11 июня в App Store появились сразу два новых российских приложения для обработки фотографий — Prisma и Mlvch. Их работа строится по единому принципу: выбранная фотография превращается в картину благодаря использованию в её обработке нейросетей. Однако популярной стала только Prisma, которая быстро вошла в топ бесплатных приложений в App Store. В отличие от приложения Mlvch, где пользователь может обработать бесплатно только одну фотографию в день, а за каждую последующую вынужден платить 75 рублей, Prisma совершенно бесплатна. Кроме того, обработка в последней длится не больше двух минут, тогда как ожидание в Mlvch может затянуться минут на 25.

Приложение придумали российские разработчики из компании Prisma Labs, бывшие сотрудники «Яндекса» и Mail.Ru. Принцип работы прост: необходимо загрузить фотографию, выбрать один из 20 стилей, среди которых есть стили Марка Шагала, Эдварда Мунка, Василия Кандинского и Роя Лихтенштейна, и подождать, пока фото «перерисуется» в нём. Сейчас ленты Instagram и Facebook переполнены фотографиями поклонников нового приложения и негативными комментариями тех, кого «художественные полотна» начали раздражать. Чтобы разобраться, чем революционно приложение Prisma, а за что его можно поругать, The Village поговорил с медиаконсультантом Александром Амзиным, дизайнером и куратором Дмитрием Карповым и журналистом Гришей Пророковым.


За

Александр Амзин

независимый медиаконсультант

Prisma — прекрасный пример научно-технологического сотрудничества человечества. Человек отправляет фотографию на сервер, где её почти в реальном времени обрабатывает нейронная сеть и возвращает в виде, который вызывает у массового потребителя сильнейшие эмоции. Это приложение было бы невозможно без исследований десятков учёных из разных стран, за последние несколько лет изучивших новые подходы к анализу и обработке изображений с помощью нейронных сетей. Оно также не могло появиться без программистов со всего мира, разработавших простые инструменты, позволяющие относительно просто повторять и улучшать достижения других.

Важно не приложение само по себе. Важна массовая и доступная реализация. Prisma для сотен тысяч разработчиков — сигнал о готовности инфраструктуры для создания чего-то полезного с точки зрения конечного пользователя. Отдельный интерес представляет серверная архитектура, способная выполнять довольно сложные вычисления на потоке (ежесекундно загружаются сотни, если не тысячи «призм»). Надо также понимать, что нейронные сети применяются не только в обработке изображений. Обученные на больших данных нейросети используются в анализе текстов, картографии, распознавании речи и множестве других областей, где компьютеру можно сказать «делай примерно так». Принцип нейронной сети — замена программирования обучением. Возможно, благодаря таким проектам, как Prisma, мы не только научим чему-то машину, но и научимся у неё.


Дмитрий Карпов

куратор учебных программ БВШД и Scream School,
партнёр Bang! Bang! Education

Prisma — первое приложение, о котором я кричал жене из ванной, сфотографировав свою ногу на кафельной плитке: «Посмотри, это круто!» Безусловно, оно популярно из-за желания человека сделать своё фото частью произведения искусства, не затратив усилий и много времени. Всего за несколько секунд снимок недорогого завтрака летним утром превращается в живописную картину, напоминающую руку Мунка, Шагала или Кандинского. Кстати, очень приятный подбор художников.

Конечно, интерфейс не идеален, но функционален. Особенно подкупает простота превращения фотографии в объект массового искусства. Теперь талантливый человек сможет создавать шедевры, а бездарный — пугать всю свою френдленту однотипными и жалкими попытками быть как Мунк. Самое пошлое — фотографии звёзд отечественного шоу-бизнеса с претензией на великое искусство конструктивистов.

Уверен, что приложение ожидает обновление интерфейса и появление новой подборки фильтров: от классики до актуальных постцифровых и диких стилей. К слову, повсеместность применения фильтров, на мой взгляд, опасна. Чем больше конкретная эстетика на глазах, тем меньше она генерирует яркость впечатлений.

Против

Гриша Пророков

журналист, автор YouTube-канала о поп-культуре Blitz and Chips

У меня Prisma не вызывает такого восторга, как у многих, хотя ругать приложение тоже не очень хочется. Может, потому что я слежу за новостями из мира нейросетей, и вот этот трюк, который их алгоритм проделывает, — это довольно распространённая штука. Был эксперимент из университета Тюбингена, был алгоритм, который превращает каракули в картины, и так далее. Всем хочется дать нейросети что-нибудь «увидеть» — алгоритм Google DeepDream делает то же самое, например. Когда увидишь десяток таких новостей, идея любое изображение переделать «под Ван Гога» не так впечатляет.

Но приложение всё равно крутое, потому что главное, что сделали создатели Prisma, — нашли, как заинтересовать алгоритмом широкую публику. Они первые придумали сделать из него приложение. Это такой фастфуд от мира нейросетей. Лет десять назад все любили играть с примитивными фильтрами Photoshop, которые делали изображение похожим на карандашный рисунок или витраж: вот это то же самое, хотя действует намного сложнее. Всем хочется делать что-то похожее на живопись.

Идейно, мне кажется, Prisma не должна вызывать никаких претензий: да, как любое вирусное приложение, которым все резко начинают пользоваться (помните китайское My Idol, от которого все устали за один день?), оно быстро надоедает, но это скорее проблема того, как мы потребляем и распространяем информацию. При этом — вот серьёзно — потенциально оно может принести много пользы: изменить то, как мы относимся к искусству, живописи, к стилям и техникам. Мне кажется, такие приложения помогают как-то расслабленнее смотреть на искусство, к которому у большинства людей до сих пор очень жёсткое, консервативное отношение. Потому что, по-моему, как ни крути, изображения, которые получаются при помощи Prisma, — это цифровое искусство. Не Ван Гог, не шедевры, которые останутся в веках, но всё равно искусство.

Но у меня есть одна — абсолютно личная — проблема. Мне просто не нравится 90 % картинок, которые получаются при помощи Prisma. Я ничего не могу поделать, я просто не вижу в них ничего красивого. Может, дело в том, что они подстраиваются под что-то из реального мира, а я люблю, когда цифровые объекты как-то более самостоятельно выглядят. Может, я просто видел только неудачные примеры, а Prisma потенциально можно использовать глубже и тоньше. Может, мне не нравится, что в конечном счёте всё, что пропускается через Prisma, выглядит очень похоже — мне нравится разнообразие. Даже когда люди делают обычные селфи, у них как-то по-своему получается, а алгоритм всё мешает в кашу. Так или иначе, картинки из Prisma я теперь проматываю и последнюю неделю открываю Instagram с опаской. Скоро привыкну. Но на уровне идеи — всё просто супер.