Международному кинофестивалю стран АТР «Мериданы Тихого» исполнилось 15 лет. За это время жители Владивостока увидели сотни фильмов и познакомились с мировыми звездами — Катрин Денев, Лайзой Миннели, Пьером Ришаром, Эдрианом Броуди и другими.  В юбилейном 2017-м году победителем кинофестиваля стал фильм Кантемира Балагова «Теснота», а актриса Лия Ахеджакова произнесла эмоциональную речь в защиту Кирилла Серебренникова.

«The Village Владивосток» встретился с теми, кто делает «Меридианы Тихого» и узнал об их первых воспоминаниях и ярких впечатлениях.

Текст

Дарья блинова

Фотографии

алексей зайцев

Фотографии

Артур Мигдальский


Евгения Куликова

с 2013 года — дизайнер кинофестиваля

Я занимаюсь визуальным стилем «Меридианов Тихого». Начиная от дизайна каталогов фильмов, постеров и заканчивая дипломами победителей. Основной стиль фестиваля — это оригинальные иллюстрации художницы Илоны Гансовской (она же и автор логотипа «Меридианов»). Каждый год я стараюсь делать новый дизайн на основе графики Илоны, сохраняя традиции.

Первое воспоминание. Смотреть кино на «Меридианах» я начала десять лет назад. Первые воспоминания связаны с просмотром трансляции «звездной» дорожки по телевизору. Однако точного первого воспоминания нет. Возможно, из-за ощущения, будто кинофестиваль присутствовал в моей жизни всегда.

Самые яркие впечатления. Программа «После полуночи», которая начинается поздно вечером. Две дамы примерно шестидесяти лет уходят с фильма «Черное, белое и секс». В таких случаях, я считаю, что готовиться к кинофестивалю должны не только организаторы и участники, но и зрители. Работа должна происходить с обеих сторон. Нужно, как минимум, прочитать синопсис фильма, чтобы представлять, на что ты покупаешь билет. Это важно.

Что лично значит кинофестиваль. Фестиваль — это не шоу. Это серьезное кино. В первую очередь, кинофестиваль я запоминаю по фильму, который впечатлит сильнее остальных. Для меня это самое ценное. В 2016 году, например, таким фильмом стала «Бесконечная поэзия» Алехандро Ходоровски. Также для меня это загруженный работой август, когда город еще не гремит в ожидании фестиваля, иностранных гостей и премьер фильмов. Пока все вокруг еще не опомнились, что скоро осень, мы заканчиваем последние приготовления и предвкушаем праздничный сентябрь.

важный урок за время работы. Каждый раз воспринимать работу над фестивалем, словно в первый. Самым сложным всегда было сохранить узнаваемый стиль «Меридианов Тихого», но вместе с тем сделать его отличным от предыдущего и не повторяться.


Юрий Гончаров

с 2003 по 2011 годы — отборщик и куратор программного отдела кинофестиваля
с 2011 года — директор программного отдела кинофестиваля

Первое воспоминание. Тайная репетиция с ведущими церемонии открытия первого кинофестиваля — Сергеем Степанченко и Ольгой Хохловой. На самом деле, мы просто сверяли их текст и расставляли ударения в фамилиях членов жюри. Но как только доходили до места, где нужно было объявлять фильм открытия, как, откуда ни возьмись, появлялся коллега. Он с дрожью в голосе говорил, что этим фильмом будет не заявленный в сценарии, а другой. Так было три (!) раза, и именно на одном и том же месте сценария. Мистика. Я страшно волновался, а Степанченко исчеркал свою роль так, вписывая новые названия, что если бы название поменялось в четвертый раз... То места на бумаге для него бы не нашлось.

Самые яркие впечатления. Их очень и очень много. Каждый кинофестиваль становился невероятно ярким. Здесь и встречи со «звездами», интервью, неформальное общение. Самым символичным и впечатляющим, видимо, останется картина:  10 часов утра, будний день, показ конкурсного фильма и полный зал. Вот это — настоящий восторг!

