«Убийство в „Восточном экспрессе“»

Режиссер: Кеннет Брана

В ролях: Кеннет Брана, Джонни Депп, Мишель Пфайффер

Доступная открытка по самому известному детективу Агаты Кристи

Бельгийский детектив Эркюль Пуаро (Кеннет Брана с усами Санта-Клауса) — пассажир вагона первого класса, наполненного людьми с непредсказуемым сочетанием имен, профессий и национальностей. Молодые и старые, вспыльчивые и скрытные, богатые и умеренно богатые, все они — заложники замкнутого пространства, где в одну из ночей случается убийство. Пуаро берет расследование в свои руки: тем более накануне гангстер с заметным шрамом мистер Рэтчетт (Джонни Депп) пытался нанять частного детектива для своей охраны и делился тем, что ему поступают угрозы. Тело болтливого и опасного мистера Рэтчетта — главная зацепка в деле, которое будет расследоваться в пределах вагона: скорее всего, исполнитель убийства никуда с поезда не делся. Ансамбль актеров равной степени величия — от Джуди Денч и Мишель Пфайффер (которая сейчас переживает явный взлет в кино) до Уиллема Дефо и танцовщика Сергея Полунина — разыгрывает всем известный сюжет про обычных подозреваемых, которых пытливый Эркюль пытается подловить на лжи.

Если уже и «Властелин колец» будет превращен в телесериал, спасения ждать неоткуда. Все, что вы когда-либо видели в жизни, скорее всего снимут по второму и третьему разу — от «Красавицы и чудовища» до «Короля-Льва» с Бейонсе в одной из главных ролей. «Убийство» паразитирует, с одной стороны, на ретромании, с другой — на том, что великих актеров в наши дни существует в разы больше, чем великих сценариев: роли в каноническом детективе Агаты Кристи достаточно раскидать по десятку талантливейших звезд, которые на пятерку отыграют свое амплуа. Трудно представить, что есть люди, любящие кино и литературу, но напрочь не знающие развязку «Убийства в „Восточном экспрессе“». Еще труднее представить причины, по которым им захочется досмотреть именно этот фильм до конца, в котором Агату Кристи пересказал плодовитый Майкл Грин (ему ставят в укор скомканное возвращение «Бегущего по лезвию» и «Чужого»), а актерский ансамбль сидит на театральной площадке с нарисованными заснеженными горами, в которые невозможно поверить. Антизрелищный Пуаро в исполнении Сидни Люмета смотрится в сравнении с новой версией как книжный оригинал рядом со сбивчивым пересказом для абитуриента. Есть и еще одна проблема «Убийства»: режиссер Кеннет Брана не выдержал соблазна и не только взялся сыграть органически другого Эркюля Пуаро, но еще и отвел ему такую роль, что все прочие герои в кадре оказались низведены до второстепенных партнеров на допросе. Эго автора, пропорциональное величине комичных усов Пуаро, совсем не влезает в рамки этой истории. Главный персонаж, лобовой и недостаточно захватывающий, торчит перед глазами как высокий зритель в переднем ряду, загораживая то немногое хорошее, что здесь вообще существует.


Смотреть? Нет

«Дело храбрых»

Режиссер: Джозеф Косински

В ролях: Джош Бролин, Майлз Теллер, Джефф Бриджес

Проникновенная драма о героизме без дешевой сентиментальности

Сезонные пожары в жарких штатах — привычное дело, и среди местных пожарных давно сформирована многочисленная бригада универсальных солдат. Героизм в них сочетается с умением взвесить риски и предсказать развитие катастрофы, а каждый участник, вставая на тропу войны, оставляет позади все, что радует его или доставляет беспокойство. Двое главных героев — опытный, сметливый и сдержанный Эрик Марш (Джош Бролин), повидавший сотни пожаров, и новичок со вторым шансом Брендан (Майлз Теллер) — наркозависимый, внезапно для себя только что ставший отцом. Марш — вояка со стажем, чей тыл прикрывает жена (Дженнифер Коннелли), ветеринар и тоже еще тот боец, на которой держится не только дом, но и, как часто бывает в таких случаях, вся их совместная жизнь. Новая волна пожаров собирает героическую 20-ку вместе: мужчины с разными историями и болевыми точками воюют против огня в ежедневном режиме, но ощущают на себе колоссальные масштабы катастрофы. Их дилемма между подвигом и проживанием личного опыта — в подробном исследовании маскулинности и образа героя от сценаристов «Аферы по-американски» и «Черного ястреба».

