В последнее время музыканты всё чаще выпускают новые альбомы неожиданно — совсем без предупреждения или намекнув за несколько дней. «Lemonade» Бейонсе, «A Moon Shaped Pool» Radiohead, «untitled unmastered» Кендрика Ламара или «The Colour in Anything» Джеймса Блейка — эти и другие важные новые пластинки не имели известной заранее даты релиза и, выходя, вызывали большой ажиотаж. The Village спросил у экспертов музыкального рынка, почему артисты прибегают к этой практике и как она влияет на наше восприятие музыки.


Виктория Базоева

музыкальный журналист

На такой вопрос мало кто ответит лучше самого музыканта, но самая частая причина выпуска альбома без предупреждения — нежелание привлекать к себе лишнее внимание и давать музыкальным пиратам соблазна слить альбом в Сеть раньше его официального выхода. Мало кому удавалось сохранить абсолютную тайну: в конце концов, над выпуском пластинки чаще всего работает не один человек, и нет-нет, да и найдётся ушлый или невнимательный сотрудник. К примеру, Дэвид Боуи, когда выпускал свой альбом «The Next Day», заставлял всех подписывать соглашение о неразглашении. В случае с Radiohead нельзя сказать, чтобы альбом был совсем уж неожиданным: внезапное исчезновение группы из интернета (в наши-то дни!) только подогрело интерес аудитории. Сам факт того, что альбом появился внезапно, — уже повод для бурного обсуждения. Такой формат — приятная бирюлька. Например, когда Скриллекс выпускал свою пластинку «Recess», он сперва выпустил специальное приложение, на котором можно было разблочивать песню за песней. Бейонсе в 2014 году тоже без объявления войны выпустила разом 12 песен, даже её коллеги по записи узнали об этом всего за полтора часа — и разговоров об этой внезапности, кажется, было едва ли не больше, чем о музыке.

Вообще я не думаю, что такая стратегия вытеснит классическую схему презентации альбома с неспешным постепенным выпуском синглов. Кто-то по-прежнему будет закатывать праздник по поводу каждого релиза, а кто-то — возникать из ниоткуда. На то, как слушатель воспринимает саму музыку, это никак не повлияет. Так же случилось и с Radiohead: немного подуспокоившись от неожиданного подарка, фанаты расслушали пластинку и остались разочарованы.


Олег Соболев

музыкальный критик

Любопытно, что меня попросили прокомментировать внезапные выходы альбомов как раз в тот день, когда на Pitchfork появилась статья о том, что «альбомы-сюрпризы» (то есть те, которые появляются внезапно и словно ниоткуда) постепенно сменяются так называемым «appointment listening» (то есть теми альбомами, дата и даже время которых объявляются чуть-чуть — скажем, на пару дней — заранее). Статья занятная, советую всем её почитать. Между альбомами-сюрпризами и appointment listening, безусловно, есть разница. Но в целом, как мне кажется, они все преследуют одну и ту же цель — подать альбом как Событие, как нечто достойное разговоров в соцсетях, ажиотажа и одновременного обсуждения по горячим следам. Так обсуждаются эпизоды новых сериалов или спортивные матчи — и поп-музыка отставать от этих форм развлечений не собирается.

Из концепции альбома как События неизбежно следуют несколько вещей. Скажем, она возвращает вес самому формату альбома — формату, который в массовом сознании ещё недавно проигрывал синглам или плейлистам. Теперь, скажем, «Lemonade» Бейонсе даже самый поверхностный слушатель вынужден оценивать как альбом — от начала до конца.

Или, например, эта концепция приводит к замещению в медиасреде осмысленной и внятной реакции на музыку реакцией моментальной и зачастую импульсивной. На эту тему был занятный эксперимент сайта Genius, который попросил нескольких музыкальных критиков переосмыслить свои годовалой давности рецензии на альбом Кендрика Ламара, написанные сразу после его выхода.

А ещё можно сказать, что Событие — это маркер действительной значимости того или иного артиcта в общественном сознании. Начинающая группа или умеренно популярная певица могут, конечно, выпустить альбом внезапно, но не могут родить своим искусством Событие, как бы им ни хотелось. Это дело как раз тех исполнителей, которых массы ценят на данный момент больше всего.

И так далее. Можно назвать ещё с десяток занятных вещей, родившихся с модой на внезапные альбомы. Плохие это вещи или хорошие — зависит исключительно от вашего взгляда на мир.


представитель российского офиса компании

Sony Music Entertainment

Ситуация, когда музыка любимого исполнителя может выйти в любой момент, привносит немного интриги в музыкальную индустрию. Но в реальности опция с внезапными релизами альбомов доступна как маркетинговый ход только артистам первого эшелона. Сами по себе релизы артистов масштаба Бейонсе или Дэвида Боуи вызывают живой интерес. И альбом как сюрприз может создать дополнительный инфоповод для прессы. Артист таким образом разрывает шаблон традиционного подхода к промокампании и провоцирует прессу на то, чтобы как-то осмыслить и осветить это явление. Кто-то даже придумал выражение «to pull a Beyonce» («cбейонсить»), что буквально означает «опубликовать что-то без предупреждения». Такая рекламная кампания наоборот.

Помогает ли такая практика с продажами альбомов? Есть мнение, что не очень. И достоверная статистика/аналитика, доказывающая обратное, нам неизвестна. В некотором смысле альбомы-сюрпризы могут быть неплохой защитой от утечек в торренты до официального релиза, но в остальном это просто хороший трюк, позволяющий артистам с именем напомнить о себе. Потому что все любят приятные сюрпризы.

Резюмируя, можно сказать, что внезапные релизы — это возможность выделиться на фоне бесконечного потока выпускаемой музыки, попутно решив проблему с пиратскими утечками альбомов, которые часто происходят, когда дата релиза всем известна. Но эти решения актуальны только для очень узкого круга популярных артистов, которым есть от кого защищаться и из чего выделяться.

Для многих рядовых сотрудников Sony Music альбомы-сюрпризы — такая же неожиданность, как и для слушателей. Никто ничего не знает до последнего момента. Нам известно, что история с Бейонсе стала возможна благодаря Робу Стрингеру, гендиректору и председателю Columbia Records (подразделение Sony Music). Он помогал ей и другим артистам осуществить свои планы и знал о предстоящих «внезапных релизах».


Обложка: Polydor Records / Universal Music