Планета обезьян: Война

Режиссер: Мэтт Ривз

В ролях: Энди Серкис, Вуди Харрельсон, Стив Зан, Карин Коновал, Амья Миллер, Терри Нотари, Тай Олссон, Майкл Адамуэйт

Апокалипсис сегодня: человечные обезьяны против озверевших людей

После вируса, скосившего почти все людское население планеты, обезьяны и люди объявлены смертельными врагами. Пока люди глупеют, теряют речевые и когнитивные навыки, обезьяны продолжают эволюционировать, ездят верхом, общаются жестами и при помощи языка и становятся отличными тактиками и стратегами. Главный оппонент предводителя обезьян Цезаря — сорвавшийся с катушек Полковник (перифраз канонического полковника Курца в исполнении Вуди Харрельсона), устроивший в заледеневшей Калифорнии тренировочный лагерь на гигантском складе оружия и истребивший большинство обезьян и зараженных людей. После нападения на поселение обезьян в джунглях и игнорирование предложения мира Цезарь прячет свое племя в лесу и выдвигается на встречу к врагу, но сподвижники не пускают его одного. По пути они встретят еще двоих помощников и увидят ужасы, к которым привела война с людьми. Люди во всех смыслах не только самые жестокие животные, но еще и самое слабое и нехаризматичное звено в этой истории.

Стоит сразу оговориться, что новая часть одной из самых сознательных и драматичных франшиз нашего времени — не экшен и не приключения, а по-настоящему трагичный фильм, во время которого при определенном настроении увлажнятся глаза не один раз. Здесь много и часто умирают, и всех приматов по-настоящему жалко. Умничка Мэтт Ривз в свое время придумал, как перенести в американский контекст скандинавское чудо «Впусти меня», снял «Монстро» и предыдущую «Планету обезьян», а сейчас придумывает нового Бэтмена — и за все, что он сделал с историей об обезьянах и людях, ему хочется похлопать стоя.

Он беззастенчиво собирает визуальные и сюжетные отсылки к главным фильмам о тюрьме и страдании — местами обезьянья сага жалит не меньше «Списка Шиндлера» и «Страстей Христовых». Он не боится длинных и проникновенных сцен между героями, которые невозможно выносить с людьми, но простительны нарисованным животным. Он прикладывает Трампа и пересказывает современную политическую историю с кризисом беженцев и неистребимой ксенофобией. И находит в себе храбрость сделать фильму живой и местами игривый саундтрек, смешных героев без тени героического и передает поведенческие паттерны животных, иллюстрируя базовые исследования об эволюции. Если отбросить скепсис к нарисованным приматам и раствориться в мире животных, которых постоянно теснят из дома, «Планета обезьян» смотрится страшнее многих великих фильмов о великой войне — как крестовый поход детей против вконец обезумевших родителей. «Планета обезьян» сюжетно не способна удивить даже подростка (жертвы, похороны и геройства здесь происходят по часам), но подкупает очень человечным прикосновением к героям и звериной непосредственностью самых негромких сцен.


Смотреть: Да

Блокбастер

Режиссер: Наташа Тюльпанова (Роман Волобуев)

В ролях: Светлана Устинова, Анна Чиповская, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Михаил Ефремов, Александр Молочников, Мария Шалаева, Светлана Ходченкова

Аня Чиповская и Света Устинова пускаются во все тяжкие

Лиза и Наташа случайно сталкиваются в Электроуглях. Лиза принеслась туда из Москвы на машине, узнав об измене своего парня со стройной малолеткой, Наташа решила ограбить кассу микрокредитования с иллюзиями покорить Москву. Когда-то Лиза выступала на боксерском ринге в малом весе, но по воле случая и первого брака стала телеведущей на ток-шоу о том, как спасти любовь. У нее шепчутся за спиной, ее не уважает разъевшийся начальник, а невразумительный парень постоянно торгуется вместо того, чтобы попросить прощения. Наташа, работающая в Московской области как модель под псевдонимом Тюльпанова, прячется на заднем сиденье машины. Ограбление не удалось, ее парень не берет телефон, видео с места преступления транслируют по телевизору, а по следу девушек идут демонический коллектор и приятный следователь. Это, конечно, не блокбастер, а несерьезный и довольно умный детектив с историей о женской дружбе и неприятных мужчинах, диктующих правила игры.

Героиня Наташа Тюльпанова появилась в титрах вместо режиссера Романа Волобуева в качестве шутки: на минувшем «Кинотавре» режиссер объявил, что финальная версия слабо напоминает задуманное им кино и он снимает свое имя с фильма. Многое из придуманного в «Блокбастере» тем не менее осталось и ожило — от смешных включений с выдуманного телевидения со сценаристкой Еленой Ваниной до образа Нади Толоконниковой, снимающейся с енотом на развороте уже закрытого журнала Interview. Тизер «Блокбастера» с шутками про тройничок и выпуклым акцентом Ани Чиповской никак не объяснял, а скорее запугивал потенциальных зрителей — сценарий полного метра гораздо изящнее, невесомее и остроумнее. Дуэт Устиновой и Чиповской не просто работает на ура — видно, что фильм придуман актрисами вместе с отсутствующим в титрах режиссером, когда вся съемочная группа дышала одним воздухом.

