«Чудо-женщина», «Нелюбовь», «Одарённая» Первый блокбастер о супергероине, главная беда современной России глазами Звягинцева и фильм о проблемах авторитарного воспитания
текст: Алиса Таёжная
«Чудо-женщина»
Режиссёр: Пэтти Дженкинс
В ролях: Галь Гадот, Робин Райт, Дэвид Тьюлис
Супергеройский фильм здорового человека
С раннего детства Диана с острова Фемискира хочет драться как мама, тетя и прочие амазонки: созданные Зевсом для защиты человечества, неукротимые и бесстрашные женщины непревзойденны в бою. Проходят годы, и хотя мать Дианы (Конни Нильсен) просит сестру (Робин Райт) не готовить Диану к бою, та постоянно тренирует племянницу, чтобы в нужный момент она могла противостоять богу войны Марсу. Выросшая Диана (Галь Гадот) спасает от смерти случайно залетевшего на самолете американского авиатора — он появился буквально из другого измерения. За ним — орава немецких солдат: Фемискира уже 4 года окружена Первой мировой войной, и никто из амазонок об этом не догадывается. В битве с немцами амазонки гибнут храбро и быстро, как первые аборигены с луками и стрелами, по которым били из пушек. Мать провожает Диану к людям со словами «Человечество тебя не заслуживает» — и она, в общем, права. В компании летчика, симпатичного и героического (Крис Пайн), Чудо-женщина попадает сперва в Лондон на военные совещания, а потом в Бельгию, где должна предотвратить смертоносную газовую атаку.
«Чудо-женщина» войдет в историю не только как первый актуальный блокбастер о супергероине («Женщина-кошка» не в счет), но и как первый проект за 120 миллионов долларов, который доверили режиссеру-женщине. Патти Дженкинс, снявшая «Монстра» 15 лет назад, с тех пор в основном работала на телевидении и 10 лет выбивала себе право снять любимую героиню комиксов и телесериала. Сделанный по базовым правилам супергеройского кино, он содержит в себе то явное различие, которое можно причислить женскому взгляду или просто авторскому взгляду — с подобным чутьем и бодростью Гильермо дель Торо, например, расправился с Хэллбоем. «Чудо-женщина» получила восхитительную критику по сравнению с другими фильмами по комиксам DC: многие сравнивают ее с первым нолановским «Бэтменом», который изобрел новые правила популярному, но неповоротливому жанру.
В «Чудо-женщине» есть много заметных недостатков (какие-то шутки останавливаются на полпути, где-то Гадот играет совсем нелепо, а диалоги последних 20 минут звучат как игра в войнушку в песочнице), но есть и принципиально свежие моменты. Именно они дают настоящий фан — ощущение, почти безвозвратно утерянное при просмотре большинства фильмов дороже сотни миллионов долларов.
«Чудо-женщина» — кино не только о супергероине, которая верит в любовь (и когда Галь Гадот говорит это с восклицательным знаком, хочется рассмеяться на весь кинотеатр), но история об остроумной и очень классной девушке, которая не устает работать над собой. Красота, сила и грация Гадот разбавлены шутками, ухмылками и здоровой самооценкой, свойственной и Диане Принс, и исполнительнице главной роли. У Чудо-женщины есть чувство юмора — трезвое, местами предсказуемое, где-то инфантильное, но очень видимое — и это не шутки из «Отряда самоубийц». Быть веселой и одновременно восхитительной — роскошь для женской фигуры в блокбастере: и Наташа Романофф, и Натали Портман в «Торе», и Энн Хэтэуэй в «Бэтмене» не позволяли себе вольностей в поведении и всегда выглядели в кадре надуманными и надутыми. Чудо-женщина Галь Гадот — непосредственная и благоразумная: ей есть что сказать, она знает себе цену по умолчанию — и это отличает ее от многих супергероев, за которыми стоят годы непроговоренных неврозов.
Второстепенные герои тоже не выглядят вымученными и механическими: каждый успевает сыграть свою историю. Снайпер с поствоенным синдромом и кошмарами по ночам; смуглый аферист, который не смог стать актером из-за цвета кожи; индеец, историю и идентичность которого истребили американские завоеватели — все получают голос и классные камео, а не просто работают статистами разноперого каста (как было, например, в «Изгое-один») для галочки по diversity.
Третье — это умное распоряжение сеттингом. Чудо-женщина попадает на Первую мировую войну, где женщины с требованиями равноправия клеймятся обществом, а мужчины, начинающие войну, превозносятся — и супергероиня расправляется как со стереотипами об опасной женской силе, так и с толпами злодеев. Что стоит сказать отдельно — серьезность в подходе к тренировкам массовки и главной героини дает фильму ту энергию, которой очень часто не хватает экшнам: как Ума Турман и ее оппоненты в «Убить Билла», здесь все тренировались сами и учились драться, а не просто изображать драку. На фоне ленивых супергеройств Йоханссон в «Призраке в доспехах», все амазонки без исключения излучают уверенность, которая приходит только после прохождения двухчасовой кроссфит-тренировки — такое не сыграешь.
Смотреть: Да
«Нелюбовь»
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.