Текст: Дмитрий Карпюк

«Селфи»

Режиссер: Николай Хомерики

В ролях: Константин Хабенский, Юлия Хлынина, Федор Бондарчук

Триллер в духе Ю Несбё про писателя и его двойника

Модный автор бестселлеров Богданов заснул пьяным, а проснувшись, обнаружил, что его любовница убита, а сам он подменен на работе и в личной жизни двойником. Такова сюжетная линия романа Сергея Минаева — Брета Истона Эллиса, которого мы заслужили. Наверное, это само по себе уже не является хорошей рекомендацией. Хотя, надо признать, талантливый артхаусный режиссер Николай Хомерики, работающий не покладая рук на жнивье массового кинематографа, сделал все возможное, как хороший хирург.

Здесь есть красивая картинка, отголоски скандинавских триллеров и всполохи южнокорейского неона, да и сама тема подмены и двойничества обладает солидной культурной родословной: тут и Гофман, и Эдгар Аллан По, и Достоевский с Бертолуччи, и Набоков с Фассбиндером, и тот же Эллис, наконец. Но ставить «Селфи» в один ряд с ними при всем желании не получается: здесь на первом месте не страх потери личности и попытки самоидентификации, а ложная многозначительность при очевидной морали, дескать, надо не бухать и не блудить, а проводить больше времени с семьей.

Герой не боится потерять себя и провалиться в пустоту, потому что он и есть пустота, хотя сам этого не понимает, ему важнее, чтобы родные и друзья узнали в нем «настоящего» Богданова, которого на самом деле нет. Создается впечатление, что автор литературного первоисточника не хочет этого видеть. Впрочем, отличный актер Хабенский одинаково убедителен и на светской тусовке (кто бы сомневался, достаточно вспомнить фильм «В движении»), и в дурдоме, и в тюрьме, а лучшая сцена — с курением на железнодорожной платформе и двумя полицейскими — доходчиво объясняет, насколько хорошо у Хомерики получается снимать кино. Только, наверное, все же по другому сценарию.

«Тоня против всех»

Режиссер: Крэйг Гиллеспи

В ролях: Марго Робби, Себастьян Стэн, Эллисон Дженни

Комедийная драма про лузеров всех мастей, притворяющаяся спортивным байопиком

Не рассчитывайте на спортивную драму — режиссер Крэйг Гиллеспи рассказывает реальную историю Тони Хардинг, талантливой фигуристки, распрощавшейся со своей карьерой из-за мужа-дегенерата, который захотел припугнуть ее соперницу Нэнси Керриган. Дело завершилось нападением на Керриган с нанесением увечий, судом, тюрьмой для мужа и дисквалификацией Хардинг.

Интересен тут даже не сам сюжет, словно придуманный братьями Коэн, и не отличные актеры второго плана, а сама Тоня, простецкая реднек-деваха, предпочитающая тренировкам выпивку, обожающая выступать под ZZ Top, лишенная родительской любви и все время прощающая мужу побои. Тоню никто не любит — ни мать (великолепная Эллисон Дженни), ни члены жюри, ни клянущийся ей в любви после каждого избиения супруг. И все же она прорывается через тернии к звездам и вызывает самую искреннюю симпатию, несмотря на свою, чего уж там, недалекость. Гиллеспи сделал то, что не получается у Дэвида О. Расселла: взял малоприятных персонажей, вдохнул в них жизнь и заставил нас их полюбить. Спасибо ему и, конечно, Марго Робби — она здесь очень хороша.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Режиссер: Мартин МакДона

В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл

Оптимистическая трагедия с первоклассными актерскими работами

Юная Анджела Хэйс была изнасилована и убита неизвестным преступником. Прошли месяцы, уголовное дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Тогда мать девушки Милдред решает помочь полицейским, арендовав три билборда на границе родного городка и повесив на них персональное обращение к шерифу. Последствия у ее поступка будут самые неожиданные.