Важный урок за время работы. Нужно много работать. Тогда в тебя и то, что ты делаешь, поверят, и поблагодарят за твой труд. Кинофестиваль это подтверждает.


Юлия Польшина

с 2003 года — руководитель службы переводов кинофестиваля

Я занимаюсь координацией работы переводчиков и сама перевожу на пресс-конференциях, встречах с участниками и жюри. К юбилейному фестивалю мы, как всегда, подготовили большой фестивальный каталог, редактором которого я являюсь. На это уходит большая часть моего лета. В этом году я совсем затосковала по переводам фильмов, так как, к сожалению, времени на всё просто не хватает.

Первое воспоминание. Одно из самых ранних относится к первому году «Меридианов». Раньше перевод осуществляли не посредствам субтитров, а голосом, читая с распечатанных листов. Одним из участников был корейский альманах короткометражек. И уже на сеансе оказалось, что порядок короткометражек не совпадает с порядком перевода. Пришлось экстренно менять последовательность. В полутьме я лихорадочно перебирала страницы, раскладывала их стопками и ждала, какая же часть будет следующей.

Самые яркие впечатления. В 2010 году я работала над переводом фильма «Таквакоры» Эйяда Захра о мусульманских панк-рокерах (получил гран-при восьмого кинофестиваля). В плане языка он был выдающимся. В нем было много арабских слов, поиск которых очень интересен для переводчика. Поэтому, слово «халяль» я узнала задолго до того, как в наших магазинах стали продавать «правильную» курицу.

Что лично значит кинофестиваль. Я верю, что это событие, которое меняет жизнь Владивостока в лучшую сторону. Пусть это и может прозвучать несколько идеалистично. Кинофестиваль дает шанс посмотреть разное кино, тем самым узнавать разное о мире, открываться ему. Ведь он совершенно неодномерен, неоднозначен, он состоит из разных граней. Это как в калейдоскопе: ты меняешь угол зрения, и меняется вся картинка. И я очень горжусь, что эта возможность менять жизнь сохраняется долгих пятнадцать лет.

Важный урок за время работы. Необходимо оставаться верным себе и не предавать свою команду. Находить компромиссы, конечно, нужно, но их предел должен быть четко обозначен. Ведь если браться за работу, то выполнять ее нужно качественно и никак иначе. А главная сложность — на протяжении всего лета оставаться дома за работой, пока все отдыхают.


Андрей Василенко

с 2008 года — куратор кинопрограмм программного отдела кинофестиваля

На «Меридианы Тихого» меня пригласили куратором специальной программы, посвященной альтернативным формам экранной культуры. Это была специальная секция, где показывали экспериментальные фильмы и выставочные проекты медиаискусства.

Первое воспоминание. Первая выставка видеоарта в одном из складов ГУМа. Сейчас там супермаркет.

Самые яркие впечатления. Впечатлений было много. Самые яркие связаны с гостями — кинематографистами и критиками. И, безусловно, вспоминаются показы некоторых фильмов — которые невозможно представить на большом экране во Владивостоке вне фестиваля. Это «Капризное облако» Цай Минляна, «Битва на небесах» Карлоса Рейгадаса, «Другой» Ариэля Роттера, «Нимфа» Пен-Эка Ратанаруанга.

Что лично значит кинофестиваль. Кинофестиваль для меня это возможность все еще рассуждать о создании полноценной образовательной институции во Владивостоке.

Важный урок за время работы. Работа куратора — это бесконечное блуждание в неизведанном, и иногда к этому состоянию необходимо привыкать. И главное, нельзя доверять первому впечатлению.


Екатерина Титаренко

с 2014 года — офис-менеджер административного отдела кинофестиваляС 2015 года — координатор программ программного отдела кинофестиваля

Мой путь на «Меридианах Тихого» начался в административном отделе, а продолжился в программном. Там мы запрашиваем все фильмы, налаживаем логистику, решаем с оплатой, субтитрами и каталогами, формируем расписание, приглашаем гостей и работаем с жюри.

