Через три дня наступит год, в котором до нас уже побывал Марти МакФлай из фильма «Назад в будущее — 2». Хотя, возможно, его занесло в другой рукав времени: декабрь тает на глазах, но почему-то никто не решается презентовать летающие машины, голографических акул и, конечно, микропиццы, ощутимо прибавляющие в размере и вкусе после регидратации. Вместе с режиссёром фантастического кино Антоном Уткиным и дизайнером-футурологом Анастасией Вихроновой The Village разобрался, что пошло не так. 

The Village сравнивает реальный 2015-й и то, как выглядел этот год в фильме «Назад в будущее — 2». Изображение № 1.

Антон Уткин

Режиссер фантастического кино

The Village сравнивает реальный 2015-й и то, как выглядел этот год в фильме «Назад в будущее — 2». Изображение № 2.

Анатастасия Вихронова

Дизайнер-футуролог

 

Будущее по соседству 

В 2012 году Роберт Земекис, соавтор и режиссёр трилогии «Назад в будущее», говорил: «Многие ребята, которые занимаются „предсказанием будущего“, склонны недооценивать грядущее. Они осторожничают, ведь, говоря о грядущем, мы исходим лишь из того, что знаем сейчас. Но мы с Бобом (Гейлом, соавтором сценария. — Ред.) — молодцы;  мы верно схватили процентов пятьдесят. Нормально, я бы даже сказал — очень хорошо». 

Почти 20 лет назад он бы такого не сказал. Во время промотура в честь выхода фильма доведённый до ручки однотипными вопросами журналистов Земекис с серьёзным видом заявлял, что ховерборды действительно изобретены и съёмочной команде посчастливилось ухватить тестовые образцы. Тысячи подростков по всему земному шару сгрызали ногти и умоляли Санту принести ховерборд от Mattel. С годами увядала и их вера в чудеса, и шутка Земекиса.

 

Планшеты и компьютеры

Планшет, на котором Марти предлагают поставить подпись, — чтобы по доброй традиции вложиться в починку часов на городской ратуше. 

Планшет, на котором Марти предлагают поставить подпись — чтобы по доброй традиции серии вложиться в починку часов на городской ратуше . Изображение № 3.Планшет, на котором Марти предлагают поставить подпись — чтобы по доброй традиции серии вложиться в починку часов на городской ратуше

 

Антон Уткин
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer

Компьютеры стали меньше, но не радикально. Взгляните на фото из 1985-го, астронавт держит в руках чудовищно дорогой по тем временам ноутбук, но вполне настоящий. В фильме встречаются и подобия планшетных компьютеров. Но в телефоны и планшеты я не очень верю — серьёзной работой на них не займёшься, а планшеты в фильме как раз подчинены исключительно мелким задачам: подписи и верификации личных данных.

 

  Ховерборд, летающий скейт

Земекис действительно хотел получить «уютное» будущее — для этих целей к работе над фильмом был приглашён художник Джон Белл. Ему вручили сценарий и попросили визуально объяснить, что такое ховерборды. Белл пропал на пару месяцев, вернулся с кипой эскизов… и целых два года терпеливо ждал, пока Земекис и Гейл воевали с продюсерами. Фильму был дан «зелёный свет», и стало понятно, что без присутствия Белла на площадке грядущее будет слишком восьмидесятническим.

Марти МакФлай удирает от Гриффа Таннена, отобрав ховерборд у маленькой девочки (примечательно, что она использовала его как левитирующий самокат). Изображение № 4.Марти МакФлай удирает от Гриффа Таннена, отобрав ховерборд у маленькой девочки (примечательно, что она использовала его как левитирующий самокат)

За полмесяца компания Hendo успешно закончила сбор средства на Kickstarter и 21 октября 2015 года грозится показать настоящий ховерборд, левитирующий на высоте нескольких сантиметров. Создатели Hendo очень любили фильм и потратили более десяти лет на придумывание и сборку прототипа: а в начале 2014 года канал Funny Or Die устроил добрый пранк, представив псевдоховерборд HUVr, реальность которого засвидетельствовали Моби, Кристофер Ллойд и Тони Хоук. После лавины обиженных комментариев FoD были вынуждены официально извиниться за то, что вновь подарили зрителям мечту и разбередили старые раны.

 

АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer

Летающих скейтбордов у нас всё ещё нет. Вернее, они есть, но это всё равно не совсем то, что обещали.

 

Мультиэкран 

2015 год, по версии Земекиса, сулил нам мультиэкран для видеоконференций и просмотра сотен каналов (реализовавшийся в виде Skype и Smart TV). 

Мультиэкран в доме МакФлаев, одновременно транслирующий несколько каналов. Изображение № 5.Мультиэкран в доме МакФлаев, одновременно транслирующий несколько каналов 

АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer

Никаких сотен телеканалов в привычном для восьмидесятых понимании сейчас нет, хотя счёт на них идёт куда крупней. Стриминговые сервисы видео-по-запросу всех мастей и калибров понемногу выигрывают гонку у кабельного телевидения даже в таких отсталых в телекоммуникационном плане странах, как США, но увидеть эту технологию из восьмидесятых было очень трудно — как и уже существовавший в университетах, но совсем не массовый интернет.

 

Машины с «переносным реактором»

В 2015-м автомобили, насколько видно по модификации ирландской DeLorean DMC-12, переделывали в автолёты, с реакторами, поглощающими пищевые отходы и пластиковые бутылки пепси. Такая комбинация не только позволяла летать, но и помогала в проблеме переработки мусора. Для летающих автомобилей будут соответственно устроены автомагистрали в воздухе — с разметкой и парящими знаками. 

