Майские праздники для многих из нас становятся временем, когда можно наверстать упущенное — например, посмотреть отличные фильмы прошлого года, которые так и не добрались до российских кинотеатров (и это совсем не значит, что на них не стоит тратить время). The Village выбирает лучшие фильмы, снятые в 2016-м, которые можно найти в Сети, чтобы устроить себе на праздниках киномарафон не выходя из дома.

Страшные и захватывающие: Триллеры и детективы

«Глаза моей матери»

режиссер: Николас Пеше

Черно-белый триллер о молодой девушке, проживающей детскую травму — страшное событие прошлого оказалось похоронено для очевидцев, но не в ее памяти. Неторопливая камера, тихие кошмары и непредсказуемая глубинка, где возможно все, диалоги проходят на португальском, а мифогенная жизнь переплетается с преступлением.


«Антирождение»

РЕЖИССЕР: Дэнни Перес

Комедийный триллер о внезапной и нежелательной беременности: развеселая героиня Наташи Лионн посреди 30-й бутылки крепкого и не первого вечера в обнимку с гидропоникой выясняет, что беременна после буйной вечеринки накануне. Плод ведет себя нетипично: беременность скорее похожа на инопланетное вторжение. Разобраться в ситуации ей помогает Хлоя Севиньи — обе играют провинциальных великовозрастных оторв в коротких шортах.


«Ведьма»

РЕЖИССЕР: Роберт Эггерс

Фильм, о котором говорили весь последний год и который упоминают чаще всего, объясняя, как меняется жанр хоррора: история девушки в американской глубинке XVII века, задушенной патриархатом и находящейся в центре пробуждающейся охоты на ведьм. Малобюджетный хоррор, пугающий как мало что в современном кино/


«Гримерка (Зеленая комната)»

РЕЖИССЕР: Джереми Солнье

Саспенс о панк-группе, по ошибке приехавшей на выступление в затерянный в лесах клуб ультраправых — концерт идет не по плану, подростки заперты в гримерке, у скинхедов слишком много оружия и собак, чтобы отсюда хоть кто-то выбрался живым. Антон Ельчин, Имоджен Путс и Алиа Шокат в главных ролях и настоящий панк в режиссуре и атмосфере.


«Виктория»

РЕЖИССЕР: Себастьян Шиппер

Захватывающий экшн, снятый одним кадром в Берлине, «Виктория» берет не только этим, но и замечательно рассказанной историей иностранной девочки, замешанной в грязных делах местной мафии. Выходя из клуба, беззаботная испанка Виктория знакомится с обаятельными бездельниками, и встреча на крыше незаметно перерастает в план совершить быстрое и незаметное ограбление.


«Приглашение»

РЕЖИССЕР: Карин Кусама

Режиссер «Тела Дженнифер» снимает триллер о мужчине, который пришел на ужин к бывшей жене, ее новому партнеру и общим друзьям. Собранный с оглядкой на фильмы Поланского, «Приглашение» — история о невозможности преодолеть травму и о тревоге, которая всегда опирается на болезненный прошлый опыт.


«Шевалье»

РЕЖИССЕР: Афина Рахель Цангари

Шестеро не сразу разгневанных мужчин коротают дни на дорогой яхте неподалеку от берегов Греции и придумывают соревнование, чтобы определить, кто среди них самый лучший: от результатов рыбалки и физической формы до храбрости и острого языка. Камерная драма о клаустрофобии, маскулинной конкуренции и давлении игры на поведение и ценности уже сформировавшихся людей.


«Мисс Слоун»

РЕЖИССЕР: Джон Мэдден

Политическая драма с Джессикой Честейн о скрытом от публичных глаз мире лоббистов и их роли в принятии решений в Вашингтоне. В центре конфликта — закон о владении оружием, один из самых противоречивых в современной Америке.


«В тени»

РЕЖИССЕР: Бабак Анвари

Триллер с политическим подтекстом прибыл к нам из Ирана: местные режиссеры давно рифмуют вымышленные сюжеты с местным контекстом тирании, войны и подавления. В конце 80-х во время бомбардировок одинокая мать с дочкой остаются одни в квартире, где начинается настоящий кошмар: призраки врываются в окна, в домах появляются трещины, а соседи — не те, кем кажутся.


«Всегда сияй»

РЕЖИССЕР: Софи Такал

«Персона» Бергмана встречает «Королеву Земли» Алекса Росса Перри: психологический триллер о замкнутом диалоге двух близких подруг-актрис, вынужденных соперничать. Одна явно на коне, вторая ей сильно уступает, психоз смешивается с сексуальным желанием, а паранойя и конкуренция душат обеих.