Первое воспоминание. Воспоминания касаются работы в качестве волонтера, когда ты знакомишься с изнанкой фестиваля и с задачами, которые нужно решать на месте. Так, в 2011 году у Ингеборги Дапкунайте после прохода по ковровой дорожке неожиданно разошелся шов на юбке. Наряд актрисы чинили буквально скотчем и канцелярскими скрепками.

Самые яркие впечатления. Помню, какой спор в 2015 году развернулся вокруг филиппинского фильма «Тень позади луны» Хун Лана. Отборщики и программный директор не могли прийти к единому мнению, ставить ли фильм в программу. Картина для многих была «темной лошадкой», однако в итоге взяла четыре награды. После показа фильма на сцену из зрительского зала поднялась пожилая женщина. Фильм тронул ее до слез, и она еще долго благодарила режиссера за проделанную работу.

Что лично значит кинофестиваль. Во многом, это попытка проявить себя. Существуют проблемы организаторского и управленческого характера, которые хочется решить, чтобы «Меридианы Тихого» функционировали еще лучше. Пусть я уже не живу во Владивостоке, но каждый раз возвращаюсь на время фестиваля и не собираюсь его бросать.

Важный урок за время работы. Никогда не перекладывать обязанности и в любой ситуации постараться помочь, даже если это не моя зона ответственности. Быть открытым как для своих коллег, так и для гостей фестиваля. Самое сложное в работе организатора кинофестиваля — сезонные перерывы. Если основная подготовка к мероприятию начинается летом, то работа отборщика начинается сразу после окончания фестиваля. Ожидание до следующего года изматывает, хотя наша работа по сути не прекращается круглый год.


Татьяна Артемьева

с 2013 года — сотрудник дирекции кинофестиваля и подрядчик в составе агентства Eddison
С 2017 года — дополнительно отвечает за работу со СМИ

Моим первым кинофестивалем стал одиннадцатый. Тогда я в составе агентства отвечала за айдентику «Меридианов Тихого», рекламную кампанию, оформление площадок и продакшен сувенирной, рекламной и информационной продукции. В этом году Eddison взял на себя еще и работу с журналистами. Вот пока до сайта еще не добрались, не совсем наш профиль. Но, думаю, в следующем году постараемся решить эту ситуацию.

Самые яркие впечатления. Первое впечатление от работы на кинофестивале — это отборщиики. Они для меня до сих пор впечатление: я не понимаю, как можно за несколько месяцев посмотреть больше тысячи фильмов. И помнить большинство из них — про что там было и кто снимался. Любой фильм, приходящий на конкурс, отборщики обязаны отсмотреть и дать по нему резюме. Вы представляете, сколько мусора они иногда вынуждены пропускать через себя?

И в принципе, самое яркое — это люди. Очень разные, странные, воодушевленные, сумасшедшие, эрудированные, с огромным багажом. Их интересно слушать, с ними интересно быть. Они и правда делают этот город лучше. Жаль, что когда мне было 17 лет, кинофестиваля не существовало. Я была бы чумовым волонтером!

Важный урок за время работы. Я не могу сказать, что вынесла какой-то урок. Скорее утвердилась в некоторых своих позициях еще сильнее. Что всегда можно сделать лучше, главное — хотеть это сделать. Что надо давать второй шанс, ибо мы все ошибаемся, мы не роботы. А вот третий — давай точно не нужно. Что не надо бояться экспериментировать, но не нельзя увлекаться экспериментами. Каждый новый кинофестиваль я думаю, что на этот раз всё будет проще и системнее. Второе получается, первое — нет. Но мы, правда, стараемся делать лучше каждый год.


Фотографии: обложка, 2–4 — Алексей Зайцев, 1 — Артур Мигдальский