«Рай»

Режиссер
Андрей Кончаловский

В ролях
Юлия Высоцкая, Питер Курт, Филипп Дюкен, Виктор Сухоруков, Вера Воронкова

Камерная мелодрама Андрея Кончаловского о концентрационном лагере — «Серебряный лев» в Венеции и российский выдвиженец на «Оскар» этого года. Юлия Высоцкая играет Ольгу Каменскую — русскую эмигрантку и княгиню, пойманную во времена оккупации во Франции за сокрытие еврейских детей. Другие герои — с виду безобидный обыватель из полиции, проводивший допрос Каменской и договорившийся с ней о сексе в обмен на пощаду, и немецкий аристократ, нашедший себя в СС в смутные времена и верящий в немецкий рай, от которого далек мир 40-х. Черно-белый фильм построен как допрос, исповедь или интервью анониму, где трое героев вспоминают друг друга и знаковые моменты жизни. У каждого есть своя вера и свои привязанности, будь то нежная юношеская дружба, любовь к Брамсу или прогулки с сыном по влажному лесу.

«Рай» получился поровну дидактическим и проникновенным, и если половина сцен действительно погружают в морок деспотичного режима, то вторая половина напоминает, что перед нами — артисты, читающие роли. Непонятно, как вести себя зрителю, только поверившему актерам, если в следующей сцене они нарушают всю хрупкость персонажей и штурмуют камеру, хотя ни интонация, ни история этого не требуют. При этом сильные стороны «Рая» остаются на глубине — дистанция при изображении барачной жизни и будничной немецкой коррупции, хвастовство статистикой (гордое признание коменданта: «Нужно селить по 700 человек в барак, а нам удается вместить аж
1 200!»), легкие (даже слишком) аналогии рая сталинского и гитлеровского, а также трехголосие языков — русского, французского и немецкого, — в котором каждый пересказывает национальную трагедию потерянности, подчинения и неравенства.

Совершенно особенную роль играет Вера Воронкова — старшая по бараку еврейка Роза, местный тиран и жертва, в которой узнаются лагерные типажи выживающих из прозы Шаламова и Солженицына. Была толпа людей — стала груда ботинок, об этом снято слишком много фильмов.

«Рай» сильно портит финал с вердиктом, сводящим все неуловимое, неоднозначное и трудное в нескольких жизнях до параграфа в учебнике. 


Смотреть? Да

«Три икса: Мировое господство»

xXx: Return of Xander Cage

Режиссер
Ди Джей Карузо

В ролях
Вин Дизель, Донни Йен, Дипика Падукон, Руби Роуз, Тони Коллетт

Смешной, нелепый, не очень изощренный и динамичный экшн о том, как отряд бесстрашных экстремалов пытается спасти мир от всесильной полуазиатской банды, захватившей стратегическое оружие. Ящик Пандоры — черное нечто, напоминающее видеокассету — способен взорвать за минуту целый город. Его похитители — мастера прыжков и гонок на мотоцикле, для отвода глаз открывшие пляжный бар на Филиппинах. Главный герой — все тот же Ксандер Кейдж в исполнении Вина Дизеля — приступает к обезвреживанию банды, одевшись в шубу и другую классную верхнюю одежду, берет под крыло трех классных старых знакомых (охотница на сафари-туристов, гонщик и круглосуточный тусовщик) и идет на войну за цифровой носитель под руководством босса-блондинки со злым лицом (очень смешная роль Тони Коллетт). Солнце обжигает, скейтборд несется, драки похожи на танцы, а идеальные ноги готовы утешить после трудного дня.

Безусловно, фильмы с фразами «Нам нужен человек, который войдет в торнадо и выйдет из него как после легкой прогулки» — это отдельный беззаботный жанр, для которого совершенно не обязательно включать мозг. И в этом его несомненное достоинство и главная радость. Вин Дизель хмурится как невыспавшийся медвежонок, Тони Коллетт острит, латиноамериканские дети подбрасывают лонгборд, главный герой спрыгивает с вышки на лыжах и чешет по тропическим лесам. Оголтелое тестостероновое кино про шутки в духе «готов переспать с шестью красотками ради родины», положа руку на сердце, честнее большинства Борнов, Бондов и невыполнимых миссий. Здесь много дурацкой музыки в духе плохого Скриллекса и безнадежных клише, летающих в воздухе кулаков и реплик, рассчитанных на смех. И да, это стопроцентное кино на полвечера, не претендующее примерно ни на что. Постыдное удовольствие как оно есть, на втором часе, однако, способное вызвать изжогу.


Смотреть? Нет

«Иллюзия любви»

Mal de pierres

Режиссер
Николь Гарсия

В ролях
Марион Котийяр,
Луи Гаррель, Алекс Брендемюль, Брижит Роюан

Невнятная мелодрама с Марион Котийяр и Луи Гаррелем — о трудностях любви в послевоенной Франции. Габриэлла — старшая дочь зажиточной семьи, у которой диагностировано нервное расстройство. Она парит в собственных фантазиях, непристойно (по меркам места и времени) навязывается интересующим ее мужчинам и не отвечает за себя. А еще она красавица с бездонными печальными глазами, желающая чего-то большего, чем ей готовы дать. Для родителей единственный способ устроить ее будущее, не беспокоясь, — найти подходящего мужа. И мать Габриэллы находит покорного работягу (Алекс Брендемюль — это практически Фассбендер), обещая ему в обмен на женитьбу помощь в создании собственного дела. Спустя годы Габриэлла, замужем и с подросшим сыном, как хотели родители, вспоминает свою любовь к Андре — молодому мужчине с курорта в Альпах, куда ее отправляли лечиться от каменной болезни. В их отношениях была та откровенность и теплота, которых у героини никогда не было с назначенным ей мужем.

Этот фильм — иллюстрация того, как режиссер с неизвестными мотивациями не может распорядиться доставшимся ей актерским богатством. Между героями Котийяр и Брендемюля весь фильм существует неподдельное напряжение, в котором видны только актерские старания и никакой сценарной и режиссерской изобретательности. Еще одна история о косности предписанного брака и о том, как обстоятельства душат зародившиеся свежие чувства, — очень бледный отголосок «Анны Карениной», в котором не хватает примерно всего, что делает разношенный сюжет важным, захватывающим и современным. Мы знаем, что Луи Гаррель как никто умеет слоняться по кадру с загадочным лицом, а Котийяр способна одними глазами прожить за десятерых, но в этой картонной коробке задумываться и проживать им совершенно нечего.


Смотреть? Нет 

обложка: WDSSPR