В Dewar’s Powerhouse прошла первая вечеринка New New World — запустившегося месяц назад радио, свободного от цензуры, со слоганом «постжанры, постгеография, постполитика». Автор одной из передач NNW музыкальный журналист Артем Макарский рассказывает о том, почему сейчас вообще стоит слушать интернет-радио и кто делает New New Word, а его создатели — о том, как и зачем они это делают.

Сейчас сочетание «интернет-радио» у многих может вызвать недоумение — еще не все привыкли к тому, что ассоциирующаяся в первую очередь со временем бума доткомов вещь снова набирает свою силу. Как и ассоциировавшиеся ранее с началом нулевых подкасты, интернет-радио и миксы в последние пару-тройку лет стали одним из главных источников новой информации — в данном случае о музыке.

KEXP, WFMU, NTS, Radar, RBMA, Red Light, Berlin Community Radio — любителям музыки со всего света хорошо известны эти аббревиатуры и названия: каждая из этих станций может удивить любого музыкой, которую до этого практически никто не слышал, новым взглядом на старых исполнителей и рассказом о малоизвестных музыкантах и лейблах. На постсоветском пространстве уже сейчас можно найти интересных станций с не самой очевидной музыкой: есть киевское 20ft Radio, находящееся внутри огромного контейнера, есть русское радио OTO, несколько хаотичное, но впечатляющее своим разнообразием, есть, наконец, передача команды «Русского аттракциона» на нью-йоркском радио Know Wave.

Базирующееся в Powerhouse радио New New World делают люди, раньше занимавшиеся самыми разными проектами. Иван Золото занимался музыкой в составе дуэта Love Cult и продолжает делать это как Myka, а также продолжает работу на лейбле Full of Nothing, где он один из сооснователей. Артур Кузьмин ведет дела кассетного лейбла Secretly Chuvashian совместно с журналистом Феликсом Сандаловым. Лера Алфимова, ранее занимавшаяся самарским сайтом BigVill, сейчас учится в Америке по специальности Integrated Media Communications. Втроем они занимаются составлением сетки вещания, записью музыкантов, набором контрибьюторов и визуальной составляющей, а в минувшую пятницу провели первую вечеринку. Все трое дали развернутые комментарии о том, зачем они решили делать New New World и чего хотят добиться в ближайшее время.

Первая вечеринка New New World в Dewar’s Powerhouse

ЛЕРА АЛФИМОВА (позиционирование)

Честно говоря, нам надоело ощущение вылизанного интернета: все сайты похожи между собой, у них одни и те же гладкие шрифты, одинаковый блочный контент. Нам не хватает панка и искренности – что в вебе, что в музыке. Именно поэтому сайт радио сейчас выглядит так — без всяких елочных игрушек — и выполняет единственную функцию: проигрывание музыки. В планах — добавить архив передач, которые будут сортироваться по эмодзи, чтобы слушателям не приходилось идти на Mixcloud за предыдущими эфирами.


ИВАН ЗОЛОТО (идеология, стратегия развития)

Мы живем во время, когда лейблы уже плохо понимают, как справиться с изданием музыки и донесением ее до слушателя. Сейчас с ними конкурирует любой канал на YouTube, каждый самостоятельный музыкант с классным инстаграмом. Поэтому форматы радио, миксов и подкастов или даже подборок ссылок от кураторов набирают былую и даже более мощную силу. Когда не успеваешь за всем следить, хочется довериться тому, в чье видение ты веришь.

Нам всегда нравился формат радио, но, будучи русскими, мы и здесь сталкиваемся со старой проблемой: для очагов музыкальной индустрии мы — экзотичные фрики. Тут есть два пути — либо пытаться вписаться в англоцентричную модель музыкального мира и пытаться соревноваться с коллегами из Лондона, Нью-Йорка и Берлина, либо строить свой микромир. Существующие попытки экспорта, к сожалению, все равно скатываются к одному: серп и молот, красный цвет, разложение, постсовок, теперь — с флером Рубчинского.


АРТУР КУЗЬМИН (идеология, контент)

Есть два способа поиска контрибьюторов: через личные контакты и с помощью e-mail рассылки. В первом случае мы приглашаем в студию товарищей, чью музыкальную эрудицию, по нашему мнению, сложно подвергнуть сомнению. Затем они рекомендуют нам своих друзей, настолько же глубоко копающих в своем направлении, те, в свою очередь, становятся нашими друзьями и непрерывно продолжают этот процесс пополнения.

Второй способ — прямые письма музыкантам, диджеям, коллекционерам, сотрудникам музыкальных магазинов, журналистам, владельцам лейблов со всех уголков мира с просьбой составить для нашей радиостанции микс с важной для них музыкой. На удивление, более 40 % отвечают согласием, из них больше половины соглашаются на дальнейшее сотрудничество, а некоторым и вовсе интересно регулярное вещание.


New New World о своих лучших выпусках:

«Сложно выделить конкретные шоу из всего, что мы успели проиграть в эфире, они все по-своему хороши. Но особо можно отметить передачи с участниками фестиваля «Геометрия настоящего». Интервью с Томасом Бринкманном вышло крайне информативным — его смело можно рекомендовать тем, кому необходимо быстро и не поверхностно разобраться в многогранной музыкальной жизни маэстро. В то время, когда под деконструированный дэнсхолл начался тостинг Гэвсборга из ямайского дуэта Equiknoxx, было чувство, что задрожат даже стены, что отлично задокументировано на записи. Иван Павлов, уроженец Нижнего Новгорода, ныне проживающий в Швеции и более известный под вывеской CoH, содержательно рассказал о внутренней жизни группы Coil, о своих первых музыкальных опытах еще в ельцинской России, чего, как он признался, не рассказывал ни одному изданию. Австрийские даб-легенды Dubblestandard, вместе с певицей Aisha E и боссом влиятельного даб-лейбла Echo Beach Николаи Беверунгеном, изображали с микрофонной стойкой в руках Алана Вегу, были предельно обаятельны и записали фантастическую рутс-подборку».