Летающий Делореан работы Джона Белла. Изображение № 6.Летающий Делореан работы Джона Белла

Летающие машины, очаровывавшие и Джо Белла, и Сида Мида, разрабатывавшего дизайн «Бегущего по лезвию», — камень преткновения. Оба арт-директора по образованию были автомобильными дизайнерами: потому, прорабатывая реалистичные сценарии для других объектов, они всё равно отрывались на автомобилях, уделяя много времени дизайн-решениям.

Попасть в точку с левитацией не удалось во многом из-за сменившихся мировоззрений: сейчас, когда фокус делается на альтернативные источники энергии и совместное «осознанное» потребление, вместо технологических прорывов нас ожидают новые социальные механики, меняющие самый принцип взаимодействия с автомобилем.

Совсем хардкорные фанаты фильма даже нашли объяснение тому, что мы движемся в какое-то неправильное будущее: как сообщает Futurepedia, мы не передвигаемся на летающих машинах лишь потому, что в конце третьего фильма Марти и Док что-то сделали не так на Диком Западе (что — сказать сложно, потому что это что-то случилось уже за кадром), и мы оказались в другом временном рукаве.

 

АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer

Летающих машин нет: внесерийные прототипы не в счёт, а машины, находящиеся в серийном производстве, крепко стоят на земле.

 

Умные одежда и обувь

Рынок одежды и обуви выбрал другое направление: «ум» проявляется не в подгонке под потребителя, а в связи пользователя с его гаджетами и анализе его биометрических параметров. В этом проявляется уже упоминавшаяся разница мировоззренческих установок: «найки» МакФлая адаптируются под него, в то время как мы потребляем умные, но серийные модели с предустановленными размерами.

Кроссовки Марти адаптируются под него, изменяя свой размер . Изображение № 7.Кроссовки Марти адаптируются под него, изменяя свой размер

 

АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer

Умная обувь так и не появилась: «реплика» модели от Nike, вышедшая в 2011 году, мимикрирует под модель из фильма, но не обладает той же технологией.  Я почти у всех кроссовок поменял шнурки на Hickies — надевать и снимать их стало приятнее, но это очень низкотехнологичный апгрейд. Подогрев? Обдув? Просушка? Аккумулятор с микроконтроллером в подошве? Индукционная зарядка? Эх! 

 

 

Анастасия вихорнова

дизайнер и антрополог, исследующая технологический прогресс и особенности его восприятия  

Будущее, которое рисует Земекис, сложно таковым назвать: оно не радикально, в нём нет провидческих комментариев, технологии привязаны к моменту съёмок. Его грядущее не так уж радикально отличается от 1989 года. В этом одно из отличий фильма от классического и действительно футуристического «Бегущего по лезвию», в задачах которого Ридли Скотт указывал адекватное прогнозирование в области архитектуры, промышленного дизайна и общественных отношений — на 40-летнюю перспективу. Мы не оказываемся в этом 2015-м ещё и потому, что современная технологическая среда отлична от среды 80-х. Тогда технологии воспринимались как новый фронтир, рубеж, переступив который мы окажемся на новом уровне реальности. Сейчас же мы скорее оказываемся в ситуации, в которой мы сами «упрощаемся», чтобы соответствовать существующим алгоритмам. В случае «Назад в будущее» технологии подстроены под человека, они обслуживают его нужды и создают необходимый комфорт. У нас всё не так просто.

 

АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer

Самое главное в другом. Будущее часто наивно рисуется красивой приятной утопией, где люди ходят в серебристой одежде, всегда лето, все счастливы и так далее. Понятно, что гуманист Земекис рисует эту утопию нарочито, но вот как раз её-то и не сложилось. Мы живём в очень беспокойное время, и сюжет книги Вернора Уинджа Rainbows End куда ближе к нашей реальности, чем Back to the Future (что не делает кино менее интересным — просто это, конечно, сказка не про жизнь).

А жизненное будущее конструируется в движении от частного к общему, через множество взаимосвязей. Сейчас я живу в Сан-Франциско в районе Мишн; он заметно пострадал от землетрясения и пожара 1906 года; дому больше сотни лет. Вот у меня на кухне потолок. На нём лепнина, явно ар-деко, ей тоже сто лет в обед, она уже три раза замазана и закрашена, но всё равно, зараза, проступает. Ниже — рама люстры, судя по облику, примерно тех же времён — её и не меняли. От люстры уходит байпас, в который вставлен электрический провод — раньше, видимо, люстра светила газом, а когда делали ремонт и переходили на электричество, решили не ломать потолок, а пустить жгут с проводами в обход, он там налево вверх торчит, по потолку и стене с выключателем. Ну и лампочки: раньше были, уверен, лампы накаливания, сейчас CCFL, а через пару лет будут ещё более экономичные и долговечные LED.

Нормальное будущее никогда не бывает чистеньким, светленьким и белым, как в чистовом рендере начинающего архитектора. Это старая фиговина из камня, на которой привинчена новая фиговина из стали, на которой сверху приклеена ещё более новая фиговина из композитных материалов, на которую навинчен трансклюкатор на Arduino 15.0, управляющийся через LTE и Wi-Fi. Самое настоящее будущее выглядит именно так.

Текст: Дмитрий Безуглов