В последние годы в Москве и других городах России стали появляться ура-патриотические граффити творческого объединения «Сеть». На них прославляют импортозамещение и присоединение Крыма, благодарят Путина за силу и память и борются с пираньями — врагами России, размельчая их в блендере. По просьбе The Village граффитчики Миша Most и Артём Стефанов прокомментировали несколько работ этой тенденциозной группы с эстетической точки зрения.

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть». Изображение № 1.

Текст

екатерина статкус

 Пираньи-англосаксы в блендере

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть». Изображение № 2.

 

Описание с сайта «Сети»:

«Кухонный прибор — это метафорическое изображение мира, а пираньи — мировые правила, которые созданы англосаксами. Человек, который контролирует кнопку, — это аллегорическое прочтение роли Путина, который бросил вызов мировым правилам и однополярному миру».

 

Миша Most: «На многих городских рисунках такого плана хорошо видно, как эскиз, который одобряли на мониторе компьютера или на листе бумаги, живьём, будучи эдак в 400 квадратных метров площадью, выглядит, мягко говоря, неказисто.

Скорее всего, это происходит потому, что рисунок составляет дизайнер, который не имеет опыта личной работы с большими фасадами. При составлении эскиза он держит в голове лишь формат, соотношение сторон, но не масштаб стены. В то время как любой граффитчик думает, наоборот, отталкиваясь от стены.

Авторы идеи выбрали не самый удобный формат: вертикальная длинная стена огромных размеров начинает диктовать свои правила, и если их не учитывать, то можно получить потерю как пропорций, так и композиции, что мы в итоге и наблюдаем. Если бы рисунок занимал лишь часть стены, он был бы лучше. Также есть общие проблемы колористики: автор явно загнал себя в жёсткую трёхцветную палитру, ещё и на чёрном фоне. Это полный провал: с дороги быстро считать, а тем более сразу понять, о чём работа, невозможно».

 

Артём Стефанов: «Лакомый торец, так небрежно с ним обращаться — преступление! И дело тут совсем не в технике. Не могу, вернее, не хочу никоим образом пытаться оценить так называемые важные вещи, просто потому, что этому рисунку здесь не место. Ему место на стенах помоек, которые так любят украшать муниципальные органы ко Дню города.

На этом торце, если уж мы заговорили о патриотизме, должно быть что-то большое и хорошее, что-то, что вселяет гордость или радость, а не вгоняет в депрессию. Уверен, что оно существует. А вот о чём думают авторы этих эскизов? Грусть и печаль.

Технически рисунок не так уж плох. Определённо, лучше многих других работ этой группы, даже немного неожиданно. Есть задний и передний планы. Много теней, бликов, рефлексов. Детали не спорят между собой. Только не совсем понятно, что происходит с рукой, и озадачивает пустота слева. Мне нравится, как блендер вписан в торец: это больше похоже на граффити. Но проблема этих рисунков не в том, как, а в том, что. Невозможно вызвать в себе симпатию, даже если сильно стараться».

 Смена приоритетов

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть». Изображение № 3.

 

Описание с сайта «Сети»:

«Граффити стало репродукцией картины „Смена приоритетов“ молодого художника из Брянска Павла Чувина.

В основу своей работы художник взял культовую картину „Банка супа Сampbell's“ американского художника, представителя поп-арта Энди Уорхола. Эта банка изображена и на картине российского художника, но под этикеткой, срывающейся человеческими руками, где на правой руке надеты часы, мы видим российскую сгущёнку, внешний вид которой неизменен с Советского Союза. Тем самым автор картины показывает, что сейчас пришло время, когда символы нашей страны приобретают популярность среди людей во всём мире». 

Артём Стефанов: «Что я вижу? Это грабитель в синих перчатках? Часы, синие рукава… — похоже на форму. Кажется, такую носят в морфлоте, авиации и в милиции. Где-то я слышал, что для согласования с властями эскиз, помимо всего прочего, не должен содержать чёрных фонов и быть политически нейтральным. Но, возможно, я ошибаюсь.

Мне в целом нравится и эскиз, и исполнение. Похоже, что ребята реально прокачались и набрались опыта за последние годы, если это, конечно, одни и те же люди.

Не нравится идея. Во-первых, прорыв стены. Несмотря на то что идея стара настолько же, насколько стар Бэнкси, дальше краёв можно было не рисовать — можно было оставить родной цвет дома в покое, а фон из безумных клочков, наоборот, поместить внутрь. Тогда бы и рисунок был повеселее, и связь со средой была бы крепче, а не так, как сейчас: как будто повесили баннер.

Во-вторых, что-то я не припомню, чтобы суп Сampbell's где-нибудь продавался, во всяком случае, в таком же количестве, что и сгущёнка. Из этого я могу сделать вывод, что источником вдохновения послужила работа группы Tak Nado. Может быть, этот рисунок — реплика работы Энди Уорхола? Но тогда дизайн сгущёнки должен был рисовать сам Никас Сафронов». 

Миша Most: «Про детали рисунка: я, конечно, в курсе, что такое банка супа Сampbell's, но боюсь, не все москвичи ознакомлены с творчеством Энди Уорхола, а тем более с его супом. Да и какое всё это имеет отношение к российским реалиям? Я бы понял, если бы там был сникерс нарисован или банка кока-колы, но тогда бы, видимо, возникли претензии от корпорации типа Mars, поэтому авторы пошли более извилистым путём. 

К этому рисунку у меня возникает несколько вопросов. Что в банке супа делает сгущёнка? Почему руки в перчатках, нарисованных так, как будто это кости скелета? Что за цыганские манжеты?

