«Красавица и чудовище»

Буквальное повторение диснеевского хита 1991 года

Провинциальная Франция с неуклюжим булочником, нарядными местными красавицами и гоповатым охотником Гастоном — здесь живет и мечтает Белль (Эмма Уотсон). Ее взгляды на жизнь делают девушку посмешищем в глазах остальных провинциалов: почему-то Белль не стремится замуж и любит книжки больше, чем кокетничать с противоположным полом. Она «простолюдинка, но не простушка», как она сообщает настойчивому кавалеру. Белль — одна из немногих грамотных жителей города, она учит детей читать и обладает инженерными навыками: не только знает, как починить старые часы, но и может с нуля придумать стиральную машину на лошадиной силе. Пообещав дочке аленький цветочек, отец Белль теряется по пути на ярмарку и попадает в замок к мохнатому Чудовищу (Дэн Стивенс — с клыками и пушистым лицом большую часть времени) — заколдованному принцу, превращенному в зверя из-за нарциссизма и отсутствия эмпатии. Заклятие должна снять влюбившаяся в него красавица, и сотня слуг, превращенных в предметы интерьера, с надеждой смотрят на Белль, когда она приезжает за отцом. Заточение у Чудовища превращается в волнующее время: оба героя потеряли матерей, страдают от одиночества и обожают читать. Это и сближает рогатого бугая с самой красивой девушкой округи.

Если вам немного за 30, вы, скорее всего, знаете «Красавицу и чудовище» наизусть. Один из самых известных диснеевских мультфильмов был обожаем в 90-е, разлетелся на хиты и объяснил поколению девочек, куда приводят мечты и почему нельзя соглашаться на отношения со слишком настойчивым кавалером. Ремейк сдувает пылинки с классики, добавляя несколько свежих и не то чтобы убедительных нот. Первая — это Эмма Уотсон в главной роли, которой можно было найти лучшее применение и которая убедительно смотрится на трибуне ООН и даже с голой грудью на обложке, но очень сомнительна в роли Белль: ей попросту не веришь. Вторая — нарисованное Чудовище с добрыми голубыми глазами, над которым достаточно стебались в мультипликационной части, но в киноверсии почему-то отказали ему в важном праве быть смешным. Третья — это жовиальный гей с розовым бантом (Джош Гэд). Его героя на французский манер зовут Лефу (Дурачок), и он разыгрывает базовые стереотипы о героях-геях, ментально оставаясь при этом в мюзикле 50-х. Само собой, все предметы внутри замка — заколдованные слуги и подданные — нарисованы как живые. Пышная мадам де Гардероб с занавесом, мсье Клавесин, Часы и Канделябр, Чайничек и Чашечка из сервиза — всех их играют в разной степени великие и знаменитые актеры, но мы не услышим их голосов, а увидим их после превращения на долю секунды в финале. Режиссеры анимации, пытавшиеся сделать объекты антропоморфными, забрали у них нелепые и смешные черты и индивидуальность — теперь это больше предметы с барахолки, чем обитатели волшебного замка. И песни на русском, которые легко будет воспринимать маленьким зрителям (правда, возрастной рейтинг у фильма в России «16+»), но которые поранят уши их родителям, если они помнят, какой праздник обещала великая «Be Our Guest».


Смотреть: Нет

«Скрытые фигуры»

История трех афроамериканок, без которых Штаты не освоили бы космос

«Женщинам дают кое-что сделать в НАСА, и это не потому, что мы носим юбки, а потому, что мы носим очки». Три главных героини в начале фильма застревают по пути на работу. Они разных возрастов (примерно 50, 40 и 30), но все три — афроамериканки, к которым с недоверием относится даже патрульный. Каждый раз, когда одна из них будет заходить в зал с сотней белых мужчин, ее примут за уборщицу, чью-то ассистентку или слишком нарядную телефонистку. Несправедливость не просто разлита в воздухе — она сквозит даже в телесном языке: жестами и движениями героиням будут намекать, что их присутствие обескураживает.

