«Геошторм»

Режиссер: Дин Девлин

В ролях: Эбби Корниш, Джерард Батлер, Эд Харрис

Смехотворно нелепая попытка снять кино об экологической катастрофе

После экологического кризиса 2019 года команда инженеров (разумеется, под руководством США и Китая) разработала систему регуляции климатических изменений через контроль температуры, влажности и давления. Систему прозвали «Голландец» в честь известного героя народной сказки — мальчика, заткнувшего пальцем дамбу и спасшего родину от наводнения. Главного инженера «Голландца» Джейка (Джерард Батлер) увольняют: с ним, принципиальным и упрямым, никому из правительства неудобно работать. Его начальником внезапно делают младшего брата Джейка — Макса (Джим Стёрджесс совсем из другого фильма), известного проныру, виляющего в беседе и гибкого в любых переговорах. Кроме вопросов собственного статуса, Макса волнуют отношения с агентом правительственной службы (Эбби Корниш): связь, запрещенная в профессиональных кругах и маловероятная, но очень нужная для сюжета — у агента будет доступ к секретным правительственным данным. Три экологические катастрофы случаются одна за другой: сперва гибнут три сотни человек в афганской деревне (пастухи-манекены из этнографического музея), потом на «Голландце» погибает один из инженеров по имени Махмуд, а Гонконг буквально превращается в пекло. Макс решает возвращать Джейка на станцию после унизительного увольнения, чтобы он нашел корень ошибок климатической системы. Само собой, не обходится без конспирологии, хакерши на ответственном задании и мультинациональной инженерной команды на космической станции, глава которой — немецкий инженер по фамилии Фассбиндер (спасибо, что не Вендерс и не Херцог).

«Геошторм» можно было бы сделать: а) зрелищным и б) осознанным. Продюсер «Годзиллы» и двух «Дней независимости» отказался от обеих опций: в итоге половину фильма мы смотрим на придурочные диалоги в лабиринте кабинетов, а вторую — попадаем на штампованную космическую станцию, чьи работники, сыгранные актерами по квоте политкорректности, пытаются решить головоломку репликами: «Почему у меня нет кодов доступа?», «Такие данные есть только у правительства». Само собой, не обходится без дурацкой конспирологии и шуток про американцев, мечтающих спасти мир. Крошечная машинка Smart летит по выжженной земле, чтобы спасти своего гонконгского пассажира. Исполнительный директор экологической станции в середине фильма узнает, как работает доверенная ему климатическая система. Самый сентиментальный момент братского диалога, история про рыбалку, оказывается подростковым шифром. Энди Гарсия играет президента Штатов Эндрю Пальму (почему не Эндрю Копполу или Эндрю Де Лаурентиса?) впроброс, как будто все еще сидит за мафиозным столом третьего «Крестного отца». Джерард Батлер и Джим Стёрджесс явно зашли на проект за жирным гонораром и потом пошли дальше по своим делам: невозможно представить более несыгранного братского дуэта, который снимали, кажется, в двух параллельных реальностях и жанрах. Пока сценаристы плодят бестолковые секреты, самой интригующей все еще будет фраза одной из героинь про «выбор между тарзанкой и шаурмой». Возможно, вы ждете, когда «Геошторм» станет фильмом «Послезавтра» — нет, эта пурга только приближается к тому, чтобы быть проходным блокбастером с разрушениями и катаклизмами. Главная катастрофа здесь — сценарий, будто бы написанный стажером продюсерской компании с участием интерактивного голосового помощника.


Смотреть? Нет

«Двуличный любовник»

Режиссер: Франсуа Озон

В ролях: Марина Вакт, Жереми Ренье, Жаклин Биссет

Новый Франсуа Озон о романе 25-летней девушки с ипохондрией и ее психиатра

Хлоя, холодная и отстраненная девушка с бездонными грустными глазами (Марина Вакт), привыкла жить с болями в животе, которые никто не может диагностировать. Очередной гинеколог говорит ей, что проблема психосоматическая, и отправляет на беседу к психиатру. Мягкий и сдержанный Поль (Жереми Ренье), принимающий ее в кабинете, сеанс за сеансом пытается добраться до демонов Хлои: она одержима идеей близнецов и отчаянно нуждается в родственной душе. Ее новая работа смотрительницей в музее современного искусства очень подходит ее созерцательному образу жизни и статике ее характера. На одном из приемов Поль признается, что испытывает к Хлое чувства, не совместимые с работой: они решают встречаться и жить вместе с ее котом Мило в скучно обставленной квартире. В один из дней Хлоя видит на улице Поля с другой женщиной, начинает ревновать и выходит на открытую конфронтацию.

