The Village запускает серию материалов, в которых профессионалы киноиндустрии будут советовать кино и сериалы, вдохновляющие их самих. Впереди — рекомендации операторов и художников по костюмам, гримёров и авторов саундтреков. В первом же выпуске о своих любимых телешоу рассказывают сценаристы отечественных сериалов.

«Снимайте Лиззи Каплан везде»: Российские сценаристы советуют любимые сериалы. Изображение № 1.

«Любовники», Showtime. Создатели: Хагай Леви, Сара Трим. Кадр из сериала.. Изображение № 2.«Любовники», Showtime. Создатели: Хагай Леви, Сара Трим. Кадр из сериала.

   

«Снимайте Лиззи Каплан везде»: Российские сценаристы советуют любимые сериалы. Изображение № 6.

Елена Ванина

сериалы «Завтра», «Квест», «Лондонград»

Сюда не вошли многие работы, которые я люблю всю жизнь и пересматриваю регулярно. Ну, просто потому что кто не любит «Твин Пикс» или «Секретные материалы»? Этот список тоже довольно очевидный, но в нём те сериалы, про которые я в последнее время думала по тем или иным причинам.

«Война и мир» BBC. У меня есть чёткое ощущение, что британцы в последнее время чувствуют русскую классику лучше, чем мы сами. И если сначала «Война и мир» кажется слегка лубочной, то к концу понимаешь, что всё, что в это произведение было заложено Толстым, там случилось. И даже точнее, чем ты рассчитывал. Отдельное спасибо за песню «Ох, горе-горюшко», замешанную с электронными битами.

Оба сезона «Краха». Отличный пример нового подхода к персонажам, когда и антагонист, и протагонист одинаково патологичны и одинаково привлекательны. На Джиллиан Андерсон можно было бы смотреть часами, даже если бы она просто мыла посуду, но здесь она особенно хороша.

«Больница Никербокер». Про этот сериал даже и говорить нечего. Всё уже сто раз сказали. Содербергу удалось всех ловко обхитрить. Первый сезон мы смотрели и охали: «Как снято, какая музыка, какой монтаж, какой Клайв Оуэн!» А потом добавляли: «Вот ведь, даже обычная мыльная опера может быть сделана как шедевр». В конце второго сезона все драматические линии неожиданно вышли на такой уровень точности и остроты, что осталось лишь ещё раз повторить: Содерберг — гений.

«Книжный магазин Блэка». Простой и очень иронично написанный британский сериал про мрачного, циничного и сильно пьющего владельца книжного магазина, которого играет Дилан Моран. Кажется, что здесь нет ничего особенного, но мне в России очень не хватает абсурдных историй про простых парней, которые пьют в соседнем баре. Ничего сверхдраматичного, снято за три копейки, но написано и сыграно так, что оторваться невозможно.

«Мост». Хоть мода на скандинавские холодные сериалы уже проходит, датский оригинал я очень люблю. Не в последнюю очередь потому, что создатели не побоялись сделать главную героиню настолько странной и даже отталкивающей на первый взгляд. У нас такое почти невозможно. Всем кажется, что зритель не оценит и не поймёт. Хотите, чтобы был кто-то странный? Давайте сделаем странную подругу. Но не главного героя.

«Хорошая жена». Этот сериал в принципе можно разбирать на учебники по драматургии. Всё точно, кейсы почти не повторяются, и это при том, сколько их было. Главное, что сериал — вертикально-горизонтальный: там одинаково важны и кейсы, которые есть в каждой серии, и линии персонажей, которые тянутся из сезона в сезон. Авторы удерживают и то и другое на невероятном уровне.

«Любовники». Очень хороший пример того, как совсем простая на первый взгляд в смысле драматургии история может работать и держать внимание зрителя. Израильтянам такие вообще удаются на отлично. Казалось бы, чего проще — на одно и то же происшествие всегда есть как минимум два взгляда, её и его версия. Но тут эти версии рассказаны так, что уже хотелось бы оторваться, а не получается.

«Гуща событий». Такой сериал мог появиться только в Великобритании. Сказать, что в России не хватает политических сериалов, — значит не сказать ничего. Мы с Романом Волобуевым даже попытались написать один, но жизнь у него была краткой, хоть и яркой. И вдохновлял нас главным образом именно этот британский комедийный сериал. Про крошечный отдел в британском правительстве, который даже такое простое задание, как озеленение газона, умудряется превратить в катастрофу вселенского масштаба.

«Озабоченные, или Любовь зла». Тут всё довольно просто. Я очень часто и очень громко смеялась. У Хлебникова и Слепакова получились крутейшие персонажи, в которых узнаёшь людей, которые живут вокруг тебя. Для российских сериалов это редкость. Это не какие-то условные жанровые герои, не откровенно комедийные ребята из ситкомов, а слегка нелепые, слегка неловкие, не очень удачливые люди, которым хочется сопереживать и за которыми интересно наблюдать.

«Мастера секса». Не могу сказать, что с точки зрения драматургии этот сериал выдающийся, но, во-первых, там есть Лиззи Каплан. Пожалуйста, снимайте Лиззи Каплан везде и всегда. Во-вторых, у её партнёра Майкла Шина удивительная харизма. В первых сериях ты думаешь: «Господи, что это?» А потом влюбляешься. Ну и потом, сериал, где секс разбирают по кирпичикам, — это просто интересно.

   

«Снимайте Лиззи Каплан везде»: Российские сценаристы советуют любимые сериалы. Изображение № 7.