«Дело храбрых» основано на реальных событиях, это история спасательной команды пожарных, работавших на смертельном участке во время пожаров 2013 года в Аризоне. Репортаж о 19 смельчаках, которые пытались остановить стихию в южном штате, появился на страницах GQ и был переработан из журнального очерка в сценарий. Мы вроде бы знаем, чего ждать от всех мужчин, которых видим в начале, в них нет ничего непривычного и незнакомого. Однако два часа фильма здесь потрачены не зря: нам вполне правдиво показывают людей, для которых работа с риском для жизни и опасность смертельного исхода кажутся второстепенными по сравнению с семейной привязанностью, иерархией, привычками и сложившимися представлениями о правильности своих поступков. Здесь много простых людей, но нет простых браков и простых историй. Слава богу, в фильме нет сцен с зареванными женами, которые ждут мужей после смертельно опасного задания под пронзительные скрипки, и манифестов о героическом самосознании, произнесенных в перерывах между тушением лесов. «Дело храбрых» состоит из честных признаний и сожалений в той же степени, что и из потрясающе сделанных стихийных сцен, рядом с которыми все катастрофы из блокбастеров последнего времени кажутся типовыми полуфабрикатами. Никаких открыточных истин нам, к счастью, решили не дарить: отлично выполненное рабочее задание никогда не упрощает дороги к счастью и не имеет ничего общего с покоем и удобным хеппи-эндом.


Смотреть? Да

«Ван Гог. С любовью, Винсент»

Режиссеры: Дорота Кобела, Хью Уэлшман

В ролях: Дуглас Бут, Сирша Ронан, Джером Флинн

История Ван Гога маслом в анимации, которую делали десять лет

Молодой человек Арман получает задание доставить посмертное письмо Винсента Ван Гога его брату Тео через год после смерти первого (самые близкие друг другу люди, они жили далеко друг от друга и в основном общались в переписке). Винсент умер у Тео на руках, но его последнее письмо младшему брату так и не было отправлено. В Париже Арман выясняет, что Тео скончался в тот же год через несколько месяцев, не дожив до выставки брата и его признания. Через всех людей, знавших Ван Гога и общавшихся с ним последние несколько недель, Арман пытается составить портрет художника, погибшего слишком рано. Был ли это суицид или непреднамеренное убийство, кто составлял его ближний круг в последние годы жизни и какие противоречия проживал Ван Гог — в очерке по мотивам главных картин голландского художника и воспоминаниям немногочисленных приятелей затворника.

Авторы «С любовью, Винсент» нашли простую и работающую форму с сентиментальным сюжетом, на котором так и тянет построить башню спекуляций. Спекулировать, так с умом: режиссеры заказали живописцам 65 тысяч картин маслом по мотивам самых известных картин Ван Гога, воссоздающих в динамике то, что пытались уловить его пейзажи и натюрморты — от скромной домашней обстановки до залитых солнцем французских лугов. Трудоемкий и усердно исполненный фильм мог бы стать поделкой в духе «Оживших импрессионистов», но за счет качества исполнения решает вопросы движения и третьего измерения, которые волновали всех художников конца ХIХ века — современников фотографии и предвестников кинематографа. Не очень захватывающая детективная линия и предсказуемая любовная, к счастью, тонут в визуальном опыте, место которому в большей степени на ретроспективной музейной выставке, чем в кинотеатре. Как бы «С любовью, Винсент» ни пытался стать «Пробуждением жизни», в нем слишком мало мастерства работы с историей и понимания того, как сочетать текст и образы. Все звуки, слова и фразы заранее проиграют медитативному видеоряду, включающему механизм первичного зрительского удовольствия, который не хочется ни анализировать, ни критиковать. Через неделю после туристического «Дикаря» о Гогене на Таити «С любовью, Винсент» смотрится как старомодное послание в любви, имеющее куда меньше отношения к кино, чем к способу пробуждать непосредственную зрительскую радость.


Смотреть? Да


Обложка: kinomania