Уже в октябре в Екатеринбурге откроется музейно-просветительский центр «Ячейка F». Он станет первым в России музеем за пределами Москвы, посвященным наследию авангарда. Музей располагается в квартире-ячейке типа F в доме Уралоблсовнархоза по Малышева, 21/1, разработанной одним из основоположников конструктивизма — архитектором Моисеем Гинзбургом. Это экспериментальная двухэтажная квартира с исключительным для своего времени планировочным решением, позволившим максимально увеличить полезную площадь жилья — на площади в 30 с небольшим квадратных метров здесь умещаются лестница и помещения разной высоты.

Куратор проекта, выпускник факультета журналистики УрФУ и студент Высшей школы урбанистики в Москве Никита Сучков, рассказал The Village о том, как самостоятельно подготовить экспозицию, выиграть грант на создание музея и организовать популярную краудфандинговую кампанию.

Текст

Саша Новикова

О доме

Жилой комплекс «Дом Уралоблсовнархоза» возводили в 1929–1931-х годах по проекту архитектора Моисея Гинзбурга. Это один из первых примеров конструктивистских ведомственных жилкомплексов в Свердловске и на Урале. Проектировали и строили его при активном участии москвичей: главный инженер строительной артели «Техбетон» Сергей Прохоров постоянно приезжал в Екатеринбург и контролировал процесс постройки.

Поколения жильцов в доме сменяют друг друга, и сегодняшние жители — уже дети и внуки заселившихся сюда еще в 30-х годах прошлого века. Они активно принимают участие в работе ТСЖ и заботятся о территории дома, собирают интересные истории. У одной женщины сохранился даже договор о заселении в квартиру 1938 года.

Лифты, створки которых жители открывали вручную, сегодня закрыты — эксплуатировать их невыгодно. А переход, который можно увидеть со стороны улицы Малышева, открыт, но сквозной доступ во второй корпус закрыт. Изначально он строился для того, чтобы соединить между собой два жилых корпуса: обитатели дома могли без проблем попадать в первый корпус из второго, когда в первом корпусе еще не установили лифт.

О ячейке F

Музейная ячейка — это ячейка типа F на шестом этаже. В 1990-е годы большую часть помещений в доме сдавали в аренду коммерческим организациям, которые делали ужасные перепланировки внутри. Помещения на восьмом этаже — столовую и террасу для прогулок, если верить проекту, — тогда получил Союз художников.

Изначально планировалось, что музей появится в верхней ячейке F, принадлежащей архитектору Борису Демидову. Он заехал туда в конце 2015 года, и именно он подсказал мне идею сделать что-то интересное в ячейке. Заявку на проект мы подавали вместе. Однако получилось так, что Борис Алексеевич видел в квартире в первую очередь свою мастерскую — и музейная функция в таком случае отошла бы на второй план. Фонд Потанина, выдавший нам грант на реализацию проекта, с таким положением вещей не соглашался: средства выделяли на полноценный музей. Я стал искать другие варианты, и в 2016-м арендовал другую ячейку F.

Ячейка носит имя «F», так как квартиры в домах переходного типа делили на шесть категорий, от А до F: A, B, C, D, E, F. Они различались планировками, высотой потолков. «F» получилась самой популярной — благодаря необычной планировке, когда в квартире есть и лестница, и второй уровень, и разновысотные помещения. Все это умещается на очень маленькой площади в 30–35 квадратных метров.


«F» получилась самой популярной — благодаря необычной планировке, когда в квартире есть и лестница, и второй уровень, и разновысотные помещения. Все это умещается на очень маленькой площади в 30–35 квадратных метров


О гранте

Для создания и развития музея мы подавали заявку в Благотворительный фонд Владимира Потанина и победили в грантовом конкурсе. Нам предоставили 740 тысяч рублей исключительно на музейную деятельность. Грант покрыл расходы на разработку проекта музеефикации, создание флагманской экспозиции и закупку оборудования и мебели. Если честно, когда мы подавали заявку на грант, мы не вполне осознавали масштаб проекта, поэтому запросили не самую большую сумму. Но в целом все получается — проблем нет, и суммы непосредственно на музей вполне хватает.

Мы выиграли грант в апреле 2016 года. В мае я поехал на музейный семинар фонда Потанина, где познакомился с ведущими музейщиками России. Мы участвовали в консультациях со специалистами и в тренингах, посвященных конструированию проекта музея. Форум оказался очень полезным, потому что многие нужные контакты я приобрел именно там: например, познакомился с дизайнером Евгенией Ломакиной, которая на тот момент последний год обучалась в Школе дизайна НИУ ВШЭ по программе «Коммуникационный дизайн». Она выбрала наш проект для своей дипломной работы по созданию фирменного стиля ячейки и получила за нее максимальные 10 баллов. Евгению консультировали известные московские дизайнеры Игорь Гурович и Артем Дежурко, поэтому партнерство получилось хорошим.