Волобуев обкатывает детективные и сюжетные клише по-своему, не просто хватая со шведского стола Ридли Скотта или Дэвида Линча, но и вводит в небольшой фильм проблему гендерного поворота, с которой российский мейнстрим работать до сих пор не умеет и не понимает зачем. Блондинка и брюнетка, страдалица и панк, москвичка и провинциалка — самые базовые контрасты работают здесь на благо, а в динамике и интонациях героинь — бездна комедии и благородного гнева одновременно. Детективный сюжет начинает захлебываться к концу в собственных находках (и, видимо, несчастном финальном монтаже) — из точечного и язвительного фильма слишком нарочито и стремительно пытаются скроить кино, которое должно понравиться всем. Тем не менее история про бандиток Лизу и Наташу — заметный и важный поворот от снисходительных драм про «милых дам» к кино о живых современницах, которым есть на что злиться и есть что изменить.


Смотреть: Да

Дикая история

Режиссер: Алекс де ла Иглесиа

В ролях: Бланка Суарес, Марио Касас, Кармен Мачи, Хосе Сакристан, Секун де ла Роса, Хайме Ордоньес

Энергичный, но мимолетный комедийный триллер из Испании

В одно мадридское утро, когда местные спускаются в ближайший бар за кофе, пончиком, бутербродом или чуррос, в адский кафетерий заглядывает слишком красивая для этих мест молодая леди. За барной стойкой сидят несколько одиночек, с которыми мы успеваем бегло познакомиться — хозяйка бара с помощником, бродяга, домохозяйка без конкретных планов на день, иностранец и пьющий полицейский, а еще модник, не снимающий наушники. Уже через несколько минут в истории будет три трупа, а из бара нельзя будет выбраться без потерь. Первую треть фильма мы будем думать, что разгадка смертей в начале фильма имеет значение, к середине триллер превратится в истерический слэшер, пытающийся увлечь и насмешить подергиваниями, истериками и схватками. Ни полиции, ни других людей — только неразрешимая задачка выжить, пусть и за чужой счет.

Хотя Алекс де ла Иглесиа («День зверя», «Коммуналка», «Печальная баллада для трубы») перечисляет в своих влияниях Альмодовара и Бунюэля, в его фильмографии они давно подвыветрились, давая дорогу идеям категории «Б». Во второсортных фильмах как таковых нет никакой трагедии, если участники процесса не пропадают зря, кино не пытается казаться чем-то большим, чем развлекуха средней руки, а оператор и режиссер монтажа не превращают брутальный визуальный ряд в рекламную 3D-открытку. «Дикая история» хочется показаться дикой и старается развлечь нас изо всех сил, но чем мощнее усилия де ла Иглесиа, тем чаще рука тянется к телефону, книге или любому способу быстро отвлечься от избыточного и удручающего зрелища. Случился пластмассовый фильм, с которым сильно перемудрили — каждую из действующих эксцентричных фигурок не то чтобы не жалко, в них невозможно поверить даже на короткие несколько минут. Вместо потенциального разговора о том, как жить, когда террор становится частью повседневности, а хочется оставаться человеком, мы в итоге смотрим махровый слэшер о нелепой борьбе за жизнь («Эксперимент „Офис“» недельной давности страдал ровно таким же недостатком). «Дикая история» была показана вне конкурса на Берлинале с опустошающим молчанием на титрах: с тех пор ревью на фильм появились только на испаноязычных сайтах — признак не очень качественного товара для внутреннего употребления. Гротеск не сработал — не первый случай с де ла Иглесиа.


Смотреть: Нет

Выстрел в пустоту

Режиссер: Рик Роман Во

В ролях: Джон Бернтал, Николай Костер-Вальдау, Лейк Белл, Омари Хардвик, Джеффри Донован, Джесси Шрэм, Эмори Коэн, Бенджамин Брэтт

Крепкий маскулинный экшен о рецидивисте со звездой «Игры престолов»

Несчастный случай отделяет успешного брокера от тюрьмы — оказавшись за рулём в нетрезвом виде, он проходит по обвинению в непреднамеренном убийстве. Мы видим главного героя много лет спустя (Джейми Ланнистер из «Игры престолов») выходящим из тюрьмы и соглашающимся на продажу оружия сразу после УДО. Два часа мощного и неглупого фильма рассказывают, как он дошел до жизни такой и почему спокойной старости с женой и сыном предпочитает сообщество мутных ублюдков и еще одно опасное дело. Вокруг — Южная Калифорния, повязанная с наркокартелями, главный оппонент — честный коп-афроамериканец в полиции Лос-Анджелеса, только что спасший девочку из лап педофила. Штат держит в руках криминальный авторитет — белый несокрушимый лидер с неонацистскими наколками по прозвищу Зверь: именно он отдает приказы последние несколько лет даже из тюрьмы.

«Выстрел в пустоту» — неочевидный выбор для вечера в кино: кроме звезды в главной роли, каждая минута в компании с которым — чистый кайф, — фильму зазвать зрителя особенно нечем. Во многом повторяющий сюжет того же режиссера десятилетней давности о примерном семьянине, пытающемся выжить в тюрьме, — это базовый детектив о традиционных пацанских ценностях и тюрьме без ванильной сентиментальности «Побега из Шоушенка». Из-за решетки невозможно выйти приличным человеком или выкопать ход, спрятав орудие побега в Библию: чтобы выжить среди настоящих головорезов, необходимо играть по их правилам. «Выстрел в пустоту», не пряча глаз, объясняет, как устроена жизнь в застенках с точки зрения власти, расы, сговора и насилия. Заказные убийства и изнасилование, вписанность охранников в преступную систему и круговая порука показаны здесь со всей реальностью социального дарвинизма — и когда здесь делают 500 отжиманий и убивают шариковой ручкой, не остается никаких вопросов к героям и работе с конкретным жанром.


Смотреть: Возможно


Обложка: kinomania