«Социальное кино с человеческим лицом», «вдохновляющая картина о любви», «народная драма про медиков»: об «Аритмии» говорят, что это, наверное, самый зрелый фильм Бориса Хлебникова. Сценарий (написанный в соавторстве с Натальей Мещаниновой, дебютировавшей с нашумевшим на «Кинотавре» 4 года назад «Комбинатом «Надежда») родился из идеи ромкома для ТНТ, но перерос в фестивальное явление и стал самым обсуждаемым событием конкурса. Результат – три награды кинофестиваля: главный приз, награда за лучшую мужскую роль (Александр Яценко) и приз зрительских симпатий.

Это история о людях, отношениях, человеческом факторе и многом другом — важном и добром.  Олег — врач скорой помощи, который очень любит свою работу и также сильно любит выпивать. Его жена Катя (Ирина Горбачева) – тоже врач, только приемного отделения. Она любит Олега, но не любит то, во что превратился их брак. «Любит-не любит, к сердцу прижмет, к черту пошлет» — зритель до последнего гадает, куда приведут героев обстоятельства — к примирению или все-таки к разводу, который Катя предложила по sms? Пульс их любви нитевидный. Аритмия здесь не в смысле нарушения частоты сердечного ритма, а в смысле разногласий между героями и Хлебников идеально фиксирует эту «бытовую кардиограмму».

Это совершенно безупречная с точки зрения вкуса и точности картина. Здесь идеально все: и фактура, и атмосфера, и конфликт. Герой — что-то вроде лишнего человека, который со своей добросовестностью оказывается в этом мире «не пришей кобыле хвост».

Виктор Матизен

кинокритик, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России

На пресс-конференции по фильму режиссера спросили о смысле, вложенном в название картины. «Аритмия» появилась не сразу, потом ее долго не утверждали. Хлебников искал что-то другое. Почему — объяснять не стал. Так что зрителю предстоит самому искать смыслы: профессионально-медицинские, семейно-бытовые, а возможно и социальные. Каждый домыслит самостоятельно: что это — современная love story или возрожденный производственный кинороман?

Главный приз Боре Хлебникову был отдан совершенно заслуженно — я считаю, что эта картина была выше, качественнее, цельнее, чем все остальные, представленные в конкурсе. У «Аритмии» на Кинотавре не было конкурентов, а у жюри — иного выбора».

Мария Безрук

кинокритик, член Гильдии кинематографистов России

Простые вещи и сильная драматургия. Здесь нет ни одного лишнего плана, ни одного случайного эпизода. Каждый монолог, жест, взгляд, без труда втягивает зрителя в документально-игровое пространство и не отпускает до финальных титров. Решение признать фильм Бориса Хлебникова лучшим, жюри приняло единогласно. Тот редкий случай, когда сердца экспертного жюри и зрительской аудитории бились в унисон.

«The Village Черное море» в день премьеры еще раз посмотрел фильм вместе с врачом, травматологом-ортопедом  Аскером Гвашевым и психологом Татьяной Поповой.

ТАТЬЯНА ПОПОВА

психолог

АСКЕР ГВАШЕВ

врач, травматолог-ортопед

ольга одишарова

редактор «The Village Черное море»

Ольга: «Аритимия» — это и легкий и вдохновляющий фильм о любви, и в тоже время – вроде как социальная драма. Мы наблюдаем, как вспыхнувшее в институте чувство между героями уже не такое сильное, и теперь свою страсть они пытаются сублимировать в любимую работу. Но беда в том, что у них вроде нет веского повода разводиться: очевидно, что они по-прежнему друг друга любят. Что ими движет — почему спасая чужие жизни, они не могут разобраться со своей?

ТАТЬЯНА: Одна из главных проблем героев том, что они не умеют разговаривать. Она не говорила ему о своих внутренних переживаниях и потребностях, а он о них не догадывался. Отсюда и начинаются проблемы — от недосказанности. Это печально, но большинство расколов в современных российских семьях именно от этого. Люди остаются наедине со своими мыслями, ничего с друг другом не обсуждая.

У героев была их институтская страсть. Но они, в первую очередь, были друзьями. И мне кажется, что Олег и Катя потеряли не столько любовь, сколько дружбу. Поэтому создается впечатление, что они поженились бездумно, импульсивно, как будто ради того, чтобы содержать быт «вскладчину».

Мы видим: он профессионален, весел, находчив — но совершенно инфантилен в вопросах отношений. И это тоже проблема. Он ведет себя как подросток, искренне пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, но не может. Но Олег — хороший человек, который хочет вернуть Катю, и на протяжении фильма мы наблюдаем за его постепенным взрослением. Это хороший знак.

Ольга:  «Аритимия» — не фильм, «разоблачающий» быт и работу медиков. Вернее, он не только про это. Профессия врача у Хлебникова не романтизируется, и это хорошо. Мы видим, что главный герой то и дело сталкивается с вызовами: регламент «20 минут», бюрократические процедуры, письменные жалобы пациентов. Поэтому вопрос, к вам, как к представителю профессии: справедливо ли в фильме высмеяна реформа здравоохранения?

АСКЕР: Во-первых, хочу сказать, что фильм очень понравился — отличная игра актёров, особенно Александра Яценко, исполнившего главную роль. Талантливая работа режиссёра и его команды. Высмеивает ли фильм реформу здравоохранения?  Мне кажется, что здесь скорее сделан акцент на её недостатки. Режиссёр показывает, что между реформаторами и представителями медицинской профессии отсутствует продуктивный диалог, это является причиной неразберихи, путаницы и,  в конечном счете,  мешает профессиональной деятельности медиков при оказании медицинской помощи. Реформа здесь не сколько высмеяна, сколько показана в её несовершенном обличье.

Что касается главного героя Олега, мне очень импонирует его честность, открытость, находчивость, сострадание и профессионализм. Все те качества, которые мы бы хотели видеть во враче. Рад за главного героя, ведь в конце концов любовь берет верх над неурядицами. Будущее его оптимистично: любящие люди сохранят семью,  помощь людям будут оказывать настоящие профессионалы, чиновники станут разумнее и ближе к народу, а здоровье людей станет основной заботой государства.


Фотографии: обложка, 1 — 3 — CTB Film