Органные концерты в Москве пользуются большой популярностью: помимо классических концертных площадок, орган слушают в католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской, лютеранском Кафедральном соборе Святых Петра и Павла в Старосадском переулке и старейшей церкви христиан-баптистов в Малом Трехсвятительском переулке. Купить билет в день концерта обычно сложно — их разбирают заранее, а очередь из желающих послушать орган в аутентичной атмосфере часто тянется на весь квартал.

На волне популярности жанра организаторы концертов Sound Up пригласили для сотрудничества британский фестиваль Organ Reframed, участники которого по-новому трактуют звуковые возможности традиционного инструмента. Концерт для органа, струнных и электроники, написанные современными композиторами, состоится 10 ноября в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, поскольку именно там находится один из самых больших органов в России, который позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

The Village попросил куратора фестиваля Sound Up: Organ Reframed Клэр М. Сингер составить плейлист из современной органной музыки и рассказать о том, как его слушать и понимать.

György Ligeti — Volumina für Orgel

performed by Dominik Susteck

«Volumina» Дьёрдя Лигети — без сомнения, самое логичное начало этого плейлиста. Композитор написал эту работу в 1962 году, она ознаменовала революцию в органной музыке: и в звуке, и в нотации. До сих пор она остается знаковым произведением и важным ориентиром в современном органном репертуаре и его развитии.

Работа начинается с открытия всех регистров и нажатия каждой клавиши клавиатуры, и, как вы можете представить, органисту для осуществления этих манипуляций нужны как минимум два ассистента. Во время подготовки к этой премьере мотор органа в Гётеборге загорелся! Премьера должна была состояться в Бременском кафедральном соборе, но, когда церковный совет услышал об инциденте с возгоранием, он отменил выступление, а вместо этого проиграл запись произведения, которую все же успели сделать в Гётеборге. Обновленную версию сделали только спустя шесть лет.

Даже партитура «Volumina» — отдельное произведение искусства. В ней Лигети обозначает изменение тона и длительности с помощью толстых черных и волнистых линий, изображая ими краткие вспышки отдельных нот. Выключение органа в момент, когда воздух в трубах все еще находится в движении, создает поразительный эффект: воздух покидает трубы особенно медленно, и так до последнего вздоха.

«Volumina» невероятно важна, так как привнесла в органный репертуар новый мир тембральных звуков. Это очень перекликается с тем, что делает Organ Reframed.

Anna von Hausswolff — Mountains Crave (City Slang)

Анна создает масштабные звуковые ландшафты, которые лично меня трогают до глубины души. Эта композиция с ее второго альбома «Ceremony». Раньше она писала для электронного органа и только в первый день записи «Ceremony» впервые попробовала играть на настоящем органе. Этот удивительный опыт подвиг ее написать еще два альбома для классического инструмента.

На фотографии: Claire M Singer

Phillip Glass — Music for Organ Satyagraha: Act III Finale

performed by Christopher Bowers-Broadbent

Это одно из моих любимых органных произведений.

Fennesz — La Petite Chapelle: Morning (Touch)

Запись Феннеша с серии экспериментальных концертов Spire в Кафедральном соборе Сан-Пьер в Женеве. Единственное исполнение этого произведения с участием органа, гитары и электроники.

Claire M Singer — Solas (Touch)

«Solas» из одноименного дебютного альбома я написала специально для органа Henry Willis 1877 года английской церкви Юнион-Чепел, виолончели и электроники. Его построили специально для того пространства, где он расположен. Плюс ко всему этот орган — один из немногих инструментов, где полностью восстановлен водный гидравлический насос, который используется как альтернатива электрическому мотору и имеет механическую трактуру. Это значит, что органист полностью контролирует количество воздуха, которое поступает в трубы. И этот точный контроль может создавать нежные, деликатные и почти неслышные гармонии — именно это я исследую в своем произведении.

Nico Muhly — The Revd Mustard his Installation Prelude (Bedroom Community)

рerformed by James McVinnie

Органист Джеймс Маквинни — это авангард современной органной музыки. Я выбрала трек из его альбома «Cycles», в который вошли 13 органных композиций Нико Мьюли.

Philip Jeck — The Crypt (Touch)

Единственное исполнение Филипом этой композиции для органа, вертушки и электроники. Запись лайва была сделана в Кафедральном соборе Сан-Пьер в Женеве.

Irene Buckley — The Passion of Joan of Arc

Я впервые вживую услышала Ирен в 2013 году, когда мы пригласили ее сыграть свою партитуру для «Страстей Жанны д’Арк» Карла Дрейера для органа, электроники и сопрано. Юнион-Чепел стала подходящим местом для этой разрывающей сердце классики, которая прозвучала еще более эмоционально в сопровождении ее музыки. Позже мы попросили Ирен и ее сестру Линду написать для Organ Reframed музыку к готическому шедевру Мурнау «Носферату» (орган, электроника, виолончель и альт). Это произведение открыло фестиваль Organ Reframed в 2016 году.

Sound Up: Organ Reframed

Программа концерта

Nico Muhly — Fast Cycles

Craig Armstrong — Painted in White

Claire M Singer — The Molendinar

Mark Fell — Time Diagram for Organ and Strings

Johann Sebastian Bach — Passacaglia & Fugue in C Minor, BWV 582

Philip Glass — Mad Rush

Catherine Lamb — Cumulus Totalitas

Claire M Singer — Fragments of Light

Весь плейлист доступен по ссылке



ФОТОграфиИ: обложка, 1 – Spitfire Audio/Touch Music