватывающий, жёсткий, остроумный и, несмотря на скоморошину в сюжете, тонкий и реалистичный.

 

«Покорители волн»
(Chasing Mavericks)

 

Режиссёры: Кертис Хэнсон, Майкл Аптед
В ролях: Джонни Уэстон, Джерард Батлер, Элизабет Шу

Сюжет

Мальчик из неблагополучной семьи ставит целью стать великим сёрфингистом, покорителем многометровых волн. В этом герою помогает сосед-асс, в некотором роде заменивший ему отца. В основу сюжета легли реальные события из жизни знаменитого сёрфингиста Джея Мориарти, погибшего в 2001-м за день до своего 23-летия.

Что получаем

С экранизацией биографии покойной звезды сёрфинга бились два именитых режиссёра: за плечами у Аптеда — «И целого мира мало» и «Хроники Нарнии: Покоритель зари», у Хэнсона — «Секреты Лос-Анджелеса» и «Восьмая миля». Оба должны бы признать поражение: фильм, кажется, снят шестиклассницей. Вместо сколько-то реалистичной человеческой жизни нам показывают набор потрясающих банальностей с кудрявым пупсом в центре — и всё это так же мило и невыносимо, как наблюдение за девичьей игрой в куклы в течение двух часов. Лучше всего «Покорители» должны смотреться с выключенным звуком, и решаться на сеанс в кинотеатре можно только при наличии безграничного запаса наивности, романтичности и любви к светловолосым мальчикам и большим волнам — последние сняты действительно классно.

 

 

Также стартовали

«Бункер», испанский триллер о девушке, начавшей встречаться со зловещим дирижёром. Изображение № 1.«Бункер», испанский триллер о девушке, начавшей встречаться со зловещим дирижёром

 

«Я не делаю различий
между реальностью и вымыслом»:
Франсуа Озон о фильме «В доме»

Фильмы недели: «Операция „Арго“», «В доме», «Покорители волн». Изображение № 6.

— Почему вы выбрали для экранизации именно эту пьесу?

— Мне нравится снимать фильмы о писательстве. Я такое уже делал раньше, в «Бассейне» и «Ангеле».

— Необычно, что «творец» в этом фильме — подросток.

— Я хотел показать взаимодействие двух героев: учитель полагает, что наставляет ученика, а на самом деле это мальчик преподаёт ему урок.

— Каковы вообще для вас взаимоотношения фантазии и реальности?

— А я в принципе не делаю различий между реальностью и вымыслом. Луис Бунюэль говорил: «Нужно воспринимать реальность как сон, а фильм снимать как реальность». Всё — реальность. Фильмы тоже. Снимая «В доме», я хотел смешать реальность и вымысел так, чтобы не было понятно, где вы: в текстах мальчика или мыслях учителя. Это интерактивный фильм, наподобие компьютерной игры.

— Вы геймер?

— Нет (смеётся). В обычном смысле — нет. Но я режиссёр-геймер, я играю со зрителем. Игра — это вообще самое приятное в кинематографе. Там ведь и актёры играют, и весь смысл происходящего — игра, манипуляция…

Фильмы недели: «Операция „Арго“», «В доме», «Покорители волн». Изображение № 7.

— Как придумать необычную историю, которую каждый будет воспринимать по-своему, и при этом не скатиться в абракадабру без логики?

— Очень просто: когда сочиняешь, у тебя должны быть все ответы. А вот когда снимаешь, то что-нибудь выкидываешь — так появляются загадки.

— Где снимался «В доме»?

— Около Парижа, в пригородах. Два месяца всего снимали, на цифру. Оператор — молодой Жером Альмера, я впервые с ним работаю. Цифровая съёмка пришлась очень кстати, ведь в сценарии много диалогов, а времени на всё про всё у нас было мало.

— Зачем вы одели своих школьников в форму — во Франции же этого нет?

— Да, у нас давно отменили школьную форму, поэтому я придумал школу в английском стиле. Мне нужна была эта униформа, чтобы показать: смотрите, все эти дети одинаковые, но один из них может оказаться другим.

Фильмы недели: «Операция „Арго“», «В доме», «Покорители волн». Изображение № 8.

— Фильм сразу делался для международного проката, тогда почему он снят на французском языке?

— Я хотел работать с Фабрисом Лукини, который исполнил роль учителя, а он очень французский актёр. И вообще снимать на родном языке проще.

— Тогда почему в главной женской роли англичанка Кристин Скотт-Томас?

— Она живёт во Франции, любит сниматься в наших фильмах, очень хорошо говорит по-французски, и у неё такой очаровательный акцент! Мы, французы, обожаем, когда говорят с акцентом — по крайней мере это касается немецкого и английского, насчёт русского я не так уверен (смеётся).