Очередным масштабным оупен-эйр-фестивалем на Елагином острове стал Geek Picnic — самое крупное в Европе мероприятие под открытым, небом посвящённое науке, технологиям и искусству. Два дня в трёх павильонах читали лекции о проблемах освоения космоса, восприятия литературы, робототехники и интернета, а многочисленные собравшиеся гики наблюдали за состязаниями квадрокоптеров, ходили по пятам за человеком с бионической рукой и обсуждали будущее Вселенной. 

 

 

 

  

Катя и Лиза

гимназистки

  

Лично мне наука интересна, потому что я хочу
полететь в космос.

  

 

Лиза: «Науку нужно пропагандировать весьма активно, и не только детям. И не только потенциальным учёным. Люди должны понимать процессы, которые происходят вокруг, и заинтересовать можно любого, главное — найти нужную область. Чаще всего это будет что-то связанное напрямую с работой человека. Может, стоит использовать для этого новости — маленькие вбросы интересной информации, которые должны заинтриговать». 

Катя: «Лично мне наука интересна, потому что я хочу полететь в космос. Ещё в детстве начала читать фантастику — сначала Кира Булычёва, потом Стругацких. Из последних книг на меня очень повлияла „Игра Эндера“ Орсона Скотта Карда».

Лиза: «А я бы посоветовала Ричарда Докинза. „Эгоистичный ген“ и „Бог как иллюзия“. Второе — пропаганда атеизма, а первое наверняка заинтересует многих».

 

 

 

  

Таня, Саша и Саша

директор по развитию, финансовый директор
и руководитель творческой площадки
«Скороход»

  

Я слабо себе представляю инвестора, готового вложить баснословные средства в постройку коллайдера.

  

 

Саша: «Развитие фундаментальной науки должно субсидироваться государством. На что, в конце концов, идут налоги?»

Татьяна: «В частный сектор может уйти прикладная наука. Нечто, что в потенциале может принести деньги. Я слабо себе представляю инвестора, готового вложить баснословные средства в постройку коллайдера. Хотя в искусстве ведь такое возможно».

Саша: «У науки и у искусства сегодня общие проблемы и препятствия. Они одинаково медленно развиваются в нашей стране и о них одинаково мало известно широким массам. Иногда кажется, что в искусстве люди ещё менее сведущи, чем в физике».

 

 

 

  

Найджел Окленд

тестер бионической руки

  

Однажды я гулял со своей собакой, она потянула
за поводок и сломала мои пальцы, все до одного.

  

 

«Я не человек науки, не гик, не фанат фантастики. Я не учился в университете. Но каждую неделю выступаю на каком-либо научном событии. Я потерял руку, и мой протезист предложил мне принять участие в одной программе. Сказал: „Пойди попробуй! Она крутая!“ Я и пошёл. Так я стал тестером одного из самых совершенных протезов в мире. Сейчас я занимаюсь тем, что рассказываю о себе и параллельно тестирую эту суперруку.

Регулярно отчитываюсь перед специалистами о проблемах. Однажды я гулял со своей собакой, она потянула за поводок и сломала мои пальцы, все до одного. После этого к протезу добавили стальные фаланги, чтобы сделать его крепче. А вниз поставили титановые вставки. Его постоянно улучшают».

 

 

 

  

Евгений и Василий

служители музея «ЛабиринтУм»

  

Пропагандировать науку среди взрослых не нужно.

  

 

Евгений: «Судя по тому, какой интерес вызывает наш музей, — сегодня наукой интересуются и дети, и взрослые. И особо пропагандировать её даже не нужно». 

Василий: «А здесь нет определения „сегодня“. Это было всегда. Мы последователи великого Перельмана, и музеи, в которых наука представляется через игры, были ещё в довоенной истории. Это всегда был лучший способ увлечь детей. А пропагандировать науку среди взрослых не нужно. Это только засоряет среду и привлекает много лишних и случайных людей, которые не знают, чем себя занять. Серьёзную науку от масс должны отделять такие вот музеи, которые своего рода становятся фильтром. Кто-то уходит, поиграв, а кому-то становится чуть более интересно».

 

 

 

  

Татьяна Гаврилова

доктор технических наук, председатель петербургского отделения Российской ассоциации искусственного интеллекта

  

На Западе сейчас очень модны познавательные
туры и круизы.

  

 

«Я думаю, что пытаться заинтересовать людей наукой нужно, хотя бы потому, что степень дремучести велика. И если хотя бы для пары-тройки людей прозвучат какие-то ключевые слова, которые заинтересуют их, и они потом транслируют их своим детям, то это уже здорово. А если дети их услышат — это ещё лучше. Есть фраза „Чем раньше солнце восходит, тем выше оно поднимается в зените“. Человек, пришедший в науку в 30-40 лет, с меньшей вероятностью добьётся успехов. Он не будет учёным, но будет более просвещённым.

