«Трансформеры: Последний рыцарь»

Режиссер: Майкл Бэй

В ролях: Марк Уолберг, Энтони Хопкинс, Джош Дюамель, Лора Хэддок, Сантьяго Кабрера

Война миров с Марком Уолбергом и металлическими гигантами

Это трудно пересказать, но мы попробуем. Вначале Стэнли Туччи, загримированный под Мерлина, волшебника короля Артура, убеждает трансформера в V веке нашей эры отдать ему волшебный посох. Затем Оптимус Прайм попадает на родину и на встрече со своей создательницей выясняет, что трансформеры были созданы для уничтожения Земли и людей. Потом герой Марка Уолберга, спаситель трансформеров, находит способную 14-летнюю сироту — она пробирается к нему на базу и мечтает чинить хороших роботов. В это время Энтони Хопкинс предрекает апокалипсис, а его посланник обозначает Марка Уолберга избранным — ведь в его распоряжении оказался медальон власти к волшебному посоху. И в конце концов спецслужбы США вызволяют Мегатрона и его банду головорезов (здесь начинается «Отряд самоубийц»), чтобы выследить, какое оружие на планете представляет для них интерес. Съемки с разных концов суши показывают, как в Иордании, Намибии и Китае на поверхность выходят невероятные руины давно обрушившихся космических кораблей.

«Последний рыцарь» — урок всех возможных ошибок жанра экшен и живое доказательство того, как погубить незамысловатую, но когда-то милую франшизу. Это довольно просто — надо включить ветхозаветные интонации, отключить самокритику, бессмысленно наворовать у конкурентов и напрочь забыть, что когда-то это был веселый аттракцион без подтекста. Мы помним «Трансформеров», когда Бамблби еще танцевал брейк-данс, огненная Меган Фокс в джинсовых шортах чинила автомобиль, а Шайа Лабаф отвечал за сохранность планеты — и это был энергичный, глупый и игрушечный фильм для торгового центра.

Проповеднический «Последний рыцарь», верх сценарного мастерства в котором диалог: «Иди в задницу!» — «Эта планета и есть задница!», — сплошное расстройство и винегрет, куда настрогали реплик из блокбастеров последнего десятилетия, взбили их в блендере и принесли нам в литровом стакане. Здесь есть оживший робот ВАЛЛ-И, сделанный из скутера Vespa, и девочка-воин, трансформеры с лицами русских богатырей и детская компашка из «Супер 8», король Артур и металлический дракон — 2,5 часа экшена тянутся как прием у зубного. Реплики в духе «Рыцарь прибыл, талисман был активирован» — не самопародия, а реальность летнего блокбастера. Эта планета и есть задница, пока нам впаривают такие фильмы.


Смотреть? Нет

«Антропоид»

Режиссер: Шон Эллис

В ролях: Джейми Дорнан, Киллиан Мёрфи, Брайан Каспе

Монотонная историческая драма о покушении на третье лицо Рейха

Операция «Антропоид» — единственное успешное покушение на одного из главных функционеров нацистской Германии — была проведена в Праге. За ней стояла британская разведка, силы Сопротивления и исполнители — подготовленные чешские агенты Ян и Йозеф. Киллиан Мёрфи и Джейми Дорнан, подражающие восточноевропейскому акценту, играют двоих чехов во главе многоступенчатого покушения, которое так и не удалось раскусить СС. Их мишень — Рейнхард Гейдрих, возглавляющий криминальную полицию и гестапо, один из главных инициаторов холокоста и обескровивший Восточную Европу тиран по прозвищу «пражский мясник». Факты об «Антропоиде» даже в «Википедии» заставляют волосы шевелиться, логично, что подлинная история уже стала основой не одного военного детектива.

С фильмом, к сожалению, ничего волнительного не происходит. Последние десять лет мейнстрим наводнен экранизациями военных лет, подражающими то ли «Списку Шиндлера», то ли «Операции „Валькирия“», то ли «Бункеру», но в отрыве от самой большой европейской трагедии ХХ века штампованные истории смотрятся вяло и совершенно бессмысленно. У нас есть «28 панфиловцев» и подвиги ВОВ, у них — десять драм о холокосте в год. Недавняя «Жена смотрителя зоопарка» могла похвастаться хотя бы грандиозной Джессикой Честейн и разбежавшимися по Варшаве зебрами, а все происходящее в «Антропоиде» без смысла и характера состоит из автоматной очереди общих мест.


