«Манчестер у моря»

Manchester by the Sea

Режиссер: Кеннет Лонерган

В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Кайл Чандлер, Лукас Хеджес

«Оскары» за лучший сценарий и лучшую мужскую роль в драме о мужчине, потерявшем все

Понурый Ли Чандлер живет в предсказуемой рутине из небольших подработок, тихого вечернего пьянства и одиноких ночей. Он настоящий бобыль и при этом мастер на все руки. Ремонт в одном доме, протечка в другом — так незаметно проходят его дни. Бостон — место, где ему легко найти работу, ведь, кроме клерков и бизнесменов, этот город населяют люди с низкими доходами и частыми поломками. Звонок из Манчестера у моря не обещает ничего хорошего: старший брат мгновенно умирает от сердечного приступа, и забота о его сыне — страдающем, но все равно находящем время на девушку, вечеринки и прочие развлечения старшеклассника — должна стать задачей Ли. Он — самый близкий из возможных опекунов — еще помнит, как играл с маленьким племянником и тратил выходные на общие глупости. Сегодня между ним и когда-то близким ему ребенком, который стал ершистым и независимым, выросла стена. Еще одна встала между Ли и всем остальным городом, Манчестером у моря: он много лет пытается похоронить в своем сердце произошедшую там трагедию, но она все равно выкарабкивается на поверхность.

Драма о безнадежности и неумении пережить последствия кошмара начинается как фильм о великовозрастном неудачнике и оборачивается саспенсом с десятком прерывистых флешбэков — у главного героя действительно предостаточно причин, чтобы никогда не возвращаться в Манчестер у моря. Восхитивший критиков и оскаровский комитет (Кейси Аффлек ушел с церемонии со статуэткой, а режиссер Кеннет Лонерган забрал приз за лучший оригинальный сценарий), «Манчестер у моря» — жизнеспособная драма о чувстве вины, которое не пропадает годами и калечит жизнь. Главный герой так старался запихнуть трагедию в подвал своей души, что сам не понимает, как ей удается выбраться обратно. С небольшими ролями Мишель Уильямс и Кайла Чандлера это приглушенное кино действительно старается достучаться до зрителя. Но, кажется, старается слишком натужно, а когда другие методы заканчиваются, дает под дых. «Манчестер у моря» воплощает реализм на грани — с неудержимым пафосом, который отличает проникновенные европейские драмы от американских аналогов. Кейси Аффлек правдоподобен в роли человека, поставившего на себе крест, но его роль, состоящая из упреков совести и тяжелейшего чувства вины, никак не вяжется с давней историей сексуальных домогательств, заново всплывшей после «Оскара». Когда актер с неоднозначной репутацией играет героя, раздавленного трагедией, все это имеет кислый привкус. «Манчестер у моря» — безусловно, самая интеллектуальная из премьер недели, на которую можно пойти, чтобы испытать нервы на прочность, но фильм обоснованно может показаться переоцененным, и даже Кейси Аффлек с неизменным за 20 лет карьеры выражением лица играет совсем не лучшую свою роль. Лучше остаться дома и посмотреть «Джерри», «Убийцу внутри меня» или «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».


Смотреть: Нет

«Скрижали судьбы»

The Secret Scripture

Режиссер: Джим Шеридан

В ролях: Руни Мара, Тео Джеймс, Эйдан Тернер, Эрик Бана, Ванесса Редгрейв

Равнодушная экранизация хорошего романа — лучше прочитать, чем посмотреть

Пожилая Роуз (Ванесса Редгрейв) рассказывает психотерапевту (Эрик Бана) о своем прошлом. Она находится в психиатрической больнице больше полувека, но до сих пор ждет, что повзрослевший сын за ней вернется. Роуз поступила в больницу во время Второй мировой после обвинения в детоубийстве, пережила электрошок и многолетнее одиночество, а до этого — травлю в родном городке.