О краудфандинге

Краудфандинговую кампанию на завершение строительства мы объявили полтора месяца назад, первого августа, и рассчитывали на то, что справимся за месяц и сможем собрать 150 тысяч рублей. Изначально я кинул клич всем друзьям, которые занимаются темой конструктивизма — в Екатеринбурге и авангарда — в Москве, чтобы они предоставили нам лоты. Нам помогли многие интересные институции: Центр авангарда в Москве предоставил свои книги из серии «Незамеченный авангард», проект «Москва глазами инженера» поделился книгой «Что придумал Шухов». Среди местных лотов — билеты на Уральскую индустриальную биеннале, значки OldEkb с изображением конструктивистских зданий Екатеринбурга, выпущенный мной путеводитель по конструктивизму Екатеринбурга и другие. Самые популярные лоты кампании — это билет в музей в любой день после его открытия и путеводитель по конструктивизму. Все лоты нам предоставили безвозмездно.

Проект признается успешным при минимальном сборе в 75 тысяч рублей. К концу августа мы собрали около 40 тысяч и поняли, что подошли к рубежу. Казалось, что мы не справляемся. На сайте «Планеты» мы продлили сроки кампании еще на месяц, встретились с Аней Ладыгиной (автор Telegram-канала Ekb Events. — Прим. The Village) и вместе с ней отредактировали лоты так, чтобы избавиться от непопулярных и оптимизировать остальные, повысив на них спрос.

Помимо екатеринбуржцев, активное участие в кампании приняли москвичи. Судя по статистике, в денежном выражении большую часть пожертвований сделали именно москвичи (55 % пожертвований из Москвы против 39 % из Екатеринбурга). Но по количеству людей, купивших лоты, выиграл Екатеринбург: уральцев было примерно в два раза больше. Средняя сумма пожертвований москвичей при этом была в два раза выше, чем у екатеринбуржцев (1 109 рублей против 595 в Екатеринбурге). Одна девушка из Москвы пожертвовала сразу 16 тысяч рублей двумя лотами — мы поблагодарим ее на стенде музея.

О подготовке экспозиции

Для получения гранта мы долго собирали и подписывали документы, и в сентябре я приступил к реализации проекта. В это время я поступил в Высшую школу урбанистики имени Высоковского и уехал учиться в Москву, а потому занимался проектом дистанционно и параллельно. Так у меня появилась возможность воспользоваться московскими архивами: библиотекой Минстроя РФ и Российским государственным архивом литературы и искусства. Там я читал материалы об архитектуре начала 30-х и знакомился с рукописями Моисея Гинзбурга, его автобиографией. Эти материалы дали мне хороший бэкграунд о личности и образе мыслей архитектора, потому что до этого я знал все лишь по общедоступным публикациям.

Год я работал в московских архивах. В июне 2017-го мы проводили образовательную программу в Екатеринбурге «День рождения Гинзбурга» и в рамках этого сделали несколько экскурсий — по площади Парижской Коммуны, по дому и по самой ячейке. После я стал заниматься подробным архивным исследованием в екатеринбургских архивах.


я поступил в Высшую школу урбанистики имени Высоковского и уехал учиться в Москву, а потому занимался проектом дистанционно и параллельно.

Так у меня появилась возможность воспользоваться московскими архивами: библиотекой Минстроя РФ и Российским государственным архивом литературы и искусства


О планах

Помимо музея, в здании Уралобрсовнархоза будут работать лекторий и сувенирный магазин с редкими продуктами, посвященными той эпохе. Среди экспонатов самой выставки мы покажем общеизвестные чертежи дома и переписку технического совета Уралоблстройконтроля, по которой можно проследить эволюцию инженерных решений в ходе его строительства. Но это лишь малая часть экспозиции — около 70 % материалов будут эксклюзивными.

Нашей команде удалось найти много документов по малоизвестному первому корпусу дома. Раньше там находилось студенческое общежитие, студенты участвовали в социалистическом соревновании на лучшую комнату. Однажды во время празднования Международного женского дня в местном красном уголке произошла потасовка с комендантами, и всем работникам объявили выговоры. В 1941 году в доме проходили учения по противовоздушной обороне. Его насыщенную жизнь мы достаем из архивов по крупицам. Сейчас в первом корпусе находятся мастерские художников, архитекторов и дизайнеров.

Другая часть эксклюзивных материалов состоит из того, что нам предоставили жители. Например, у нас появились фотографии квартир, зафиксировавшие быт 30–40-х годов.