В 1995 году в США появился фестиваль Warped Tour, который объединил панк-рок и экстремальный спорт: на пустырях и автостоянках даже самых пыльных штатов начали возводиться сцены, там же строились хафпайпы для скейтбординга и BMX. Постепенно гастролирующий фестиваль стал неофициальной витриной панк-рок-музыки и чуть ли не главным ориентиром для грезящих о славе гаражных групп.

До России за 22 года Warped Tour так и не доехал, поэтому команда спонсирующего фестиваль бренда решила провести первый российский аналог: проехаться по пяти городам России, чтобы найти там новых интересных музыкантов и тем самым поддержать локальную сцену. Менторами Vans Music Tour стала группа «Пасош», а отборочные этапы прошли в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Краснодаре и Нижнем Новгороде. Финалисты выступили на завершающем концерте в Москве в рамках Faces & Laces.

The Village поговорил с группами «Подержи банан», «Красен глаз» и другими финалистами панк-соревнования, чтобы узнать, как живут независимые группы в отдельных регионах и насколько там развита андерграундная гитарная музыка.

Glikodin

Ростов-на-Дону

 vk

У нас в Ростове очень колоритная сцена — это связано с тем, что здесь живут люди особого, южного темперамента. К сожалению, большинство местных коллективов не пытаются хоть как-то продвигать свое творчество либо просто не понимают, как это делать. Среди молодых команд, наверное, только юмористическая стоунер-группа «Ядохимикат» идет к мировой славе — уверены, скоро они будут в аудиозаписях каждого 13-летнего металхэда. Вообще, в донской столице много талантливых музыкантов, и рано или поздно их имена будут греметь далеко за пределами СНГ. Очень хочется, чтобы люди знали, что Ростов — это не только Каста, Motorama и Дмитрий Дибров. Однако волна русского постпанка, которую подняли коллективы вроде групп «Плохо» и «Буерак», постепенно сходит на нет: это всегда будет жанром не для самого широкого круга слушателей.

Осенью наш город выглядит как декорации к клипу Joy Division. Возможно, это одна из причин, по которой здесь еще в 80-е были популярны постпанк и шугейз, отсюда и множество известных среди ценителей групп: «Матросская тишина», «Элен», «Спутник Восток», те же Motorama и Aerofall.

Лично нам фестиваль действительно помог надломить потолок, в который мы упирались в Ростове. На наш паблик во «ВКонтакте» подписалось много людей из Москвы и Питера, наконец, поступила пара предложений выступить за пределами родного города.

«Подержи банан»

Екатеринбург

 vk

Мы решили участвовать, потому что концерт лишним не бывает, тем более что-то такого масштаба. К тому же команда фестиваля провела концерт в клубе с хорошим звуком, а мы в таких практически никогда не играли. Сейчас по плану запись первого полноформатного альбома, который должны послушать больше 40 человек, — уже хорошо.

Съездить в Москву и познакомиться с людьми, которые внезапно оказались к нам неравнодушны, — это важный опыт. На фестивале мы представляли Урал — Екатеринбург и Нижний Тагил. У нас в регионе развито современное искусство: например, галерею «Кубива» уже давно знают за пределами Урала и даже России. Мы часто там выступаем, дружим с местными художниками. Сцена есть, люди делают все своими руками на полном энтузиазме. Единственное, чего не хватает, — масштабности, но и это вопрос времени. Интерес к локальному у людей сейчас точно выше, чем раньше.

Важный момент: если группа заранее выбирает жанр, в котором она будет играть, — это заранее глупость. Все должно быть органично, нужно просто собраться и посмотреть, что получится, — так мы год назад и сделали. Мы любим ту энергетику, которую можно было получить от концертов Fugazi, Melvins, Nirvana, Shellac, The Сhariot, Lightning Bolt. Кто знает, может, следующий релиз мы выпустим в стиле клауд-нойз-фанк. На дворе 2017 год: глупо ограничивать себя и загонять в рамки жанров, которые к тому же находятся в полумертвом состоянии.

