The Village запускает серию материалов, в которых профессионалы киноиндустрии будут советовать фильмы и сериалы, вдохновляющие их самих. В этом выпуске о важном для них кино рассказывают отечественные операторы. 

«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино. Изображение № 1.

   

Алексей Родионов

«Иди и смотри», «Орландо», «Мусульманин», «Адмирал», «Generation П»

Из новых фильмов мне очень понравился «Выживший», потому что там совершенство исполнения сочетается со смыслом, который передан не через философские высказывания, а через действия героев. «Безумный Макс: Дорога ярости» — кино в чистом виде, хотя и с очень примитивным сюжетом. Совершенное зрелище, в которое ты вовлечён эмоционально, потому что используются архетипы, привлекающие и взрослого, и ребёнка. Ещё я бы назвал «Шпионский мост» Стивена Спилберга, «Молодость» Паоло Соррентино и «Любовь» Гаспара Ноэ.

Мне нравится, как говорит о своей работе Эммануэль Любецки. Его предыдущий фильм «Бёрдмэн» тоже очень хорош. Он всегда представляет свою команду, говорит, что ничего бы без них не сделал. Вся его команда — настоящие профессионалы, вовлечённые в процесс и испытывающие от этого драйв. Кино — это ведь коллективное творчество. Оператор крана, например, должен знать текст, который произносит актёр, чувствовать и играть вместе с ним. Без такой команды, будь ты хоть семи пядей во лбу, ничего не сделаешь.

фрагмент фильма «Бёрдмэн», оператор — Эммануэль Любецки  

   

«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино. Изображение № 2.

Евгений Ермоленко

«Любовь с акцентом», «Чемпионы», «Ёлки 1914», «Без границ»

В силу профессии приходится профессионально следить за коллегами, поэтому проще называть имена, чем фильмы. Разумеется, давно отслеживаю Эммануэля Любецки — ещё со времён «Сонной лощины» и особенно после фильмов, которые он сделал вместе с Терренсом Маликом («Древо жизни», «Рыцарь кубков». — Прим. ред.). И, конечно, три его последних «Оскара» (за фильмы «Гравитация», «Бёрдмэн», «Выживший». — Прим. ред.).

Мой любимчик — Роджер Дикинс и почти все снятые им картины братьев Коэн, например. Да и без Коэнов — в этом году вышла его прекрасная лента «Убийца», которая тоже была номинирована на «Оскар» за операторскую работу. Дикинс — гиперпрофессионал. Другое важное имя — Роберт Ричардсон со времён «Прирождённых убийц», из последнего снявший «Омерзительную восьмёрку» Квентина Тарантино.

фрагмент фильма «Авиатор», оператор — Роберт Ричардсон

Среди российских операторов сейчас всего два таких локомотива. Первый — Михаил Кричман (фильмы «Левиафан», «Елена», «Изгнание». — Прим. ред.). Каждая его работа — это повод для обсуждения в операторских кругах, всё очень цельно и ёмко. Мне лично нравится Алексей Родионов, я отсматриваю его со времён «Орландо». Из наших, наверно, всё. В стране такой период безвременья, что упал уровень задач.

фрагмент фильма «Левиафан», оператор — Павел Кричман

   

Павел Капинос

«Открытое пространство», «Духless 2», «Хардкор»

«Страсти по Андрею»

оператор — Вадим Юсов

Возможно, самая главная картина в фильмографии Вадима Ивановича Юсова — легендарного киномастера, гуру и тяжеловеса советской операторской школы. Фильм, который он неоднократно показывал нам на занятиях по операторскому мастерству. Огромная чёрно-белая фреска о средневековой России и сегодня не утеряла мощи своего воздействия. Здесь во многом заслуга Юсова, совершившего рывок от поэтического и чуть наивного изображения «Иванова детства» и «Я шагаю по Москве» к грандиозному и увесистому историческому повествованию, в котором так ярко и гармонично реализуется их великий союз с Андреем Тарковским.

«Искупление»

оператор — Шеймас МакГарви

Когда я смотрел «Искупление» в кинотеатре, меня не покидало досадное чувство, что я никогда не сниму ничего подобного. МакГарви настолько виртуозно контролирует естественный свет, настолько мастерски имитирует его искусственным, что это вызывает абсолютное восхищение. Прекрасный пример редкой школы серьёзной работы со светом в наше время. «Анна Каренина» — ещё одна ступень в этом направлении.

«Джон Уик»

оператор — Джонатан Села

Из-за сложного графика большую часть новых картин я успеваю посмотреть только в самолётах, но неидеальное качество картинки на этот раз не помешало разглядеть уже, видимо, не совсем новый молодой талант. Джонатану Села всего 37, но у парня внушительный список картин, реклам и музыкальных клипов. Лихая работа со светом, цветом, движением камеры, съёмка почти на 360 градусов впечатляют.

«Рыцарь кубков»

оператор — Эммануэль Любецки

Про трижды теперь оскароносного оператора слышала даже таджикская няня моих детей Шахзода, так что в двух словах: для любителей полифоничного, тягучего и медитативного маликовского кино ещё один подарок — логическое развитие стиля «Древа жизни». Сверхширокая оптика плывёт в бесконечном потоке бытия, где в кадре красивым оказывается всё — от пустого неба до серых стен киностудий. Смотреть на это можно бесконечно.  