 Кузьмин: Нам нравится следить за формированием новых локальных микросцен, искать по всему миру коллекционеров, исследователей и этнографов с просьбой представить богом забытые звуки, чудом ютящиеся в их архивах.

Не менее важно остроумно рефлексировать на цветущую сложность современного музыкального мира и звукового искусства. Например, мы рассматриваем простые вещи под неочевидным углом. Радиоформат для этого — идеальный медиум, где хит Пола Маккартни, поставленный в неожиданный контекст, может открыть инфернальные бездны в творчестве титана.

 Золото: В последнее время я много путешествовал и в конце концов понял, что русское музыкальное сообщество такое не одно. И у нас, по крайней мере, есть критическая масса музыки, чтобы существовало некое движение. У ребят из Индии или Китая, например, с этим гораздо сложнее. Посмотрите на обскурный русский рэп, на электронику, на «новую сибирскую волну» — самое интересное происходит на полном расслабоне: ты отвечаешь сам за себя и за свою музыку, игнорируя правила и глобальные тенденции. Это постглобализм, локальное в глобальном.

 Кузьмин: Черкесский фольклор, европейский саунд-арт, ближневосточное прог-диско, русский лоу-фай-хаус, новая марокканская электроника — одним из важнейших приоритетов для нас является уникальность контента.

 Алфимова: Мы придерживаемся стратегии «content first», главное для нас — музыка. Агрессивный пиар, проплаченные посты — это все не про New New World. В качестве локального промо — вечеринки с теми, кто приходит к нам на эфиры, в качестве глобального — шеры от международных контрибьюторов. Идею радио на лету схватывают классные музыканты и веб-артисты, мы уже сейчас чувствуем поддержку, и нас это очень вдохновляет. Конечно, о миллионных просмотрах и прослушиваниях речь пока не идет, зато нас устраивает география: нас слушают не только в России, но и в Китае, США, Финляндии, Великобритании, Германии и еще нескольких странах, причем мы видим, что это не случайные единоразовые посещения.

5 интересных шоу New New World

Выбор Макарского:

1. Torturing Nurse

Самая первая передача радио, которая очень хорошо показывает все ценности NNW: первый час с небольшим здесь звучит только жесткий нойз, после чего можно услышать китайскую поп-музыку и джаз, но и они прерываются полевыми записями. Никакой цензуры, никаких компромиссов, полная и безоговорочная свобода.

2. Ored Recordings

Булат Халилов, сооснователь лейбла Ored Recordings, занимающегося изданием записей аутентичной музыки преимущественно народов Кавказа, ставит различные записи и немного рассказывает о них — такое всегда интересно, но Булат сам по себе отличный рассказчик, способный увлечь и неподготовленного слушателя.

3. Дейл Корниш

Лондонский музыкант Дейл Корниш объявляет треки на ломаном русском, смешивает современную электронику со старой гитарной музыкой и в целом создает очень цельный, хоть и постоянно меняющийся микс — здесь Пи Джей Харви может смениться стеной шума, которая продолжится танцевальным треком.

4. Женя Горбунов

Участник Interchain и «ГШ» Женя Горбунов зачитывает китайские сказки из томика «Библиотеки всемирной литературы» и ставит самую разную музыку: от великой японской рок-группы Les Rallizes Dénudés до авторов самой безумной пластинки последних лет, экспериментаторов Hieroglyphic Being и J.I.T.U. Ahn-Sahm-Buhl.

5. Dopefish Family

Отрешенный минимал-вейв, дурной гаражный рок, классический хип-хоп, музыка народов мира, фанк и Алла Пугачева — Миша Миханик и Андрей Митрошин с лейбла Dopefish Family ставят треки будто наобум, шутят, что всю эту музыку они не слушают, и в целом создают ощущение странной, но отличной домашней вечеринки, когда кто-то ставит с колонки треки и сразу же уступает место кому-то еще.

 Кузьмин: Нам хотелось бы представить в эфире максимальное многообразие современной звуковой культуры, где музыка пяти континентов взаимовыгодно дополняет друг друга, довоенные регтаймы сменяются впередсмотрящей электроникой, танцевальный сет и передача о новой академической музыке мирно уживаются в одной эфирной сетке. Наша задача состоит именно в том, чтобы найти людей, адекватно и ясно рассуждающих на ту или иную тему, а в идеале являющихся ее оригинальными носителями. Неважно, комнатный это диджей или кабинетный ученый.

Разрыв между аудиторией и автором у нас минимален, каждый серьезно настроенный по отношению к музыке слушатель может стать нашим контрибьютором, заполнив простую заявку, а дальше мы уже напишем ему сами.

 Золото: «Новый Новый мир» — это интернет-радио для таких, как мы. Для тех, кто знает все про тренды Лондона и Берлина, но при этом им интересно, что происходит, скажем, в Казани, в Пекине, в Тель-Авиве.


фотографии: обложка, 1 – Максим Емельянов/New New World, 2 – New New World