На Западе сейчас очень модны познавательные туры и круизы. Люди едут на пароходе, а им читают научные лекции. И люди активно покупают билеты. Мне кажется, это первый шаг туда, куда надо». 

 

 

 

  

Александр и Сергей

Волковы

космонавты, представители первой в мире космической династии

  

 В космосе есть электронная почта и доступ в интернет,
там так же борются с пиратством

  

 

Александр: «Сложно сказать, хорошо это или плохо, преемственность поколений в сферах науки и техники. Мы с Сергеем стали первой династией космонавтов. Потому что это ещё очень молодое направление. Кроме того, это та работа, куда по принуждению не пойдёшь — нужно очень сильно хотеть. Моё влияние ограничилось тем, что сын видел, как трудно это даётся. Это могло его отвратить. Но вместе с этим он видел, какое я получаю удовольствие. Я работал без выходных и отпусков, потому что был одержим полётом в космос. А он видел, чего стоит каждый полёт. Он знал, что это трудно. И думаю, это стало для него и препятствием, и преимуществом одновременно».

Сергей: «Чтобы попасть в космос, сегодня нужно приложить немало усилий. Но сам он стал немного ближе, намного человечнее. Космонавты на орбите едят то же, что и обычные люди, там есть электронная почта и доступ в интернет, там так же борются с пиратством. Разве что контрабанды сейчас нет — абсолютный сухой закон».

 

 

 

  

Таня и Мария

косплейщицы

  

Пропагандой нужно охватывать всех, просто для каждой аудитории нужен свой подход.

  

 

Мария: «Пропаганда науки и технологий не должна быть направлена лишь на одну определённую категорию людей. Нужно охватывать всех, просто для каждой аудитории нужен свой подход. Например, пожилое поколение не умеет пользоваться современными средствами передачи информации. Формат книг или доступных курсов был бы наиболее актуален в данном случае. Это классический и простой способ помочь этой части населения овладеть компьютером и телефоном. Детям нужны фестивали и игры, нечто яркое и запоминающееся. А на людей от 30 до 50, наверное, самым действенным способом воздействия остаётся реклама. В интернете и прессе. Или краткие материалы с малоизвестными фактами — то, что не займёт много времени на прочтение, но останется в памяти».

 

 

 

  

Дмитрий

программист-самоучка

  

Интернет позволяет самостоятельно подняться практически на любой уровень.

  

 

«В основном дети увлекаются наукой после того, как насмотрятся всяких супергеройских фильмов. А когда люди вырастают — понимают, что это не так весело. И что, если упасть в чан с кислотой, ты скорее всего умрёшь, а не станешь супергероем. Тогда интерес науке начинает пропадать. И ещё он пропадает на этапе воплощения: построить Терминатора кажется забавным, но на деле это жутко скучно и абсолютно не функционально.

Учёный мир сейчас молодеет благодаря открытому доступу к информации. Интернет позволяет самостоятельно подняться практически на любой уровень. Я в свободное от учёбы время занимаюсь программированием. За девять лет в моём арсенале появилось около 15 различных языков и библиотек. И всё это я изучил самостоятельно.

Сериалы вроде «Теории Большого взрыва» — просто шоу. Это не то, что может привлечь людей в науку. Другое дело сериал «Грань». Он псевдонаучен, но притягивает рассказами о том, что ещё можно было бы исследовать и что ещё не открыто.  

Есть одна замечательная книга, фанфик на Поттериану, очень рекомендую фанатам. Называется «Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления». Та же история, но с рациональной точки зрения, с массой ссылок на научные книги и материалы». 

 

 

 

  

Денис

голос проекта «Кураж-Бамбей»

  

Неважно, чем увлекать молодых людей, лишь бы не сидели по лавкам днями и ночами!

  

 

«Во времена Советского Союза квадрокоптеров, конечно, не было, но дети собирали модели — что-то подобное делалось. Тогда возраст тех, кто увлекался наукой, был действительно меньше, чем сейчас. После распада Советского Союза всё немного изменилось, и сейчас меняется — это связанно с развитием технологий, которые позволяют найти достаточное количество необходимой информации. Или, напротив, люди устали сидеть в интернете и хотят как-то разнообразить свою деятельность. И это очень хорошо.

У меня, к сожалению, прямых связей с наукой нет, кроме того, что в команде «Кураж-Бамбей» есть физик-экспериментатор. Шоу вроде «Теории Большого взрыва» может стать и, возможно, уже является одним из способов пропаганды науки наравне с Geek-пикником. Не важно, чем заинтересовывать, лишь бы не сидели по лавкам у подъездов днями и ночами».

 

 

Фотографии: Даня Тристан