Имена женщин, участвовавших в космических исследованиях 60-х, для масс остались неизвестными, зато каждый американец помнит шаги Армстронга на Луне. В 1961 году, когда Штаты отстают в космической гонке, Кэтрин, Мэри и Дороти работают в НАСА, проводя геометрические расчеты для испытаний спутника. Работа забирает все силы, но на улучшение жизни ни одна из героинь рассчитывать не может: чернокожие люди в Америке в это время все еще ездят в задней части автобуса. Первая героиня — гений расчетов и вдова с несколькими детьми, вторая — мать и жена человека протестных настроений, третья — самая старшая — не может получить формального повышения, фактически выполняя работу начальника. «Не опозорь меня там», — они слышат едва ли не каждый день со стороны руководителей. Им не повышают зарплату, а их туалеты для цветных находятся за полкилометра от основного офиса.

Фильм Теодора Мелфи (белого режиссера — и здесь этот факт имеет значение) невероятно хорошо посмотрели в Америке и, несмотря на прямолинейность, тепло приняли критики. История скрытых фигур — недооцененных унижаемых людей, благодаря которым общество и страна все равно двигались вперед — очевидно, подход современного политкорректного кино, которое пытается разделаться с призраками прошлого. Биография трех математиков в исполнении Мелфи — кино очень просто устроенное, но при этом дающее представление о буднях сегрегации через десятки деталей, от которых шевелятся волосы. То, что здесь безоговорочно здорово, — актерское трио Тараджи Хенсон, Октавии Спенсер и Жанель Моне (особенно приятно то, как известная певица превращается на наших глазах в убедительную актрису): они остроумны, искрятся выразительностью и поддерживают друг друга в попытках быть полезными и сохранить достоинство. Быть человеком второго сорта — это не только опасность постоянно быть поднятой на смех, но и риск не получить признание за собственные заслуги. Отрезвляющие «Скрытые фигуры» наглядно объясняют, что историю всегда пишут если не победители, то люди с привилегиями.


Смотреть: Да

«Сплит»

Новый Шьямалан о маньяке, похищающем трех девочек-подростков

У Кевина (Джеймс МакЭвой) есть психиатр, с которой он делится собственным опытом: в его мозге живут 23 личности (от девятилетнего мальчика до женщины средних лет), и он с трудом справляется с их чередованием. Есть и то, что он не расскажет лечащему врачу: скоро должна пробудиться 24-я личность — существо нечеловеческой природы с тягой к саморазрушению по прозвищу Зверь. Чтобы накормить его невинными жертвами, одна из личностей Кевина садится за руль с тремя старшеклассницами и запирает их в неизвестном подвале. Само собой, выбраться из него почти невозможно, а преображения Кевина (или кого-то из 23 личностей, именами которых он себя называет) невозможно спрогнозировать. Самая предприимчивая из трех девочек, Кейси (восходящая американская звезда Аня Тейлор-Джой, снявшаяся в невероятном хорроре «Ведьма»), решает, что единственный способ выбраться — договориться с кем-то из этих 23 воплощений. Но здесь встает несколько вопросов: помнят ли они историю отношений с похищенными, обладают ли эмпатией и не проснется ли Зверь раньше времени? В процессе выяснится, что психиатр начинает догадываться об изменениях в жизни Кевина, а смазливая простушка Кейси пережила в прошлом нечто, что дает ей решимость бороться до конца.

Выходя в одну неделю с «Красавицей и чудовищем», это кино можно легко назвать «Красавицей и чудовищем» здорового человека: демоническое альтер эго главного героя зовут Beast, а история о задержании в заложниках невинных девушек — это не танцы в замке, а общение с человеком опасным, жестоким и вряд ли вменяемым. Новый фильм Шьямалана, который пугал весь мир еще 15 лет назад, а потом переключился на масштабные и совсем не затягивающие фильмы, — удачный камбэк, которого мы ждали. Не только режиссера с интересным видением, который умудрялся снимать истинный ужас за совсем небольшие бюджеты, но и всего жанра кино про маньяков, где серьезные диагнозы приносятся в жертву сюжетным поворотам (вспомнить можно «Сердце ангела», «Молчание ягнят» или «Пленниц»). Атмосфера и подход «Сплита» напоминает один из главных мистических сериалов последнего времени The OA или прошлогодний триллер «Кловерфилд, 10»: в обоих случаях недорогой антураж и актерская игра всего нескольких человек в замкнутом пространстве вводили в оцепенение. «Сплит», конечно, — эксплуатация темы психической неустойчивости, но еще и мощный саспенс, который совершенно не хочется портить пересказом. Для современного триллера это большая редкость.


Смотреть: Да

Обложка: WDSSPR