Дмитрий Константинов

фильм «Я остаюсь», сериалы «Доктор Тырса», «Линии судьбы», «Оттепель»

Сейчас те, кто любит истории с хорошей драматургией, яркими характерами и глубокой психологией, с удовольствием смотрят лучшие западные шоу. В сериалах такие истории встречаются всё чаще, а в полнометражном кино всё реже. Лучшие драматурги на Западе работают в основном над сериалами. Да и лучшие режиссёры в последние годы потянулись на телевидение. Хороших сериалов много — всех не перечислишь. Из моих самых любимых: «Клан Сопрано», «Клиент всегда мёртв», «Дэдвуд», «Безумцы», «Агенты Щ.И.Т.», «Босс», «Мост», «Оливия Киттеридж»... Конечно, между западной сериальной индустрией и нашей — гигантская пропасть. Ситуация усугубляется тем, что у нас перед глазами мелькает весь сериальный мусор, который выходит на экраны, а из зарубежных мы смотрим проекты, уже прошедшие какой-то зрительский отбор. 

Но и у нас порой делают очень достойные, качественные сериалы. В первую очередь вспоминаю «Закон» Александра Велединского, «Женщины в игре без правил» Юрия Мороза, «Переводчика» Андрея Прошкина, «Доктора Живаго» Александра Прошкина, «Оттепель» Валерия Тодоровского, «Небесный суд» Алёны Званцовой, «Курсантов» Андрея Кавуна. Даже в этом телесезоне уже вышел сериал, который мне понравился, — «Озабоченные, или Любовь зла» Бориса Хлебникова.

   

«Снимайте Лиззи Каплан везде»: Российские сценаристы советуют любимые сериалы. Изображение № 8.

Лилия Ким

сериалы «Крем», «Попытка Веры», «Судьба на выбор»

На данный момент я фанат трёх сериалов: «Нарко», «Мистер Робот» и «Мотель Бейтса». Первый — история войны агентов DEA против Пабло Эскобара, второй — про аутичного хакера, который использует свои выдающиеся способности, чтобы помогать людям. И третий — это развёрнутый приквел к фильму «Психо» с момента покупки Бейтсами мотеля. 

Во всех трёх абсолютно непредсказуемые главные герои. Каждый гениален и настолько сложен, что за ним можно наблюдать бесконечно. Из российских работ в последнее время мне больше всего понравился сериал «Озабоченные» по сценарию Ирины Денежкиной и Семёна Слепакова.

   

Мария Зелинская

 фильмы «Шавка», «Шум крови», преподаватель Московской школы нового кино

«Грейспойнт» (американская версия британского шоу «Убийство на пляже») и «Настоящий детектив» — атмосферные горизонтальные сериалы-расследования, где главный герой обладает тёмным, загадочным и чуть ли не преступным характером.

«Крах» продолжает эту линию, здесь главная героиня — женщина, у которой с убийцей гораздо больше общего, чем она предполагала. Мы с первой серии знаем, кто преступник, тем не менее схватка женщины-детектива и воплощения зла, которое прячется в успешном психоаналитике, не отпускает ни на секунду. Первый сезон «Фарго» построен по тому же принципу: зло показывает лицо с первых минут, однако на первый план выходит не столько само расследование, сколько становление мужчины как силы, которая должна остановить убийцу.

«Любовники» — уникальный структурно сериал про отношения. Половина серии рассказывается от лица мужчины, половина — от женщины. Мы видим две точки зрения на одно и то же событие.

«Моими глазами» — российский мистический сериал, где работа с формой производит колоссальное впечатление. Каждый эпизод представлен от лица одного из его участников — камера закреплена на голове у героя, и мы видим ужасы произошедшего глазами всегда нового человека. Не зря шоу купили американцы.

«Сладкая жизнь» и «Измены» — попытка анализа современной действительности и определения героя, который живёт здесь и сейчас и вынужден сталкиваться с сиюминутными трудностями и проблемами. Впервые после долгих лет на отечественном телевидении стали появляться люди нашего времени.

«Метод» — несмотря на некоторые вопросы к главной героине, это достойный продукт, сделанный максимально честно: в основе сценария лежат реальные дела российских серийных убийц. Сериал ругают за подражание «Декстеру», но, на мой взгляд, наши авторы пошли дальше, потому что нашли мужество отказаться от декстерского «робингудства» и заявить своего героя как лучшего друга и помощника всех маньяков. Он — наш проводник по патологическому миру, что само по себе уже нонсенс.

   

«Снимайте Лиззи Каплан везде»: Российские сценаристы советуют любимые сериалы. Изображение № 9.

Олег Маловичко

фильмы «Ёлки», «Призрак», сериал «Метод»

Из последних проектов мне нравятся «Фарго», «Счастливая долина», «Лучше звоните Солу», «Чокнутая бывшая», «Силиконовая долина», «Рик и Морти». Они здорово написаны и собраны, хорошо сбалансированы форма и сущность. Формат не довлеет, а помогает креативности расцвести. К зрительскому удовольствию добавляется дополнительный кайф, когда понимаешь, как работают внутренние механизмы.

   

«Снимайте Лиззи Каплан везде»: Российские сценаристы советуют любимые сериалы. Изображение № 10.

Дарья Грацевич

сериал «Измены»

Самые любимые драматические сериалы — «Анатомия страсти», «Хорошая жена», «Аббатство Даунтон» и «Любовники». Мне нравится глубина проработки образов, качество драматических линий и неторопливый темп с внутренним напряжением. Любимые комедийные сериалы: «Теория Большого взрыва» и «Мамаша». В ситкомах, конечно, больше всего привлекают потрясающие фигуры речи — смотрю только на языке оригинала, иначе теряется половина смысла. Из отечественных сериалов я с большим интересом посмотрела «Сладкую жизнь», «Метод» и «Озабоченных».

   

обложка: кадр из сериала «Озабоченные, или Любовь зла»