У Озона редко случаются откровенные провалы — и фильм об играх разума, психотерапии и нереализованных сексуальных фрустрациях по описанию не должен им стать. К тому же здесь есть открытая Озоном в «Молода и прекрасна» Марина Вакт, каждый кадр с которой — как путешествие в галерею мастеров Возрождения, и Жереми Ренье — любимый актер братьев Дарденн. Все это отчаянно не работает и не связывается вместе, а самые откровенные сцены выходят невыносимо постановочными — даже пеггинг ни на минуту не поднимает градус трансгрессии. Все, знакомые с классикой «Сестры» Брайана де Пальмы, будут огорчены предсказуемой и плохо украденной развязкой. Диалоги обоих героев не намекают не только на близость, но и вообще на какую-то природу неформальных отношений: Хлоя и Поль не выходят за пределы своих функций и ни на минуту не предстают перед нами живыми людьми, а не винтиками детективного сюжета. Повторения, отражения, двойная игра и больное воображение выполнены настолько сыро, что складывается ощущение, что с фильмом торопились, его не успели вырастить из текста в отдельное и самоценное произведение. Плюс все, кто знаком с психотерапией и лечащими психиатрами, рассмеются над парой неправдоподобных и откровенно глупых сюжетных поворотов. И еще, использовать прием «на самом деле все это мне приснилось» чаще двух раз за фильм — это показатель или режиссерской беспомощности, или дурного бульварного источника. Первый однозначно неудачный озоновский фильм за долгое время, совсем не обязательный ни для кого, кроме откровенных озонолюбов и франкофилов.


Смотреть? Нет

«Реальный Рокки»

Режиссер: Филипп Фалардо

В ролях: Наоми Уоттс, Рон Перлман, Элизабет Мосс

Прототип Рокки Бальбоа между триумфом и поражением

Чак Вепнер (Лив Шрайбер) — продавец алкоголя, игрок, авантюрист, шоумен и беспокойная душа — живет в Нью-Джерси и очень хочет быть не как все. Неутомимость и напускная уверенность в себе приводят его на бойцовский ринг, где в 70-е он достигает невероятных результатов и падает после 15 раундов в неравном бою с Мухаммедом Али. Чака тащит его харизма, его вторая жена (Элизабет Мосс) и неистребимое желание показать всем кузькину мать. Народный герой наводит шороху в Штатах и становится краткосрочно знаменит, особенно после того, как по его истории снимают «Рокки» с Сильвестром Сталлоне. Чак бросается в омут всего, что обещает простому американцу быстрый выигрыш и мимолетная слава, и сталкивается с полной неспособностью справиться с тем, что он всего лишь прототип звездной истории, а не ее главное действующее лицо.

«Реальный Рокки» — необязательный и очень душевный фильм вроде бы о боксе, где бокса как такового очень мало. Это не классический бойцовский комикс «Все или ничего» и не история о том, как, сжав зубы, надо продержаться до следующего боя. Спорт здесь — всего лишь уловка привлечь к себе внимание, точка применения личной харизмы, а никак не погоня за результатом и уж тем более не долгосрочная амбиция. Личная история Чака Вепнера — теплый портрет с прекрасным знанием контекста и мудрым наблюдением за вызовами маскулинной культуры и необходимости держать лицо. «Истекающий кровью» (так называется фильм в оригинале) — в первую очередь о том, что происходит с обычным человеком, когда на него обрушивается лавина внезапного внимания. Лив Шрайбер играет не профессионального борца, а залетного парня, в меру сильного, в меру удачливого, но главное — нуждающегося в безусловном восхищении. 70-е — идеальное время действия, чтобы показать типичные искушения внезапного богатства: красный свет, податливые женщины, горы доступных наркотиков и пьянство ради ощущения себя живым выглядят здесь как теплый привет Новому Голливуду — десятилетию невообразимой одежды, взбалмошной музыки, лучших на свете фильмов и раскинувшегося мира, в котором хочется позволить себе все. Никак не спекулируя на «Рокки», байопик Чака Вепнера создает альтернативную вселенную — мир с виду несгибаемых, но очень уязвимых мужиков с нестабильной самооценкой, где все может изменить к лучшему или погубить несдерживаемый бычий темперамент. Особенное удовольствие видеть Наоми Уоттс в отличной форме и очень забавной роли девчонки из соседнего двора с копной огненных волос.


Смотреть? Да


Обложка: kinomania