Медитативные и поэтичные: Лучшие фильмы на стыке жанров

«Академия муз»

РЕЖИССЕР: Хосе Луис Герин

Мокьюментари о гуманитарной школе в Барселоне, где профессор окружает себя восхищенными ученицами с идеей создать Школу муз, вдохновленную работами классических поэтов и художников. За диалогами о поэтике и красоте, о эстетике и силе женского образа выступает классическая история о злоупотреблении властью, восхищении и подозрениях в измене. Изысканный неторопливый философский и очень тонкий фильм об отношениях и иерархиях.


«Будущее»

РЕЖИССЕР: Миа Хансен-Лёве

Экзистенциальная драма с Изабель Юппер о французской женщине за 50 на распутье. Она преподает философию, но получает критику от издателей, выясняет о желании мужа развестись и планах дочери завести ребенка, принимает решение об уходе за пожилой матерью — в тот момент, когда жизнь, кажется, разваливается на куски, сама героиня остается цельной, хотя и совершенно одинокой.


«Рыцарь кубков»

РЕЖИССЕР: Терренс Малик

Третий из «бессюжетных» фильмов Терренса Малика с толпой голливудских знаменитостей — Кристиан Бэйл теряется и путается среди всех женщин, которыми увлечен: от героинь Кейт Бланшетт и Натали Портман до Фриды Пинто и Имоджен Путс. История избалованного самовлюбленного актера в окружении всего лучшего и самого дорогого в Голливуде снята оскароносным оператором Эммануэлем Любецки и стала одним из лучших киновоплощений экзистенциального кризиса.


«Смерть Людовика 14-го»

РЕЖИССЕР: Альберт Серра

Кино погружения о времени, церемониях и священной фигуре Короля-Солнца с символом французского кино Жан-Пьером Лео в главной роли. Портрет терпения и угасания, отложенная смерть и многолетний упадок — в фильме Альберта Серры нет ничего зрелищного или сюжетно напряженного, но это просто кино, в котором необходимо оказаться.


«Объятия змея»

РЕЖИССЕР: Сиро Герра

Медитативный черно-белый эпос по реальным событиям — об исследователях Амазонки, отправлявшихся на верную смерть, чтобы разыскать в XX веке уникальный и исцеляющий цветок в сердце непостижимых джунглей. Полное погружение в культуру аборигенов, вымирающие языки Латинской Америки и этнографическое исследование в форме тактильного и глубокого фильма.


«Орнитолог»

РЕЖИССЕР: Жуау Педру Родригеш

Сюрреалистическая драма об одиноком путешественнике-орнитологе, найденном после крушения его каяка двумя китаянками. Он попадает на необитаемый остров со сверхъестественными силами, плохой мобильной связью и странными встречными. Загадочный фильм о потерянности во всех смыслах и внезапном обретении себя в сказочных обстоятельствах.

Невероятные и правдивые: Документальные фильмы, которые лучше не упускать

«Святой ад»

РЕЖИССЕР: Франческо Симона

История одной американской секты, рассказанной через архивные съемки бега по лужайке и танцев вокруг костра и монологи освободившихся после культа. Это честный и ироничный взгляд на кошмар подчинения, иерархию секты и лидера с божественным ореолом. Местами уморительный до колик, иногда просто страшный, но в любом случае обязательный к просмотру.


«Человек за камерой»

РЕЖИССЕР: Кирстен Джонсон

Вместе с «Без названия» Михаэля Главоггера один из главных фильмов последних лет о сути документалистики и труде режиссера, находящегося за камерой. Кирстен Джонсон собирает памятник идее документального кино из десятилетий собственных съемок в разных частях света и с людьми разного опыта: человечный, а не медийный взгляд на историю просматривается в ее фильме лучше всего.


«О. Джей: Сделано в Америке»

РЕЖИССЕР: Эзра Эдельман

Документальное сопровождение заставлявшего нас замереть сериала «Американская история преступлений», эпос «О. Джей: Сделано в Америке» — история из первых уст с документами и уликами. Полотно спутанной сети слухов, вины, культа и расовых противоречий в Америке — в огласке ошибочного приговора и скандального суда, после которого страна уже никогда не была прежней.

Искренние и ироничные: Лучшие фильмы о взрослении

«Маленькие мужчины»

РЕЖИССЕР: Айра Сакс

Теплая драма о дружбе двух мальчиков-подростков и их меняющихся отношениях под влиянием конфликтующих родителей: в центре интересов обоих — первый этаж бруклинского дома. Айра Сакс пристально исследует динамику юношеской дружбы, современную экономику Нью-Йорка и иерархию взрослых и детей в современной семье.


«Американская милашка»

РЕЖИССЕР: Андреа Арнольд

Длинная, но совершенно не затянутая история приключений юной Стар, сбежавшей из родного дома в путешествие по незнакомой Америке. Она ввязывается в авантюру с незаконными коммивояжерами, продающими несуществующие подписки на журналы бедным обывателям. В качестве начальницы — стерва на несколько лет старше, первый учитель по продажам — мошенник и одновременно парень мечты, вокруг — такие же растерянные полудети, как и сама главная героиня. А еще много свободы и наркотиков и совсем немного первых денег.


