По просьбе The Village Алиса Таёжная продолжает вспоминать заслуживающие внимания фильмы СССР, на которые совершенно точно стоит потратить время: без классики глазами Никиты Михалкова, хитов Эльдара Рязанова и комедий Леонида Гайдая. 

«Друг»

1987 

Режиссёр:
Леонид Квинихидзе

В ролях:
Сергей Шакуров, Елена Соловей, Игорь Ясулович

Дикая, местами смешная, местами очень трагичная история дошедшего до ручки алкоголика, которого слышит и понимает исключительно чёрный ньюфаундленд Друг. Друг попадает к главному герою вместе с вознаграждением от постороннего и с первого дня с человеком начинает ощутимо менять его жизнь к лучшему. Кино об аутсайдерах и невероятной дружбе разыгрывается Сергеем Шакуровым и узнаваемым голосом Василия Ливанова. 

«Урок литературы»

1968

Режиссёр:
Алексей Коренев

В ролях:
Евгений Стеблов, Леонид Куравлёв, Инна Макарова, Евгений Леонов

Евгений Стеблов играет молодого школьного учителя литературы, и почти весь фильм мы слышим его внутренний монолог. В школу ему хочется ещё меньше, чем детям, работа получается из рук вон плохо, потому что ему решительно всё равно, друзьям и приятелям нет сил больше врать. Фильм о дне без спасительной лжи получился честным и свежим: в советском кино не так много героев, занимающихся не своим делом, имеют остроумный и рассудительный внутренний голос. 

«Рудольфио»

1969

Режиссёр:
Динара Асанова

В ролях:
Елена Наумкина, Юрий Визбор, Евгения Уралова

Негромкое, вкрадчивое и очень нежное кино Динары Асановой о первой любви — короткий метр с Юрием Визбором в главной роли по рассказу Валентина Распутина. Взрослый Рудольф и старшеклассница Ио живут в соседних домах, общаются по пути на работу, и вот уже Ио невозможно отвадить от нового знакомого: она звонит ему домой, заходит в гости, смущает и задаёт дикие вопросы. Откуда в людях берётся привязанность и почему часто почти постороннему человеку хочется рассказать о себе всё — в мелодраме Асановой, которая дышит и «новой волной», и влиянием оттепельного кино, находится то интимное послание, которого часто так не хватало советским фильмам. 

«И всё-таки я верю»

1974

Режиссёры:
Михаил Ромм, Элем Климов, Марлен Хуциев, Герман Лавров

Документальный

Документальное кино об истории XX века и параллелях с современностью было придумано Михаилом Роммом, но заканчивалось уже его учениками. Именно поэтому в фильме две неравные части: историческая хроника с закадровым голосом Ромма о главных трагедиях столетия и съёмки европейского образа жизни конца 60-х — начала 70-х: джазовые импровизации на вернисажах, рок-концерты, студенческие волнения и ответы на главные вопросы самого храброго поколения. Где искать счастье? Зачем нужны революции? Получится ли у красоты и любви спасти мир? Непосредственное и очень увлекательное кино, точно запечатлевшее дух перемен 60-х.

«Шут»

1988

Режиссёр:
Андрей Эшпай

В ролях:
Дмитрий Весенский, Мария Маевская, Игорь Костолевский, Генриетта Егорова

Приглушённая и неторопливая, но очень точная драма конца 80-х о гордеце и всезнайке, который испытывает мир вокруг сарказмом. «Шут» — кино о том, как жить и чувствовать, если ощущаешь себя лучше и умнее других. Старшеклассник-отличник Валя придумывает собственную систему жестоких шуток над знакомыми и посторонними. Настоящие основания этого бунта без причины находит только учитель Вали по математике — удушающая обыденность позднесоветской системы может спровоцировать в самых умных не только энтузиазм, но и глухую злобу.

«Куколка»

1988

Режиссёр:
Исаак Фридберг

В ролях:
Светлана Засыпкина, Ирина Метлицкая, Владимир Меньшов

Молодая чемпионка по спортивной гимнастике привыкла к поездкам на зарубежные чемпионаты, прочь от советской квартиры, школы и мамы. По преступной халатности своего тренера она получает травму на показательном выступлении и вынуждена оказаться среди самых обычных ребят в школе на окраине. Таня не постоит за ценой популярности среди одноклассников: «Куколка» — жестокое, мрачное, но невероятно впечатляющее зрелище о взрослении и таких манипуляциях, какие можно по пальцам пересчитать во всей истории кино. В драме о спортсменке-подростке находится и Ларри Кларк, и Михаэль Ханеке, и даже тень фон Триера.

«Будни и праздники Серафимы Глюкиной»

1988

Режиссёр:
Ростислав Горяев

В ролях:
Алиса Фрейндлих, Николай Ерёменко-младший, Вацлав Дворжецкий, Владимир Осипчук

Прекрасная роль Алисы Фрейндлих и узнаваемые постперестроечные 80-е с очередями и толпами в автобусе, ежедневной суетой, почти голодом и растерянными советскими людьми. Серафима Глюкина — экскурсовод в музее музыкальных инструментов. Мы видим, как она и люди её склада пытаются выживать в последние годы СССР, помогать другим и заботиться о тех, кому повезло меньше неё. Её внезапное чувство в уже зрелом возрасте и попытка прожить его, не проговаривая — в двухсерийном фильме Ростислава Горяева о вымирающем виде советского интеллигента и меняющемся обществе с уже новыми буднями и другими праздниками.

«Первый учитель»

1965

Режиссёр:
Андрей Кончаловский

В ролях:
Болот Бейшеналиев, Наталья Аринбасарова, Идрис Ногайбаев

Первый и один из самых интересных фильмов Андрея Кончаловского был снят по повести Чингиза Айтматова в Киргизии. Исполнительница главной роли Наталья Аринбасарова получила за свою работу приз в Венеции, этим же фильмом начал свою карьеру замечательный советский оператор Георгий Рерберг, снявший позже «Зеркало» и «Сталкера». «Первый учитель» — проникновенная история идеалиста Дюйшена, который начинает работать сельским учителем в киргизском ауле, встречается лицом к лицу с местным укладом и силой традиции, влюбляется и пытается открыть новый мир для детей совсем другой цивилизации.

«Простая смерть»

1985

Режиссёр: Александр Кайдановский

В ролях:
Валерий Приёмыхов, Алиса Фрейндлих, Михаил Данилов, Витаутас Паукште

Драма Александра Кайдановского по одной из главных и, пожалуй, самой страшной повести Толстого «Смерть Ивана Ильича». Валерий Приёмыхов играет главного героя, прикованного к постели и вынужденного ждать прихода смерти и наблюдать за текущей вокруг него жизнью с позиции полутрупа. Такие далёкие и близкие, все совершённые им ошибки, накопленные обиды и сожаления — в страшном параде событий и воспоминаний, которые предстают перед героем перед финальной вспышкой.

«Обводный канал»

1990

Режиссёр:
Алексей Учитель

Документальный 

Полный печали взгляд на Петербург в последний год, когда он назывался Ленинградом, через путешествие на лодке по Обводному каналу. Водная артерия, отделяющая парадный Петербург от индустриального и жёсткого, вмещает на своих берегах вокзалы и неизвестные храмы, предприятия и советские ДК, тюрьму, психиатрическую лечебницу и поэтическое общество. Стихи и романсы, танцы малолетних детей в секциях и ужин в столовой душевнобольных — Учитель в своём раннем документальном фильме схватывает неуловимое ощущение от Петербурга, в котором куда больше достоевщины и столетие спустя.