В Иркутске готовится к открытию масштабная культурно-историческая стендовая выставка «Окна Иркутска. Двери Венеции». Стенды, на которых собраны фотоработы любителей и профессионалов, посвященные архитектурному наследию двух городов, разместится в городской среде под открытым небом, а позже, ориентировочно в сентябре, в облегченном формате будет представлена в Италии.

На участие в выставке претендовали около тысячи фоторабот, которые размещались для зрительского голосования на городском портале ozero.ru. в результате эксперты отобрали работы семидесяти авторов, которые с легли в основу выставки наряду с историческими комментариями о культурных связях между Иркутском и Италией.

Председатель совета учредителей городского благотворительного фонда «Наследие иркутских меценатов» Марина Кондрашова, организатор проекта, рассказала The Village о том, почему итальянцам интересно сибирское деревянное зодчество и как открыть выставку иркутских окон в Италии.

Марина Кондрашова

руководитель фонда «Наследие иркутских меценатов»


Выставка «Окна Иркутска. Двери Венеции» — проект довольно дорогостоящий, и то, что нашлись партнеры, которые его поддержали, означает близость идеологий, означает, что это востребовано. Философия фонда в том, чтобы не делать проекты, которые интересны только нам, потому что тогда мы не сможем проверить, насколько это актуально. Когда же мы выходим с предложением и находятся те, кто готов его поддержать, кто голосует «за» — для нас это означает, что мы движемся в верном направлении.

В конце июня мы готовим выставку. Для верстки оказался очень непростой проект, наверное, один из самых сложных, которые у нас были по стендовым выставкам. За базу мы взяли фотоработы, присланные на конкурс, добавив к ним исторические факты об Иркутске и Венеции. Это формат наших выставок, мы всегда так делаем, вкладывая просветительскую составляющую. Поскольку один из основных наших партнеров — музей истории города Иркутска, нам важна профессиональная историческая информация.

Мы нашли несколько ниточек, касающихся развития кинематографа, фотографического и изобразительного искусства, и в этой части истории очень много итальянцев. В Иркутске есть сохранившиеся до сих пор мозаичные работы итальянских мастеров, например, в здании Ростелекома, в здании училища искусств на улице Карла Маркса, и на выставке мы представим эти факты. Еще оказалось, что Интендантский сад, на территории которого затем был построен завод им. Куйбышева, сами иркутяне называли «маленькой Венецией» — там были прорыты каналы, плавали на лодочках, что вызывало такие ассоциации. Этим историческим параллелям — итальянцы в Иркутске — будет посвящено несколько стендов.

Мы работаем с итальянскими историками, благодаря которым значительную часть дверей из Венеции, представленных на выставочных фотографиях, удалось идентифицировать — есть не только адрес, но и небольшая историческая справка о здании, людях, которые с ним связаны.

Очень много открытий во время этого проекта мы совершили и, надеюсь, их будет еще больше. У нас есть план в сотрудничестве с итальянским журналом «Озеро Комо» сделать в сентябре выставку в Италии, конечно, не в стендовом формате, в облегченной версии. Возможно, мы сможем представить там ансамбль «Затопленные песни» Александра Рогачевского. Все это пока в режиме переговоров и поиска ресурсов. Мы надеемся, что такой культурный мостик будет выстроен, и возникнут новые связи и возможности для культурного обмена. Потому что итальянской стороне интересно наше ремесло, как живет наше деревянное зодчество. Так что проект с момента отбора работ значительно расширился.

Выставка сверстана и готова к печати. В нее включены работы около семидесяти авторов, как изначально задумывалось, это и профессионалы, и любители. Здесь нет конкурса, есть работы, которые отмечены по результатам зрительского голосования на сайте www.ozero.ru.

Наши прежние проекты были исключительно историческими. Здесь же есть прямая связь с современностью и есть тревога за день сегодняшний. Проблематика, которая лежала в основе проекта, задавала его цель: обратить внимание еще раз на уникальность исторического архитектурного наследия, которое сохранилось в городе. Ни в коем случае не сравнивая, но сопоставляя с культурным наследием Европы и с тем, как они бережно и внимательно относятся к тому, что у них есть, не пытаясь перекроить это и переделать. И мы бы хотели, чтобы молодые поколения перенимали европейский образ жизни не только через гаджеты, современное музыкальное и киноискусство, но и понимали, что у нас есть огромный культурный пласт собственного производства, на который нужно опираться, чтобы быть уникальными в мире. Вспомнить, кто мы есть на самом деле, как мы богаты своей историей и своим наследием, и ставить это в основу бытия, в основу дня сегодняшнего. Тогда мы будем прочнее, стабильнее, надежнее сами для себя, и будем лучше понимать, куда мы движемся. В этом глубокая философия проекта.


Фотографии: обложка - Артемий Шелтунов.