Состояние панка в России? Да какая разница, в каком он сейчас состоянии. Панк — это не музыкальный жанр, а attitude, так что во многих поп-артистах панка иногда больше, чем в клишированных безвкусных командах, которые играют в рок-звезд и глумятся над трупами зарубежных групп 80–90-х.

Time for Plan B

Нижегородская область

 VK

Мы росли на крутых видео с Warped Tour, где отжигали наши кумиры — настоящие герои поп-панка. Плюс все мы когда-то катались на доске, поэтому сыграть в туре под покровительством Vans было очень приятно. Панк-рок мы выбрали потому, что росли на The Offspring и Green Day. Если сравнивать панк с другими жанрами, то, конечно, это не самая популярная в России музыка. Но кажется, что жанр постепенно начинает набирать обороты, и это может вылиться в новую волну популярности. Такое своеобразное перерождение, которое происходит раз в десять лет.

Видим ли мы будущее для своей группы? Мы очень стараемся, много репетируем, придумываем новый материал. И пока есть те, кто угорает в «сёркл-питах», мечтает или грустит под наши треки, мы будем упорно стараться. Например, недавний концерт в Нижнем Новгороде был просто чумовой — столько народу в зале на своем выступлении мы увидели впервые.

В городе, откуда мы родом, сцена мертва. Из старичков осталась только одна банда, играющая брутал-дэт-метал, а из новичков — команда, которая занимается каверами на отечественную эстраду. В своем городе в Нижегородской области мы стараемся устраивать концерты сами: когда холодно, то в единственном маленьком клубе на окраине, а летом — на открытом воздухе недалеко от скейт-площадки.

В Нижнем Новгороде дела с музыкой куда лучше. Команд достаточно много, но кадров не хватает: один человек может играть в трех группах на разных инструментах. Чаще мы играем в Нижнем — туда нас приглашают друзья из других групп и организаторы небольших фестов. Концерты в основном проходят в небольших клубах, которые держат люди «за идею» и для которых это больше стиль жизни, чем способ заработка. Но в городе есть немало выдающихся групп самых разных жанров. Многие из них часто выступают в Москве и даже ездят в туры по Европе. В целом музыкальная жизнь есть, и это не может не радовать.

«Красен глаз»

Краснодар

 vk

Мы довольно комфортно чувствуем себя дома, в Краснодаре. Тут есть несколько классных площадок, на которых мы регулярно выступаем. Концерты всегда проходят очень бодро — за это спасибо локальным фанам и друзьям. Вообще, все это очень приятно и хорошо, но вот выезд у нас в активе пока только один — в питерскую «Ионотеку». Участвовать в конкурсе решили именно для того, чтобы попробовать себя на прочность и выйти к новой публике. Отклик от поездки мы заметили уже спустя несколько дней после возвращения: интереса к нашему паблику во «ВКонтакте» стало намного больше.

Краснодар — город зажиточный, это южная столица. Тут много ребят с красивыми инструментами, постоянно проходят какие-то баттлы начинающих групп, разные концерты. Но нельзя сказать, что тут много интересных проектов. Есть хардкор-группа «Ярость», реинкарнация легендарных «Засрали солнце», классный проект «Модель поведения». Кстати, в туре познакомились с очень интересной командой Wind Along the Coast. А перед самим отъездом послушали мини-альбом молодой сладж-группы Spitter и действительно офигели.

В целом за все это время идеологически близких нам команд так и не нашлось: обычно мы выступаем с приезжими кентами из «Казускомы» и Kiskin’ Zhar. Мы рубим гаражный рок с примесью рок-н-ролла, есть пауэр-поп-треки, а раньше все это было больше похоже на панк-рок. В нашей группе нет профессиональных музыкантов, но всегда остается панковский подход: делать самому так, как тебе нравится, как ты можешь, но при этом учиться и развиваться.

Angelic Milk

Санкт-Петербург

 vk

В нашем городе музыкантов становится все больше, однако возможностей продвинуться тут не так много, как в Москве. Поэтому группы все чаще создают небольшие лейблы, внутри которых царят почти семейные отношения. Например, на нашем Saint-Brooklynsburg мы часто все вместе вписываемся в помощь с каким-то концертом или фестивалем, даже если наша собственная группа на нем не играет, и вместе переживаем взлет или падение кого-то из нашей команды. Нас объединяет не любовь к одному музыкальному направлению, а общие взгляды на мир.