В маленькой ирландской провинции Роуз — единственная девушка-протестантка — привлекает всеобщее внимание красотой, решительностью и чувством собственного достоинства. Ее окружают слишком много мужчин. Она сирота, и в патриархальной провинции за нее некому заступиться. Роуз становится заложницей своей уязвимости: она проходит через обвинения в непристойности, доносы и остракизм со стороны жителей города.

«Скрижали судьбы» — известный бестселлер о травле юной красавицы в провинции — чтение захватывающее, но одновременно с этим спокойное, упорядоченное и логичное. Чего нельзя сказать о фильме, где мужские персонажи (их здесь несколько) навалены в кучу с неясными мотивациями и необоснованными притязаниями. Интрига — как Роуз оказалась в психиатрической больнице — разгадывается здесь совсем в лоб, а ощущение замкнутости, усталости и обреченности моментально передается от актрисы зрителям.

Руни Мара может изобразить 50 оттенков сосредоточенного негодования и беспокойства, но ее мимических усилий недостаточно для того, чтобы спасти тяжеловесный сюжет. Главная героиня попросту теряется в толпе всех, кто на нее претендует, и не находит себя нигде, кроме мужских объятий, — что не помеха для ретроромана, но большой вопрос к автору экранизации. Вместе с Руни Марой вторым человеком, спасающим происходящее, стал наш соотечественник Михаил Кричман — восхитительный оператор Андрея Звягинцева, открывающий себя в ирландских пейзажах и голливудских крупных планах. При этом многократно номинированный на разные престижные премии режиссер Джим Шеридан (самый его известный фильм — «Моя левая нога»), очевидно, не может решить, снимает ли он историческую мелодраму или психологический портрет жертвы коллективного осуждения, и в итоге делает самое неуместное — приблизительный и плохой пересказ книги, в которой сломанная женская судьба как раз выглядит по-настоящему трагично.


Смотреть: Нет

«Живое»

Life

Режиссер: Даниэль Эспиноса

В ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Райан Рейнолдс, Ольга Дыховичная

«Гравитация» с шестью космонавтами и одной опасной тварью

Команда на Международной космической станции с большим трудом достала образцы почв на Марсе для анализа. Они ищут доказательства жизни, подтверждающие многолетние чаяния человечества. Капитан корабля Екатерина (Ольга Дыховичная) — из России, на борту трое американцев (в том числе герои Райана Рейнолдса и Джейка Джилленхола), японец и британский научный консультант (Ребекка Фергюсон). Первое время никаких признаков жизни найденное на Марсе тело не подает, но после повышения температуры внезапно становится активным. У него есть уникальное свойство: каждая его клетка содержит и нервы, и мышцы, способна мыслить и запоминать. Трансляция с Землей на Таймс-сквер идет на ура, один из космонавтов привязывается к организму, сущность называют Кельвином. Кельвин проявляет большое любопытство к людям, но по мере роста начинает вести себя враждебно. Сломанные пальцы космонавта, работавшего с ним в непосредственном контакте, — первый намек на угрозу для команды. Однажды попав на корабль, сущность без сострадания и эмпатии добровольно оттуда не уйдет.

Сценарий создателей «Дэдпула» делает невозможное: разворачивает рекламный трейлер с космонавтами, которые обрекли себя на соседство с дикой тварью, в не просто смотрибельное, но и захватывающее кино. Сильно заимствуя из «Гравитации» (саспенс с отцеплением, постоянно сломанное оборудование, жертвенность героев во имя общей миссии), «Живое» берет в первую очередь продуманным ритмом и сыгранностью команды. Да, здесь имеются клише вроде командира корабля, берущего на себя риск, оставшегося дома на Земле новорожденного ребенка, баек о космонавтах, писающих в пылесос. Но все это, включая романтическую линию, переработано в повествование, которое ведется как бы вполголоса. Мы действительно чувствуем себя на этом корабле с ребятами, которые живут как герои, а не пытаются ими казаться. Это один из самых правдоподобных космических ансамблей, где неожиданно уместно смотрятся как американские суперзвезды, так и прежде замеченная в основном в экшнах Ребекка Фергюсон и отечественная актриса Ольга Дыховичная, которую так трудно представить в аналогичной роли в российском кино. С прочими законами жанра «Живое» тоже обходится осознанно: так, японский и афроамериканский герои, слава богу, не погибают из-за пустяков в первые 20 минут, их реплики и характеры здесь добавлены не для политкорректности. А последние десять минут максимально далеки от пафоса или катарсического бреда, и даже душевный разговор перед лицом смертельной опасности не имеет вкуса карамельного попкорна. «Живое» — пример сознательной переработки жанровых клише во что-то самостоятельное и интересное, который подтверждает свое название.


