«Крым», «Хорошее время», «Мой сын», «Прорубь» Алиса Таёжная разбирает новинки кинопроката
«Крым»
РЕЖИССЕР: Алексей Пиманов
В ролях: Роман Курцын, Евгения Лапова, Павел Крайнов
Военно-патриотическая открытка о том, как защищать Родину
Кудрявая зеленоглазая Алена сидит на обрыве на месте княжества Феодоро: она — режиссер документального кино из Киева, приехала выбирать натуру для следующих съемок. С ней знакомится непонятно как оказавшийся на высоте полторы тысячи метров Саня — севастопольский голубоглазый пацанчик и учитель физры, который служил в морской пехоте. Его папа (с виду всего лет на десять старше) — до сих пор один из высокопоставленных командиров ВС. Алена и Саня проводят идиллический отпуск в Крыму с катанием на джипе и катере и расстаются до зимы. Зимой Алена уже готовит бутылки с зажигательной смесью для украинских активистов на Майдане и общается с майдановским сотником Миколой, неуловимо похожим на злого Гоголя. У Миколы, как у всех украинцев в этом фильме, есть свой опасный план. Саня спасает с поля боя «беркутовца», а через несколько дней попадает под дубины украинских отрядов. Через 20 минут фильма картонные Алена и Саня сжимаются до маленькой погрешности: им не по силам осознать и переварить все, что происходит вокруг — бои, военные провокации, захват заложников, а по сути — гражданскую войну. Все дожидаются приказа.
«Крым» меньше всего похож на фильм, а больше всего на телепередачу для зрителей с непреклонной патриотической позицией. Вся логика российских ВС подкрепляется тут визуальными примерами, для которых плачущие женщины в пуховиках и мерзнущие мужики с дубинками — просто массовка. Как почти любой телеканал готов подтвердить мнение лояльной аудитории и пригнать табун нелюдей из лагеря «чужих», так и «Крым» размывает недавнюю и болезненную историю до правды министерства обороны РФ (оно и продюсировало фильм от начала и до конца). Тем забавнее читать в конце посвящение всем, кто не стрелял, и слышать на титрах телефонные разговоры солдат и дожидающихся их женщин, где какой-то другой Микола в пересказе бухает горилку и чуть не закусывает салом.
Саня, из учителя физры мгновенно преображающийся в местного Джейсона Борна, теряется на фоне неразговорчивых и усталых мужчин в военной форме. Когда он флиртует, то говорит: «Сделано в СССР, как и я, самое надежное». Когда пытается поднять с земли раненого товарища: «Вставай, с***, ты что себя как баба ведешь?» Проблески юмора в их диалогах исчерпываются фразами «ладно-фигадно». «Баба» тем временем ведет себя довольно решительно: не только выбирается из заложников самостоятельно и ходит на Майдан, пока старшее поколение «баб» ставит свечки и плачет около церкви. В момент огорчения Алена, которую главный герой почему-то называет Алешей, по-мужски пьет водку из графина и закусывает селедкой под песню о неслучившейся любви. Плачет, но продолжает есть кактус — то есть почему-то постоянно возвращается к Сане, с которым у них нет ничего общего, кроме года рождения. Алена и Саня нужны только создателям фильма — без их неловкой страсти и комичного секса под электрогитару «Крым» просто стал бы расширенным выпуском новостей.
В нужное время в застольных разговорах звучат тосты за защитников, аргументы про бандеровцев, убивших дедушку Сани в 1945-м, присягу и «войнушку», в которую заигрались «майданутые». Когда нужно сбавить обороты телевизионной риторики, здесь стреляют в пианиста, берут панорамы крымских просторов и превращают ряженого туриста в героя дня. «Крым», бессмысленный как военный парад и так же устроенный на деньги налогоплательщиков, ничего и никому не объясняет, он проповедует и подтверждает стереотипы. Вместе с документальным фильмом «Зима в огне» с противоположной стороны «Крым» составит отличную пару наглядных примеров: пропагандистское кино всегда бесконечно далеко от любого приличного фильма, потому что вместо рефлексии в нем магия повторения. Новости отлично снимаются по приказу, а настоящее кино никогда.
Смотреть? Нет
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.