Полгода у нас просуществовал полностью андерграундный клуб SLAM CitY, который открыли ребята с лейбла SBRC. Каждая вечеринка или концерт там проходили как в последний раз: была полная свобода, можно было рисовать на стенах или греться у горящих бочек во дворе, а всю мебель владельцы нашли на помойке или забрали с дачи у знакомых. Но главное, что там был отличный звук, атмосфера и люди. Молодые ребята сейчас понимают, что они могут рассчитывать только на свои силы и помощь друзей, поэтому DIY-культура, которая неотделима от панка, имеет все шансы на долгое существование.

Создатели и менторы фестиваля о результатах тура


Лизавета Бефель

создатель и менеджер Vans Music Tour 2017

Мой дедушка Валерий Приказчиков первым начал играть сёрф-рок в СССР с квартетом «Электрон». В свое время он встряхнул советскую публику: привозил зарубежных артистов, когда никто еще не знал даже про Beatles. Дед трагически погиб в 50 лет — уснул за рулем машины. Тогда мне был год. Сейчас мне 27, и я, как и он, хочу сделать что-то с музыкой в России.

В каждом городе есть группы, о которых никто не знает, а некоторым даже негде играть, поэтому наш тур — это большой шаг. Перед началом тура мы вместе с ребятами из «Пасош» прослушали демо-записи музыкантов из каждого города и выбрали по три группы. Каждая тройка артистов выступила вместе на локальной площадке, после этого мы устраивали голосование во «ВКонтакте». По результатам голосования финалистами стали пять групп: все они выступили на концерте в Москве.

В каждом городе нас очень тепло встречали. Перед концертом в Ростове главное городское издание написало, что на крыше пространства «Арт-ребус» идет концерт, собрался весь город, много малолеток и вообще кричи караул. Пространство это представляло собой крышу заброшенного дома, и в какой-то момент мы испугались, что народу очень много и кто-нибудь, не дай бог, вывалится, но все обошлось. В Краснодаре народ перекрыл улицу на четыре часа: все катались на досках, пели песни, и, учитывая погоду в плюс 30 градусов, все это скорее напоминало солнечную Калифорнию. Закончилось все тем, что Кирилл, гитарист группы «Пасош», за ночь чуть не пересек границу республики Адыгеи, но его благополучно доставили обратно в отель, и тур покатился дальше.

На главном концерте в Москве было столько людей, что все это было похоже на настоящий музыкальный фестиваль. В целом есть большая радость и гордость за то, что наконец-то публика в России погрузилась в альтернативную культуру в разных ее форматах: баттлах, подпольной поэзии, гитарной инди-музыки. Даже моя мама теперь знает про Vans Music Tour и Versus Battle.


«Пасош»

Мы не выбирали группы по каким-то конкретным жанровым или стилистическим критериям. Скорее просто решали: нравится или не нравится. Не уверены, что эти группы могли бы выступить вместе где-то еще, и это здорово.

Последнее время гитарной музыке не хватает какой-то самодостаточности. Перегруженная электрогитара перестает быть жанровым инструментом и становится просто инструментом в какой угодно музыке. С другой стороны, мы недавно были на концерте «Казускомы», и на одной из песен Федя, гитарист группы, играл соло примерно семь-восемь минут, притом что сама песня длится три минуты. Все уже ждали, что песня вот-вот закончится, но на очередной тонике он начинал развивать новую тему. Это было по-своему неадекватно и очень круто. Такие вот роковые штуки, наверное, и спасают жанр.

На каждом концерте была уникальная публика. В Ростове фактически не было сцены и люди толпой обступили Петю, утащили у Кирилла монитор. В Нижнем Новгороде кто-то лазил по металлическим конструкциям под потолком и прыгал с них в зал. С московского концерта есть как минимум десять видеозаписей, где парень проваливается с крыши сцены прямо на Петю, а через несколько минут снова прыгает с нее же в толпу, которая чудом его ловит. Пока на наших концертах происходит такой трэш, нам никогда не будет скучно.



Обложка: Эли Азизова/Vans Russia