Смотреть: Да

«Босс-молокосос»

The Boss Baby

Режиссер: Том МакГрат

анимационный

Семейный мультфильм о вечном противостоянии милейших существ — детей и щенят

Младенец необъяснимой суперсилы поселяется в доме. Родителей не смущает его костюм и дипломат, а вот старший брат — первоклассник Тим — постоянно настороже. Он застает Босса-молокососа за телефонными переговорами и даже записывает его секретное совещание с другими младенцами. У Босса голос здорового мужика и замашки большого начальника. Оказывается, новоявленный младший брат работает на всемогущую корпорацию Baby Corp, откуда на самом деле берутся дети, и менеджмент нешуточно обеспокоен демографическими проблемами. За ограниченный ресурс взрослых дети давно борются с домашними животными, и щенята, кажется, захватывают рынок мимими и родительских сердец.

Вооружившись графиками и диаграммами, странный младенец предлагает старшему брату сделку: вместе они должны пробраться в контору «ПесиКо», где работают родители Тима, чтобы разоблачить новый секретный план конкурентов, а в ответ Босс-молокосос навсегда исчезает из его жизни и оставляет всю родительскую любовь в его распоряжении. Нас ждет поездка в Лас-Вегас, дюжина Элвисов и другие младенцы на подхвате, а также погружение в мир «Корпорации младенцев», где за успехи на работе тебя поощряют золотым горшком с видом на закат.

Есть мультфильмы, обязательные к просмотру даже взрослым независимо от возраста: «Головоломка», «Зверополис» или «Корпорация монстров», у которых «Босс-молокосос» щедро загребает идеи. Фильм создателей «Мадагаскара» — неплохая попытка обратиться к родителям и детям одновременно, но дети, очевидно, были в приоритете: в середине сюжет начинает сильно буксовать, в мультике полно совсем детских шуток вроде ругательств «пи-пи-ка-ка» или травести-няни. Даже короткие визуальные ссылки на «Начало» Нолана, «Инопланетянина» и «Беспечного ездока» не способны расшевелить насмотренного взрослого, чтобы у него не закралось ощущение похода на детский день рождения.

В общем, это мультфильм не для больших. При этом среди детских мультфильмов этот говорит о распространенной проблеме детской ревности очень понятно и правильно. Все, кто рос с младшими сестрами и братьями, могут вспомнить момент, когда родители впервые не прочитали сказку на ночь, а дом оброс подгузниками и младенческими игрушками. «Босс-молокосос» — не о конфликте двух маленьких детей, а все-таки о соперничестве школьника и взрослого, зашитого в ребенка. Босс-молокосос, как любой деятель корпорации, привык решать большинство проблем деньгами, жалобами и компенсациями, дисциплинирован и предпочитает держать ситуацию под контролем. Федор Бондарчук действительно забавно его озвучивает (в оригинале Босс говорит голосом вальяжного и решительного Алека Болдуина). «Мы смеялись над этими шарпеями, а теперь они захватили Китай» — отличная шутка (и здесь есть еще несколько таких), но некоторые мультфильмы, как и лактоза, усваиваются до определенного возраста.


Смотреть: Да (если у вас есть дети)


Обложка: Sony Pictures