фрагмент фильма «Рыцарь кубков», оператор — Эммануэль Любецки

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

оператор — Павел Лебешев  

Главный затейник и хулиган советской операторской школы, неутомимый экспериментатор Лебешев говаривал: «Дайте мне вафельное полотенце, и я сниму кино». Но однажды он поймал удачу за хвост, встретив на своём пути начинающего режиссёра Михалкова. «Свой среди чужих» я могу смотреть сколько угодно раз и всегда замечаю в нём что-то новое. Павел Тимофеевич дополнительно дозированно засвечивает негатив, снимает с рук проходы на фишай, мешает чёрно-белую советскую военную плёнку с дефицитным кодаком, работает в почти полной темноте, рискуя получить брак по экспозиции, или неделями дожидается особого состояния природы по свету. Его усилия не прошли даром, картина до сих пор смотрится невероятно свежо и современно.

«Меченосец»

оператор — Марат Адельшин

На мой взгляд, один из лучших операторских дебютов в новейшей российской истории в полнометражном кино. Злые языки упрекали картину в формализме и бессодержательности, но, на мой взгляд, Марат использовал все возможности редкого у нас жанра комикса-триллера. Яркая операторская работа только украшает картину. Замечательный выдумщик, талантливый эпигон, неутомимый стилизатор и король парадоксальных визуальных решений, Марат ухитряется выжать из каждой сцены максимум зрелищности.

«Семь»

оператор — Дариус Конджи 

Суперзвезда французской операторской школы Конджи находит идеальное сочетание режиссёра и материала — и получается «Семь», одна из лучших картин 90-х годов. Как и в случае с Лебешевым, «Семь» никогда не надоест пересматривать. Изобразительно это очень плотно сбитый фильм, рассказанный на первый взгляд довольно несложным, но абсолютно убедительным киноязыком — Конджи и Финчер всегда держат меня в напряжении, как в первый раз.  

«Отряд самоубийц»

оператор — Роман Васьянов

Баловень судьбы, неутомимый трудяга и одарённый профессионал — вундеркинд современной российской операторской школы Рома Васьянов семимильными прыжками прорывается на мировой киноолимп, всё-таки не забывая о своих корнях. Выпускник мастерской Вадима Юсова, он начал формироваться как профессионал на его занятиях и никогда от этого не отрекался. Достигнув предела в русском кинопространстве, сняв замечательных «Стиляг», Васьянов рискнул на Западе и проделал огромный путь от хроник рядовых копов в почти документальном «Патруле» до размаха постановочных баталий, подкреплённых портретами самого Брэда Питта, в «Ярости». Освоившись в качестве мейнстримного студийного оператора, Рома продолжает сотрудничать с режиссёром Дэвидом Эйром. Трейлер «Отряда самоубийц» уже наделал шуму в кругах российских кинематографистов, разделив их на восторженных обожателей роминых успехов и немногочисленных завистников. Ясно одно — это будет что-то, никем из наших ранее не досягаемое, так что ждём выхода картины и скрещиваем пальцы.

Фрагмент фильма «Стиляги», оператор — Роман Васьянов 

   

«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино. Изображение № 3.

Олег Лукичев

«Марс», «Юрьев день», «Измена», Garpastum

Сериалы

«Настоящий детектив» (первый сезон)

оператор — Адам Аркпоу

Более атмосферного, завораживающего, сделанного вне телевизионных правил сериала с невероятно интересными героями я не видел. Несколько минут показывать статичный кадр с одним или двумя актёрами и не бояться, что зрителю будет скучно, дорогого стоит. А зрителю, то есть мне, совсем не скучно.

«Малыш Кенкен»

оператор — Гийоме Дефонтен

Сериал, снятый Брюно Дюмоном на побережье в Булони. Режиссёру удалось создать свой пустынный мир со странными и забавными персонажами, где ни один на самом деле не является актёром, а также смешать детектив и комедию — вот главные достоинства шоу.

«Убить скуку»

оператор — Ваня Чернюл

Один из авторов сценария и исполнитель главной роли — Джейсон Шварцман, любимец Уэса Андерсона. Уже понятно, что скучно не будет. Лёгкая комедия о писателе-неудачнике, которому в жизни не хватает впечатлений. Он выдаёт себя за детектива и начинает расследовать мелкие дела. Прекрасно снятый, лёгкий, солнечный и воздушный сериал. 

Фильмы

«Под покровом небес»

оператор — Витторио Стораро

Для меня этот фильм, снятый Бернардо Бертолуччи в Марокко вместе с гениальным оператором Витторио Стораро, самый красивый в истории кино. Запоминающееся изображение полностью гармонирует со смыслом, не перетягивая на себя одеяло, а лишь оттеняет происходящее с героями на экране. А последние полчаса фильма вообще бессловесные.

«Зеркало»

оператор — Георгий Рерберг

Ещё один фильм следующего моего любимого оператора, уже русского — Георгия Рерберга. Фильм — поэзия, без ясного сюжета и сценария, но от этого не теряющий волшебства. То, как снята главная героиня Маргариты Тереховой, не поддаётся описанию, нужно просто смотреть, любоваться и смотреть ещё и ещё.

фрагмент фильма «Зеркало», оператор — Георгий Рерберг

«2046» и «Чунгкингский экспресс»

оператор — Кристофер Дойл

Вонг Кар-Вай — самый зыбкий и чувственный режиссёр мирового кинематографа, сотрудничающий с ещё одним невероятным оператором — Кристофером Дойлом. Вместе они достигают фантастических высот в абсолютно разных фильмах. Кажется, что эти ленты делали разные люди, но общее у картин одно — они про самое прекрасное чувство на свете, про любовь.

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

оператор — Павел Лебешев

Советский вестерн, снятый Павлом Лебешевым лихо, энергично и очень художественно. Фильм о мужской дружбе в самом настоящем смысле этого слова. 

фрагмент фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», оператор — Павел Лебешев

   

Обложка: кадр из фильма «Бёрдмэн»