Я понимаю, что автор пытался создать метафору, но метафора оказалась слишком витиеватой, ещё и в провальном исполнении. Я мог бы представить такую работу как отдельный проект на холстах или плакатах какого-то российского художника, который немного переделывает культовые полотна американских поп-артистов, внедряя в них местный колорит. Но делать из этого масштабные работы для неподготовленного зрителя — нелепо».

 Юра, мы исправились!

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть». Изображение № 4.

 

Описание с сайта «Сети»:

«Мы называем своё творчество не модным словом стрит-арт, а именно уличным искусством и вкладываем в свои произведения консервативную русскую идеологию, пропагандируя традиционные русские ценности. Такая форма проявления творчества — это больше чем искусство, это настоящие новые медиа, разговаривающие со зрителем не через экран телевизора или монитор компьютера, а с помощью стены собственного дома или офиса. Это своего рода эволюция советских стенгазет и идеологических плакатов, но в разы больше, ярче и информативней. Закончив эту картину, мы не остановимся и сделаем так, что такие посылы к городу будут системными».

 

Артём Стефанов: «Жуткий посыл. Кажется, Юра не увидит его за деревьями, и слава богу! Лично мне непонятно, что означает „исправились“ и что „мы“ такого натворили? Получается, что проведение Олимпиады, отжим Крыма, знак рубля, летающий самолёт и военный, передающий неизвестно что китайскому мальчику, — это наши самые высокие достижения за последние 50 лет?

С технической стороны тут больше претензий к дизайнеру, а не к исполнителям, так как торец нарисован достаточно аккуратно: ничего не просвечивает, ровные контуры, мягкие градиенты, подтёки отсутствуют.

Исключение составляет моя любимая парочка: перенос трассированного изображения можно было сделать и получше. Всё не пойму, что там изображено: то ли одеяло, то ли свинья.

А вообще первое, что бросается в глаза, связано с коллажированием. „Достижения“ не вступают друг с другом в связь. Общая стилистика — а-ля клип-арт Word 98. Образы не несут в себе достаточно информации. Поэтому, не зная контекста и смотря на самолёт, я начинаю вспоминать последние авиакатастрофы.

Карта сливается с фоном. Композиция? Не видел. Нет ярко выраженного акцента, скорее даже наоборот, они по всей стене — не хватает точки опоры».

 

Миша Most: «Идея вроде позитивная, понятная, но к чему здесь, например, кот? У нас что, с котами были когда-то проблемы? Если речь идёт о Крыме, то он и так там уже изображён.

Видно, как поверхностно дизайнер подошёл к работе, просто накидав актуальных картинок, не привязанных к основному посылу работы. Тема Сочи в виде медали в одном конце стены и олимпийских колец в другом тоже не раскрыта.

А самолёт — это что? Подъём в российском авиастроении? Ну так покажите это доступно, укажите название завода. Может, вообще, всю стену стоило посвятить этой тематике, заодно вместе с космосом? Была бы хотя бы более чёткая привязка к Гагарину. А знак рубля на что должен намекать? Рисунок сделан до падения курса, но каких-то сильных укреплений в тот момент замечено не было.

В общем, картина — каламбур».

 Серия «Спасибо»

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть». Изображение № 5.

 

Описание с сайта «Сети»:

Где

Калининград, Санкт-Петербург, Севастополь, Москва, Новосибирск, Иркутск, Владивосток

«За последнюю неделю на фасадах домов в Калининграде, Санкт-Петербурге, Севастополе, Москве, Новосибирске, Иркутске и Владивостоке появились огромные граффити со словами: Сила, Память, Арктика, Суверенитет, История, Безопасность и Олимпиада, олицетворяющими современную Россию.

Эти слова для нас, поколения 20-летних, поколения Путина, значат очень много. Эти слова — одни из тех, без которых немыслима современная Россия, возвращающая себе справедливое место в мировой истории.

Семь огромных граффити, находящихся в тысячах километров друг от друга, складываются в одно слово — „Спасибо“.

Спасибо — это то, что мы хотим сказать главному архитектору побед России в его день рождения — Владимиру Путину».

 

Артём Стефанов:

«Первое, что приходит в голову: 

С — Стыд

П — Позор

А — Абсурд

С — Страдание

И — Идиотизм

Б — Боль

О — Ошибка

Пока смотрел, настроение испортилось».

 

Миша Most: «Вообще, крутая идея — раскидать один проект по разным городам. Масштабная, особенно учитывая размеры нашей страны. В идеале, конечно, каждый рисунок должен нести в себе информацию о том, что он является частью большого проекта, но из отдельных работ этого не считывается.

Опять же, в этой серии куча визуальных проблем, уже перечисленных выше, включая кота. У дизайнера снова идёт набор картинок, которые он накидывает в макет, редко заботясь о композиции.

Самая провальная в художественном исполнении здесь — это работа „Сила“. И по композиции, и по цветам. Небо залито абы как. Мальчик-робот, торчащий из тумана, опять этот кот. И при чём тут сила? Сила подать кота, что ли? Простые изображения солдата или спортсмена с медалью и то понятнее привязывались бы к слову „сила“, чем этот странный сюжет... Памятник затопленным кораблям, который в жизни стоит у берега, выглядит так, будто это огромный маяк где-то на горизонте. Вообще всё смотрится как аппликация, вырезанная из разных фотографий. Я понимаю, что именно так и было сделано, но ведь это не должно быть настолько очевидным! Здесь же кажется, будто создатели нарочно выбрали такой нелепый стиль».

ФОТОГРАФИИ: Сеть