Смотреть? Нет

«Вечно молодой»

Режиссер: Гийом Кане

В ролях: Гийом Кане, Марион Котийяр, Филипп Лефевр

Рок-н-ролл мертв, а Гийом Кане еще нет

Суперзвезда и режиссер Гийом Кане играет самого себя — на съемочной площадке нового фильма, где ему досталась роль отца взрослой дочери. Дома его ждет жена (настоящая жена Кане Марион Котийяр), маленький сын и режим женатого мужчины — в полночь отбой. Марион изучает квебекский акцент для нового фильма Ксавье Долана (актрису с ее сельским говорком уморительно перевели на русский), пока Гийом пытается выяснить, есть ли у него опухоль в тестикулах (в 42 года, как говорит врач, бывает все). Но больше всего Гийома волнует молодая партнерша по фильму: она явно не котирует актера, относится к нему как назойливому папаше и считает, что его время давно прошло. Журналистка на интервью спрашивает, как Гийом относится к новому поколению многообещающих французских актеров, ведь они так похожи на него в молодости. Находясь в замешательстве, что ему делать со своей жизнью, актер пускается во все тяжкие: сначала врет про вечеринки, а позже напивается впервые за много лет, получая от первой же дозы кокаина паралич лица.

Зная Кане и Котийяр, сколько времени они знакомы и сколько хороших фильмов сделали вместе, можно было ожидать остроумного и точного фильма о супружеской жизни и кризисе среднего возраста. Но, кажется, кроме эрекции и впечатления на 20-летнюю коллегу, главного героя не интересует в принципе ничего — фильм разваливается на плохие анекдоты с выводом «главное, ребята, перцем не стареть». Снимая как бы самоироничный фильм о славе и страхе старости, недостаточно шутить про уют домашней кровати, вялых приятелей и одышку во время бега по лестнице. Для комедии здесь неприлично мало шуток, для драмы — чутья в сценарии и современного взгляда: «Вечно молодой» похож на брюзжащего старика в шерстяной кофте, который стесняется седых висков и зачем-то сыплет папашиными приколами про задницы, шлюх, наркотики и рок-н-ролл.


Смотреть? Нет

«Россия как сон»

Режиссёр: Андрей Сильвестров и другие

Альманах российского короткого метра о жизни в Сибири — настоящей и вымышленной

«Россию как сон» снимали в Канске — городе, где проходит один из заметных российских региональных кинофестивалей, — современные художники, режиссеры и писатели. Андрей Селиверстов и его единомышленники то расходились, то собирались в разных обстоятельствах, чтобы посмотреть на то, чем живут на шестой части суши. Ответы ожидаемы — одновременно рутиной и волшебством, фантазиями и героизмом, скукой и напрасными действиями, бытовой медитацией и мыслями о насущном. Созерцательный и снятый неторопливой камерой фильм состоит из коротких набросков, где наблюдение за канской жизнью перемежается постановочными сценами. У кого-то из штанов в небо вылетает фейерверк, кто-то поет песни о березке в роще одетой в пижаму, кто-то придумывает абсурдные сценарии собственной смерти, кто-то читает стихи. Сибирь живет отдельной жизнью и, как вся страна, дышит Гоголем и Салтыковым-Щедриным.

Альманах, снятый с дистанции как типичное малобюджетное европейское кино, вряд ли чем-то удивит тех, кто много путешествует по стране и смотрит документальные фильмы. Любой внимательный турист, озирающийся по сторонам и подмечающий комичные детали, узнает интерьер старого ДК, монолог о смысле жизни и сгоревшей колокольне и ухмыльнется на реплике «необратимая ***». В молодежных западных медиа уже пять лет не исчезают заголовки «post-Soviet» и «Putin’s Russia», и «Россия как сон» отлично работает как видеооткрытка в подобном формате — для друзей или живущих далеко и мало понимающих о России приятелей, чьи маршруты ограничились переполненными улицами Москвы и Петербурга. Перечисление столовских деликатесов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («рыбка, сметанка, котлетки») и монолог с заднего сиденья автобуса сорокалетней давности — это легко опознаваемое заигрывание со знакомым пространством: неприкаянным, диким, необъятным и населенным странными людьми и их странными историями. «Россия как сон» отлично смотрится в выставочном зале, но для кинотеатров представляет опасность: истории на грани реальности и вымысла, кажется, заходят в местном прокате хуже всего.


Смотреть? Возможно


Обложка: kinomania