МакДона вновь снял очень сердитое и смешное кино с насилием, черным юмором и остроумными диалогами, только на этот раз под маской мизантропа можно разглядеть неподдельный гуманизм. Он умудряется найти что-то симпатичное во всех персонажах — от несчастного шерифа (Вуди Харрельсон) и его дебиловатого помощника (Сэм Рокуэлл) до обаятельнейшего карлика Питера Динклэйджа и, конечно, самой Милдред в блестящем исполнении Фрэнсис МакДорманд. Впрочем, есть в фильме и агент абсолютного зла, персонаж обыденный и оттого особенно неприятный. И вот что еще важно: несмотря на печальные ноты, МакДона умудряется не скатиться в откровенную мелодраму. Как только начинает казаться, что режиссер выжимает слезу, он позволяет себе злую шутку. В результате получается очень оптимистичное кино, которое учит (если кино вообще может чему-то учить) с надеждой смотреть жизни в лицо, даже когда все очень плохо.

«Короче»

Режиссер:  Александр Пэйн

В ролях: Мэтт Дэймон, Кристоф Вальц, Хонг Чау

Унылая сатирическая фантастика на тему «давайте помогать друг другу»

Пол Сафранек (Мэтт Дэймон) мечтал стать хирургом, но из-за заботы о больной матери остановился на должности врача-терапевта на вредном производстве. Ни его брак с Одри (Кристен Уиг), ни финансовое положение идеальными не назовешь. Поэтому, когда норвежский ученый Йорген Асбьернсен, уменьшивший себя, жену и компанию добровольцев до размера мизинца, предложил всем ради блага планеты последовать его примеру, Пол и Одри решают воспользоваться этим шансом на новую жизнь. Надо признаться, проблемы перенаселения планеты их не особенно волнуют. Просто маленькие люди живут в подобии рая для лилипутов, в достатке и праздности, ведь траты на их содержание гораздо меньше. Надо только перед уменьшением сбрить все волосы на теле и удалить зубные пломбы. Но Одри останавливается на полпути и возвращается домой, пусть лысая, но нормального размера. Пол приходит в себя на больничной койке в мире лилипутов — без бровей и волос, крошечный и одинокий.

Самая интересная часть фильма — первая половина, с раскрытием подноготной семьи Сафранеков и самим процессом перемещения в новый статус и мир. Затем главный добряк американского инди Александр Пэйн словно вспоминает, что маленькие люди — это прежде всего удачная метафора социального положения, и использует ее на всю катушку. Пол знакомится с вьетнамской одноногой уборщицей-бунтаркой (Хонг Чау), которая заставляет его взглянуть на мир иначе. И вот он уже ползает по оруэлловским многоквартирникам и помогает всем нуждающимся. Оказывается, в мире лилипутов тоже есть нищета и несправедливость — так давайте же не будем равнодушными и начнем с малого. Елейное морализаторство и неловкий юмор второй половины фильма не спасают ни неплохие спецэффекты (это самый дорогой фильм Пэйна с бюджетом в 60 миллионов долларов), ни симпатичные актеры второго плана (отличный Кристоф Вальц в роли сербского дельца-сибарита, капитан яхты Удо Кир). Джонатан Свифт позволял своему Гулливеру вытворять куда более веселые и остроумные проделки, но режиссер не посягает на его лавры и вообще старается избегать любых острых углов. Даже тему уменьшения людей против их воли он дает впроброс и больше к ней не возвращается. В общем, если хотите посмотреть хорошего Пэйна, выбирайте «Небраска» и «На обочине». Если вам нужно достойное кино про крохотных людей — освежите в памяти «Дорогая, я уменьшил детей» и «Невероятно худеющего человека». «Короче» оставляет после себя только чувство разочарования и сожаление, что фильм не был, ну да, короче. Где-то на час.


Обложка: Kinomania