«Охота на дикарей»

РЕЖИССЕР: Тайка Вайтити

Новозеландское грустное комедийное чудо о малолетнем правонарушителе, попавшем в отличную опекающую семью, но перешедшем дорогу местной бюрократии. Чиновники сделают все, чтобы вернуть мальчика в «безопасную» среду детского дома, а подросток и его опекун поборются за свою независимость. Нежное кино о привязанности в пейзажах островной идиллии.


«Почти семнадцать»

РЕЖИССЕР: Келли Фрэмон

Драмеди с Хейли Стайнфелд (помните «Железную хватку»?), намекающая на «Джуно»: девочка-подросток теряет почву под ногами, когда лучшая подруга, приносящая уверенность в себе, начинает встречаться с ее старшим братом. Проблемы банальные, герои проще некуда, но в лучшие моменты фильм напоминает Джона Хьюза и Софию Копполу.


«Три воспоминания моей юности»

РЕЖИССЕР: Арно Деплешен

Роман взросления между Таджикистаном и Парижем: повзрослевший герой Матьё Амальрика вспоминает отъезд из родного города, потерю матери и необходимость бросить все, трудное привыкание к Франции и свою первую любовь Эстер, благодаря которой он понял про себя главное. Неторопливое и прочувствованное кино о юности в крепких традициях французского кино.


«Охотница с орлом»

РЕЖИССЕР: Отто Белл

Фантастический документальный фильм о современной Монголии и уходящей традиции охоты с орлами. Главная героиня — девочка-подросток Ашолпан — решается участвовать в конкурсе охотников с орлами, хотя это занятие на ее родине считается исключительно мужским. Пристальный взгляд на традиционную культуру захватывающей соседней страны, патриархальное воспитание и неистребимую волю к победе.


«Мустанг»

РЕЖИССЕР: Дениз Гамзе Эргювен

Нежная мелодрама о сестринстве и женском вопросе в современной Турции: каждый ребенок теряет свободу, превращаясь во взрослого. Пять беспокойных, буйных и любящих друг друга сестер сталкиваются с традициями небольшого сообщества, когда старшую собираются выдавать замуж: «Девственницы-самоубийцы» по-турецки встречают все главные и любимые фильмы о взрослении.


«Синг-стрит»

режиссер: Джон Карни

Ретромания по 80-м и непревзойденный ирландский акцент: «Синг-стрит» — кино о том, как пережить новую школу, отчуждение и испуг и что для этого не придумано ничего лучше странной группы с дурацкими костюмами. Стереотипная история о взрослении была рассказана уже много раз: очень часто причина для первой песни — желание произвести впечатление на ту самую девушку.

Остроумные и симпатичные: Фильмы для компании

«Отыграйся»

РЕЖИССЕР: Джо Сванберг

«Казино» про лохов: Джейк Джонсон в главной роли в очередном разговорном фильме Сванберга о необходимости отыграть в карты деньги, взятые взаймы. Маленькие люди с их небольшими желаниями и крошечной удачей в центре истории об азарте и готовности начать заново в первый подходящий момент.


«Не думай дважды»

РЕЖИССЕР: Марк Бирбилья

Драмеди о шестерке нью-йоркских комиков, потерявших свой стенд-ап-клуб, но не отчаивающихся продолжать карьеру в импровизации и комедии. Приглашение в небольшое телешоу может окончиться внезапным открытием их группы публике, а может рассорить их насмерть, ведь там, где рождается слава, пробуждается честолюбие. Точное и умное кино о заточенности на успех и соперничестве, которые губят идею коллективности и просто дружбу.


«Ведьма любви»

РЕЖИССЕР: Анна Биллер

Кэмп о Калифорнии 60-х, колдовстве и сексуальной ненасытности — ироничный фильм Анны Биллер рассказывает о ведьме с лицом Ланы Дель Рей, приехавшей покорять и истреблять мужчин в новом американском городке. Все костюмы, декорации, сценарий и герои придуманы Анной Биллер, а сцены из романтической жизни напоминают переосмысленных и глуповатых Элиа Казана, Дугласа Сирка, Кеннета Энгера и Кена Рассела одновременно: китч, каким он и должен быть.


«Женщины XX века»

РЕЖИССЕР: Майк Миллс

Три женщины разных поколений, живущие поблизости друг от друга в конце 70-х в Калифорнии: мама главного героя, его старшая соседка и ровесница, в которую он безответно влюблен. Атмосферное кино о неклишированности жизненных сценариев тех женщин, которые привыкли оставаться на заднем плане, рассказана через роли Аннет Бенинг, Греты Гервиг и Эль Фэннинг.


Обложка: Pulse Films